Промышленная империя Армена Саркисяна продолжает прирастать активами. Возглавляемая им группа S8 Capital приобрела компанию «Кордиант», крупного российского производителя шин. В периметр сделки вошли две производственные площадки, в Ярославле и в Омске, на которых располагаются три завода, а также центр НИОКР «Интайр» и центр ремонта оборудования. Сумма сделки не раскрывается, но, по оценкам аналитиков, реальная рыночная стоимость «Кордианта» сейчас может находиться в интервале от 16,5 до 24,0 млрд рублей.
Это уже не первая крупная шинная покупка S8 Capital. Неделей ранее группа приобрела у немецких собственников завод Continental в Калуге и компанию-дистрибутора. Сумма сделки оценивалась примерно в 10 млрд рублей.
Таким образом, под контролем S8 Capital оказались мощности в 9,7 млн шин в год от «Кордианта» и еще 4 млн в год (с перспективой расширения до 9 млн) — от Continental. Вместе с производственными площадками S8 Capital получила контроль над шинным брендом Gislaved, а теперь еще и над «кордиантовскими» Cordiant, Tunga и Tyrex.
Компания «Кордиант» была сформирована в 2002 году из шинных активов группы «Сибур» как «Сибур — Русские шины», в 2011-м выведена из контура «Сибура» (продана менеджменту), получив в 2012-м нынешнее имя. Завод немецкой Continental в Калуге запустили в 2013 году, но с началом СВО немцы заявили о выходе из российского бизнеса.
По совокупности проведенные сделки закрепляют за S8 Capital третье место среди крупнейших отечественных производителей шин после «Нижнекамскшины» (17 млн шин в год), бывшего актива «Татнефти» (см. «Шинное ханство», «Эксперт» № 45 за 2022 год), и бывшего завода финской Nokian (16 млн шин в год, сейчас под контролем «Татнефти»).
Однако в отличие от татарской шинной истории здесь есть интересная деталь: S8 Capital не специализируется на химической промышленности, да и на промышленности вообще. Группа Саркисяна изначально занималась лотереями («Русское лото», «Столото» и др.), в ее состав также входили виртуальный телеком-оператор (использует инфраструктуру других операторов связи) Next Mobile, интернет-агрегаторы и медиа. Как говорится, ничто не предвещало.
Но в прошлом году на фоне массового исхода с нашего рынка западных компаний «лотерейщики» начинают приобретать немаленькие промышленные активы. В июле 2022 года был приобретен завод американской Otis по производству лифтов и подъемных механизмов в Санкт-Петербурге. С конца января 2023-го предприятие работает под новым названием — «Метеор Лифт». Сумма сделки не разглашалась, но аналитики говорят о гигантском дисконте, полученном американцами, порядка 3 млрд рублей, при том что выручка российского подразделения Otis в 2021 году оценивалась в 16 млрд. В том же году долю Otis оценивали в 16% лифтового оборудования в России.
А в мае нынешнего года S8 Capital приобрела активы немецкой Bosch в Энгельсе Саратовской области. В периметр сделки попали завод по производству свечей зажигания (старое советское предприятие, приобретенное Bosch в 1997 году и затем основательно модернизированное), а также завод ручного электроинструмента и производство отопительных котлов (см. «Лотерейные билеты прирастают промышленными активами», «Эксперт» № 19 за 2023 год). Последнее выпускает промышленные и бытовые газовые котлы для отопления и снабжения горячей водой под марками Bosch и Buderus. Сумма сделки не раскрывается.
Напрямую увидеть какую-то логику в этой цепочке сделок по скупке промышленных активов довольно сложно. Можно было бы предположить, что «лотерейщики» решили воспользоваться моментом и подзаработать, скупив активы западных собственников с хорошим дисконтом — для последующей продажи по более приличной цене. Но в эту схему не укладывается ни сугубо российский «Кордиант», ни уровень переговоров о приобретении завода Otis (сделка находилась под пристальным вниманием вице-премьера Дениса Мантурова).
Зато эти действия укладываются в околоконспирологическую версию ряда журналистских расследований, связывающих руководство S8 Capital с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Если S8 Capital де-факто выступает в качестве «фронтмена» «Ростеха», которому и положено заниматься сохранением и развитием промышленных компетенций в России, то все встает на свои места. И скупка важных «западных» активов, и сильный противовес «шинному ханству».
Мы конспирологией заниматься не будем. Просто порадуемся, что уход западных собственников не превратился в потерю соответствующих промышленных компетенций.