Бизнес-школы в поиске места на карте

Видимость российских бизнес-школ в глобальном пространстве ухудшилась, но не критично. Вектор интернационализации смещается на Восток

Читать на monocle.ru

Аналитический центр «Эксперт» завершил седьмую волну исследования интернационализации бизнес-школ. В этом проекте мы уже несколько лет определяем видимость бизнес-школ России и стран СНГ в глобальном пространстве. За основу берем три ключевых критерия (см. «Методологические принципы исследования»): наиболее престижные независимые внешние оценки (международные аккредитации, рейтинги), уровень исследований в области менеджмента и партнерские проекты с мировыми лидерами.

Аккредитации под санкциями

В марте прошлого года три организации, занимающиеся аккредитацией международных бизнес-школ, выступили с совместным заявлением о приостановке всей деятельности по членству российских организаций, а также всех аккредитационных и реаккредитационных процессов. Заявление подписали Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business; AACSB), Европейский фонд развития менеджмента (European Foundation for Management Development; EFMD) и Ассоциация MBA (Association of MBAs; AMBA).

Это произошло вскоре после знаменательного события для российского рынка бизнес-образования: Высшая школа менеджмента СПбГУ получила аккредитацию AACSB. Таким образом, этот участник Карты вошел в элитный клуб бизнес-школ, имеющих «тройную корону» аккредитаций (AACSB, EQUIS и AMBA). Кроме того, московская ВШЭ получила аккредитацию EFMD для трех своих программ (две бакалаврские программы Высшей школы бизнеса и англоязычная магистратура Института статистических исследований и экономики знаний).

В итоге российские бизнес-школы встретили заявление ассоциаций при следующем аккредитационном ландшафте: институциональную AACSB сейчас имеют Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Высшая школа менеджмента СПбГУ, институциональная EQUIS есть у ВШМ СПбГУ и «Сколково», а программную EFMD получили четыре бизнес-школы: Институт экономики и управления УрФУ (первая в СНГ пятилетняя аккредитация), Школа экономики и менеджмента ВШЭ СПб, Высшая школа бизнеса ВШЭ Москва и Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ — Москва. Наиболее распространенной аккредитацией является программная AMBA, которая есть у 13 российских бизнес-школ. Эти аккредитации считаются аккредитациями первого уровня и относятся к числу наиболее престижных.

В России деятельность AACSB, EFMD и AMBA приостановлена, а в Казахстане, который также входит в контур нашего исследования, — нет. В этой стране есть две аккредитованные этими организациями бизнес-школы, и обе находятся в Алматы. Факультет бизнеса им. Бэнга Университета КИМЭП имеет EFMD, а Алматы менеджмент университет получил AMBA. Но Казахстан вправе ожидать новых аккредитаций уже в ближайшем будущем. Наибольшую активность сейчас проявляет столичная Высшая школа бизнеса (Назарбаев Университет) в рамках получения аккредитаций AACSB и AMBA.

«Мы пересматриваем нашу учебную программу, чтобы обеспечить ее соответствие передовым бизнес-школам, современному бизнес-образованию и ожиданиям аккредитующих органов. Наши преподаватели публикуют исследования в самых престижных журналах. Наконец, мы наращиваем наши усилия по привлечению высококвалифицированных преподавателей и иностранных студентов», — рассказывает о работе над получением аккредитаций заместитель декана Высшей школы бизнеса Дженифер Льюис.

Можно ожидать изменений и в других странах СНГ. Сейчас там нет бизнес-школ с аккредитациями первого уровня, но есть члены соответствующих ассоциаций: в Азербайджане два члена AACSB и один член EFMD, в Беларуси два члена EFMD, в Кыргызстане один член AACSB и EFMD.

Движение в рейтингах

Вхождение в рейтинги бизнес-школ также оказалось в зависимости от геополитических факторов. У сообщества возникли опасения по поводу дальнейшей судьбы российских университетов в международных рейтингах. Определенные изменения в связи с этим действительно произошли. В частности, российские организации стали «некликабельны» в рейтингах двух крупнейших международных агентств QS и THE, а их страницы недоступны в поиске.

Однако в целом исключения из международной системы рейтингования не произошло, мало того, российские университеты продолжают улучшать свои позиции. В рейтингах по менеджменту динамика российских вузов преимущественно положительная. Особенно это заметно в рейтинге THE «Бизнес и экономика», где сразу девять участников Карты продвинулись вверх по строчкам, ухудшились же позиции лишь у двух. Четыре российских университета выросли, перескочив сразу несколько групп: МГУ занял 101‒125-е место (годом ранее — 176‒200-е), НИУ ВШЭ сейчас на 126‒150-м месте (176‒200-е), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого сейчас на 151‒175-м месте (201‒250-е), УрФУ находится в группе 176‒200 (251‒300). Примечателен и прогресс челябинского ЮУрГУ, который раньше не входил в топ-500, а сейчас находится в группе 301‒400. Этот рост вместе с увеличением публикационной активности сделал Высшую школу экономики и управления ЮУрГУ еще одной точкой на нашей Карте интернационализации.

В то же время рано утверждать, что международная обстановка не оказывает негативного влияния на позиции российских университетов на глобальной карте. Нужно больше времени, чтобы оценить это влияние. Текущие издания рейтингов QS и THE основаны преимущественно на данных до 24 февраля 2022 года, это касается как публикационных показателей, так и результатов репутационных опросов.

Казахстанские бизнес-школы, как и в прошлом году, представлены в топ-500 рейтингов QS и THE по менеджменту одним университетом. Но если в прошлом году это был Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы), то сейчас это Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (Астана), вошедший в группу 401‒450 рейтинга QS «Бизнес и менеджмент». Столичный университет, таким образом, впервые попал на Карту интернационализации, став на ней уже шестой точкой из Казахстана.

Стоит отметить прогресс российских бизнес-школ в специализированных рейтингах от Financial Times. В рейтинге европейских бизнес-школ 2022 года существенно выросли все три российских представителя: Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС передвинулся с 58-го места на 30-е, Московская школа управления «Сколково» с 49-го места переместилась на 32-е, а Высшая школа менеджмента СПбГУ — с 57-го на 44-е.

Улучшились также позиции российских бизнес-школ в мировом топ-100 Executive MBA Ranking. ИБДА РАНХиГС поднялся с 44-го места на 40-е, МШУ «Сколково» — с 58-го на 50-е. После годового перерыва в рейтинг вернулась ВШМ СПбГУ, оказавшись на 79-м месте.

Новые точки публикационной активности

Еще один важный критерий международной видимости бизнес-школ — число их публикаций в ведущих международных журналах. В сфере бизнеса и менеджмента такими журналами могут считаться входящие в рейтинг ABDC (Австралийский совет бизнес-деканов, Аustralian Business Deans Council). Рейтинг присваивает журналам оценку от C (минимальная) до A* (максимальная). С прошлого года в публикационном рейтинге учитываются только публикации в наиболее качественных журналах — с рейтингом B и выше, так как они в первую очередь видимы для международного сообщества.

Московская ВШЭ и СПбГУ сохранили две высшие строчки по итогам публикационной активности за последние три года, в то время как УрФУ впервые вошел в тройку лидеров. В топ-10 появились ЮУрГУ (5-е место), Казахский национальный университет имени аль-Фараби (9-е место) и Финансовый университет (10-е место). Университет аль-Фараби стал вторым представителем Казахстана в топ-10 наряду с Назарбаев Университетом.

Еще два университета впервые преодолели порог в 25 публикаций из рейтинга ABDC за последние три года: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Астана, Казахстан).

Партнерство уходит на Восток

В этом году стали отчетливо видны различия в новых партнерствах России и Казахстана, а это две крупнейшие страны — участницы Карты. И это тоже связано с геополитическими факторами. Для России лидерами по числу новых соглашений с организациями, имеющими аккредитации первого уровня, стали Индия (5), Китай (4), Турция (3), и Марокко (2). Для Казахстана новые партнерства заметно отличаются: Южная Корея (5), Великобритания (4) и Франция (3).

Исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров считает образовательное сотрудничество с Индией довольно перспективным: «Это связано с развитием связей двух стран в сфере экономики, торговли, финансов и социокультурных коммуникаций, где роль образовательных коммуникаций как связующих элементов велика».

В прошлом году стало очевидно, что бизнес-школе нужно расширять пул партнеров, и Индия, по словам Федора Федорова, оказалась в числе первых кандидатов, тем более что основа для этого уже была создана: «МИРБИС довольно плотно взаимодействовал с рядом вузов в Индии. В частности, сотрудничество сложилось с Институтом менеджмента в Ахмедабаде, в рамках консорциума глобальных бизнес-инноваций по программе Executive MBA. Руководители индийских компаний приезжали в Москву, где в рамках стажировки, организованной МИРБИС, слушали лекции, выполняли проекты, выезжали в ведущие компании в Москве. В то же время слушатели Executive MBA МИРБИС отправлялись в Ахмедабад».

Сейчас, по словам Федора Федорова, потенциально интересными для слушателей МИРБИС видятся семинары по кросс-культурным особенностям ведения бизнеса и выхода на рынок Индии в очном и онлайн-форматах: «Интересен также обмен преподавательскими практиками на уровне дополнительного профессионального образования, организация стажировок».

Новые партнерства далеко не главный фактор, изменивший географию партнерств на Карте. Основные изменения, наоборот, связаны с прекращением партнерств, о которых массово сообщают разные российские бизнес-школы. Так, среди прекращенных партнерств лидером стала Франция (15), на втором месте Великобритания (12), на третьем — США (11). Три и более партнерств прекращены с аккредитованными школами Финляндии, Испании, Италии, Нидерландов, Германии и Канады. Карта партнерств бизнес-школ России и СНГ поредела впервые с ее создания в 2017 году.

Что касается программ двойных дипломов с европейскими партнерами, то многие из них продолжают действовать. И все же именно европейские бизнес-школы являются лидерами по числу прекращенных программ с российскими бизнес-школами: Франция (19), Великобритания (18) и Испания (7). Среди новых программ российских бизнес-школ можно отметить магистерскую программу Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — Москва с марокканской Rabat Business School, имеющей аккредитации EFMD и AACSB. У казахстанских бизнес-школ, представленных на карте, динамика совсем другая: ни одной прекращенной программы и новые двойные дипломы с партнерами из США (8), Южной Кореи (4) и Швейцарии (3).

Несмотря на это, академический директор ИнЭУ УрФУ Жанна Беляева отмечает рост студенческой международной мобильности на аккредитованной EFMD программе «Мировая экономика и международный бизнес»: «Интернационализация обучения — это необходимый элемент образования. Стажировка в зарубежных университетах-партнерах — это великолепная возможность расширить профессиональные границы и приобрести актуальные soft skills. В этом году некоторые наши студенты завершают обучение по программам двойных дипломов в Германии и Франции, мы сохранили эти программы, несмотря на меняющийся внешнеполитический фон».

Уровень академической мобильности пока остается довольно высоким и разнообразным, в том числе благодаря обучению на английском языке. По словам Жанны Беляевой, к примеру, в УрФУ в текущем семестре студенты едут как в направлении Запада, так и в новые вузы-партнеры на Востоке: «Интересно, что появляются желающие провести семестр в Казахстане, многие выбирают Турцию».

Развитию новых направлений во многом способствовало снятие антиковидных ограничений в Китае и открытие границ с этой страной. Интерес к Китаю был всегда, а сейчас в связи с разворотом на Восток это направление стало чрезвычайно популярным.

«Наши студенты не только поедут осенью на семестр в Китай, в разные регионы, но и примут участие в ряде летних школ в ведущих университетах этой страны», — отмечает Жанна Беляева.

Кроме того, по ее словам, традиционно высокий интерес вызывает Южная Корея. «Активно развивается партнерство с Индией и Шри-Ланкой, планируется, что в эти страны студенты поедут в следующем семестре», — говорит она.

В свою очередь, Урал в июле примет студентов из стран СНГ в рамках Летнего университета УрФУ, совсем недавно профессор из Чили проводил в институте экономики и управления УрФУ занятия для студентов бакалавриата.

«Таким образом, интернационализация образования продолжается, это позволяет не только продвигать интересы российского бизнеса за рубежом, но и выпускать настоящих профессионалов мировой экономики и международного бизнеса», — резюмирует Жанна Беляева.

Видимость на горизонте

Переориентация российских бизнес-школ на Восток стала не просто модной риторикой — это инструмент сохранения видимости российских бизнес-школ на глобальной карте. Европейские и американские бизнес-школы едва ли скоро уступят свои лидирующие позиции в списке партнеров бизнес-школ России и стран СНГ, так как они изначально доминировали в этом пуле. Но в будущем наметившиеся тренды могут привести к существенным изменениям на Карте интернационализации.

Пока мы видим, что лидером по числу новых партнерств российских бизнес-школ стала Индия. Речь идет об аккредитованных школах, то есть подтвердивших свое соответствие высоким международным стандартам. Потенциал для дальнейшего развития тут огромный: например, аккредитацию AACSB имеет 21 индийская бизнес-школа (для сравнения: Германия — 12), EQUIS — 6 (Германия тоже 6), AMBA — 14 (Германия — 6).

Одновременно и вызовом, и возможностью для российских бизнес-школ становится развитие казахстанских бизнес-школ. Вектор их интернационализации по-прежнему направлен в сторону Европы и США. Это может придать им конкурентное преимущество на фоне и так наблюдавшегося в последние годы роста. В то же время казахстанские бизнес-школы устанавливают крепкие взаимовыгодные партнерства с российскими. Это связано с общностью культур, языка, а также транспортной доступностью, в обе страны можно ездить без визы и даже загранпаспорта.

По словам проректора и директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президента РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования) Сергея Мясоедова, ведущие российские бизнес-школы и Российская ассоциация бизнес-образования предприняли ряд шагов, направленных на выстраивание отношений с группой дружественных стран.

«Мы выходим на практические соглашения о сотрудничестве с партнерами из КНР, Индии, Сербии, Турции, Ирана, с Ближнего и Среднего Востока, из Юго-Восточной Азии, Южной, Северной и Центральной Африки. Постепенно выходят на реальное сотрудничество бизнес-школы бывших советских республик», — рассказывает Сергей Мясоедов. По его словам, основные направления включают в себя обмен студентами и преподавателями, программы для бизнеса: «В фокусе обсуждения — проекты “Двойной диплом” по программам МВА/ЕМВА/ДВА и “СпецМастер”, совместные научные исследования и публикации, научные конференции».

В частности, в начале июня в Москве на базе ИБДА РАНХиГС и при поддержке РАБО прошла международная конференция, посвященная новым тенденциям в развитии бизнес-образования в мире, странах БРИКС и России. В ней приняли участие представители Армении, Казахстана, Китая, Индии, Ирана, ОАЭ, Марокко, Южной Африки и Сербии.

«Это позволяет говорить, что наши отношения с бизнес-образованием большинства дружественных стран, несмотря на санкции, быстро развиваются, следуя в фарватере движения к многополярному миру», — считает Сергей Мясоедов.

В целом, несмотря на появление новых партнерств в дружественных странах, ситуация для российского бизнес-образования непростая. Бизнес-образование всегда держалось в стороне от политики, что позволяло выстраивать кросс-культурные связи по всему миру. Ситуация изменилась, однако первыми, по мере стабилизации геополитической ситуации, начнут восстанавливаться именно коммуникации в области культуры и образования — об этом говорят многие участники нашего проекта. Сейчас важно не рвать приостановленные по политическим причинам контакты в области образования, вкладываться в новые отношения, прежде всего на Востоке, давать студентам и бизнесу возможность получать навыки кросс-культурных коммуникаций и опыт выстраивания отношений даже в нынешних непростых условиях.

Методологические принципы исследования

Под бизнес-школами мы понимаем: а) отдельные частные и государственные организации; б) структуры, являющиеся частью вузов.

Они реализуют базовые академические программы уровня бакалавриата и (или) магистратуры в области менеджмента (направления «менеджмент», «управление персоналом», «инноватика») и (или) программы дополнительного бизнес-образования (MBA, EMBA, DBA). Исследование направлено на кластеризацию бизнес-школ в зависимости от их траекторий и уровня продвижения в глобальном пространстве.

При подготовке рейтинга использовались два типа критериев: базовые (их наличие необходимо для попадания в рассмотрение) и дополнительные (существенны при оценке уровня и перспектив продвижения бизнес-школ).

Источники информации: база данных Scopus; официальные сайты аккредитующих организаций и официальные сайты бизнес-школ; данные, предоставленные бизнес-школами.

География исследования: страны СНГ.

Базовые критерии:

— наличие одной или нескольких международных институциональных аккредитаций EQUIS, AACSB или CEEMAN;

— и (или) наличие одной или нескольких международных программных аккредитаций EFMD, AMBA;

— и (или) вхождение в топ-500 предметного рейтинга QS «Бизнес и менеджмент» или THE «Бизнес и экономика»;

— и (или) наличие не менее 25 публикаций по управленческой тематике в журналах списка ABDC (Аustralian Business Deans Council) в базе данных Scopus в период 2020–2022 годов (за исключением списка журналов, разработанного в рамках проекта «Рейтинг публикационной и изобретательской активности университетов России — 2020»). Использование в качестве базового ABDC Journal Quality List (актуализирован в марте 2023 года) гарантирует, с одной стороны, приемлемый уровень качества публикаций, с другой — накладывает тематические ограничения (менеджмент, маркетинг и пр.). Количество публикаций определялось для организации в целом, а не для отдельной бизнес-школы.

Дополнительные критерии:

— развитие партнерств. Учитывались партнерства всех типов (обмен студентами, совместные исследования, совместные образовательные программы и пр.) с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня;

— программы двойного диплома. Учитывались программы двойного диплома с зарубежными бизнес-школами, имеющими по крайней мере одну аккредитацию первого уровня. Обязательное условие: по итогам программы выдаются диплом «домашней» бизнес-школы и диплом зарубежного партнера. Исключены из рассмотрения: программы по франшизе; программы, по результатам которых выдаются сертификаты; краткосрочные программы.

Критерии отнесения к уровням видимости бизнес-школ на международном рынке:

— международные бизнес-школы: наличие институциональной аккредитации первого уровня и одной из программных аккредитаций первого уровня;

— бизнес-школы, активно продвигающиеся на международном рынке: наличие одной аккредитации первого уровня и (или) наличие не менее 150 публикаций, соответствующих методологии исследования и (или) наличие не менее 50 публикаций рейтинга A* и A, соответствующих методологии исследования;

— бизнес-школы, видимые на международном рынке: от 0 до 150 публикаций, аккредитации первого уровня отсутствуют.

Анализ курсов на платформе «Открытое образование». К направлению «менеджмент» относятся направления подготовки: 08.02.00, 38.03.00, 38.03.03, 38.04.03, 27.03.05, 27.00.00, 27.04.03, 38.04.02, 27.04.08, 27.03.03. К направлению «экономика» — 08.00.05, 38.00.00, 38.06.01, 27.04.07, 38.04.01, 38.03.01, 08.00.10, 38.04.08, 38.03.05, 38.04.05. К направлению «анализ данных» — 01.03.05, 09.03.02, 01.03.02, 01.04.02, 09.03.03, 09.04.03.