Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об обязательном страховании пассажиров легковых такси.
Пока что такси — единственный вид пассажирского транспорта, не подпадающий под действие Закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Это означает, что пострадавшие пассажиры могут рассчитывать только на компенсацию по ОСАГО, максимальная выплата по которому составляет 500 тыс. рублей. По новому закону, который вступит в силу с 1 сентября 2024 года, юридическое лицо или ИП, осуществляющие перевозку легковым такси, не смогут заниматься этой деятельностью, пока не застрахуют свою ответственность минимум на 2 млн рублей за причинение вреда каждому пассажиру. Напомним: максимальная выплата по ОСГОП — 2,025 млн рублей. Предполагается, что страховку надо будет приобретать на каждое транспортное средство, на которое получено разрешение на перевозку в качестве такси. Как пояснили в Российском cоюзе cтраховщиков (РСА), после вступления закона в силу перевозчику придется приобретать два полиса: ОСАГО и ОСГОП. «ОСГОП станет распространяться только на пассажиров самого такси и на их багаж в случае получения ущерба. По ОСАГО ущерб будет компенсироваться пострадавшим по вине таксиста автомобилистам и их пассажирам, а также пешеходам», — добавили в РСА.
Законопроект вызвал много споров: некоторые представители рынка утверждали, что он приведет к сильному росту цен на поездки и усложнит работу таксопарков. Да и вообще лимита в 500 тыс. рублей по ОСАГО вполне достаточно на возмещение ущерба здоровью пострадавшему в ДТП пассажиру. «Новый закон спровоцирует рост цен на такси. Точные цифры подъема тарифов будут зависеть от размера коэффициента. Возникают также опасения, что принятие данного законопроекта может породить различные мошеннические схемы, как со стороны водителей, так и со стороны пассажиров. Например, пассажир сообщает, что во время поездки у него разбился телефон по вине водителя. Страховая компания выплачивает ему компенсацию, а коэффициент на ОСГОП для перевозчика увеличивается», — сообщили в пресс-службе «Ситимобил».
Но в реальности причин для резкого роста цен на поездки нет. РСА сейчас определяет размер коэффициента для ОГОСП. Согласно предварительным расчетам, средняя стоимость ОСГОП для такси составит около 2500–3000 рублей в год. Следовательно, затраты на приобретение полисов пассажирами для такси составят 52 копейки на поездку. Примерно таких же расчетов придерживается «Совкомбанк Страхование»: «С учетом того, что ОСГОП оформляется на год и на одно транспортное средство, влияние на тариф должно быть минимальным. В среднем, если таксист работает 23 дня в месяц и за день совершает примерно 15 поездок, получается, что страховка на каждого пассажира обойдется примерно в 60 копеек.
Другое дело, что страховой рынок уже активно педалирует тему убыточности ОСАГО, пытаясь добиться увеличения тарифов. Что, возможно, скажется и на тарифах для ОСГОП. По данным Банка России, начиная с 2018 года ОСАГО для такси убыточно: по этим полисам для такси страховщики выплачивают больше, чем собирают премий. В частности, по договорам обязательной «автогражданки» для такси, заключенным в 2018–2020 годах, сумма выплат превысила сумму страховых премий более чем на 1,5 млрд рублей. По полисам, оформленным в 2021-м, уже выплачено более 100% собранных премий (свыше 4 млрд рублей по 57 тыс. убытков), при этом еще не все убытки урегулированы. Но и тут есть механизм решения проблемы. «В 2022 году около 80 процентов договоров ОСАГО, заключенных с такси, было передано в перестраховочный пул, который призван распределять убыток на весь страховой рынок, не ставя под удар финансовую устойчивость отдельных страховых компаний», — пояснили в РСА.
В целом в союзе не ожидают, что ситуация существенно изменится, пока таксомоторные парки не станут более тщательно подходить к подбору и обучению водителей, а также пока не изменится поведение самих водителей на дороге. Как отметили в РСА, сегодня частота страховых случаев по договорам ОСАГО у такси в семь раз выше, чем у прочих легковых транспортных средств. Иначе говоря, каждое третье такси становится виновником ДТП. Так что новый вид страхования увеличит издержки (и это будет так или иначе переложено на потребителей), поможет пострадавшим добиваться более значительных компенсаций, но заставит ли он быть водителей такси аккуратнее — большой вопрос.