Самыми значимыми иностранными инвестициями в экономику Германии за последние десятилетия называют сделку американской Intel, объявившей о вложении в строительство в ФРГ новых заводов по производству микроэлектроники 30 млрд евро. Об этом было заявлено на церемонии, в которой приняли участие канцлер Германии Олаф Шольц и генеральный директор Intel Пэт Гелсингер. Стороны договорились о том, что в дополнение к столь значимым инвестициям заокеанского партнера ФРГ выделит из госбюджета внушительную субсидию — 10 млрд евро.
Заключению соглашения предшествовал активный торг: сам проект был анонсирован в марте 2022 года и в ноябре того же года Intel приобрела под него землю. Потом появлялась информация, что стройка откладывается из-за экономических проблем — в частности, против ее реализации резко выступал финансовый блок германского правительства. Изначально Германия соглашалась вложить в проект 6,8 млрд евро, а Intel говорил о сумме в 17 млрд. Но в итоге не без давления политиков необходимые средства были найдены, более того, ставки повысились, и строительство одной из крупнейших в мире мегафабрик по выпуску чипов все же начинается в восточногерманском городе Магдебурге (земля Саксония-Анхальт). Этот проект будет состоять из нескольких предприятий, где должны работать до 1000 человек. Строительная техника выходит на площадку этим летом, создание производственных линий предполагается завершить к 2027 году. По словам Олафа Шольца, запуск нового предприятия превратит Германию в «одного из крупнейших производителей чипов на планете».
У Intel уже есть свой завод в Ирландии, и на днях компания объявила о планах построить фабрику в Польше стоимостью около 5 млрд долларов и создать другие производственные мощности и исследовательские центры во Франции, Италии, Испании, а также в Израиле. Американская корпорация вот уже несколько лет рассматривает возможность расширить свое присутствие в Европе: амбициозный план создания новых производств Intel в Старом Свете на 80 млрд долларов в ближайшее десятилетие был анонсирован еще в 2021 году. И новые повороты геополитической обстановки оказались как нельзя кстати для реализации этих намерений.
Проникновение американского хайтек-гиганта в Европу является частью стратегии западных стран по усилению обороны от азиатских корпораций. В глобальном производстве микроэлектроники в последнее время все новые и новые ниши занимают производители из Тайваня, Южной Кореи, а главное, из Китая. И необходимость противостоять этому натиску провозглашена на высоком государственном уровне.
Напомним: в прошлом году США развернули торговую «войну чипов» с Китаем, строго запретив американским компаниям поставлять на китайский рынок высокотехнологичную полупроводниковую продукцию. Одновременно в 2022 году в США был принят отдельный закон — Chips for America Act (Закон о создании полезных стимулов для производства полупроводников для Америки), в соответствии с которым американское правительство выделяет на поддержку своей микроэлектронной промышленности свыше 50 млрд долларов. Евросоюз, следуя в политике и в экономике за своим старшим заокеанским братом, в текущем году принял собственный похожий закон — European Сhips Act: он предполагает господдержку в размере более 40 млрд евро и ставит перед собой цель достичь доли 20% в мировом выпуске полупроводников.
Разница только в том, что провозглашаемая независимость европейской микроэлектроники, по сути, является усилением зависимости от американской хайтек-индустрии. Американские компании не спешат передавать своим европейским партнерам технологические ноу-хау в области выпуска чипов, и развитие значимых европейских игроков на мировом рынке микроэлектроники в обозримой перспективе не просматривается. Да, в Старом Свете есть нидерландская ASML, но значимую роль в мировой полупроводниковой промышленности эта корпорация играет прежде всего благодаря выпуску оборудования для выпуска чипов, точнее литографического, которое используется в производстве интегральных микросхем.
Американские же компании, прежде всего Intel, агрессивно наращивают выпуск конечной полупроводниковой продукции. В частности, на новом заводе в Германии планируется наладить производство передовых чипов Intel 20A и Intel 18A. Корпорация позиционирует их как микросхемы нового поколения (в рекламных буклетах они громко называются чипами новой — ангстремной — эры). Эта продукция будет изготавливаться по передовому техпроцессу 2 и 1,8 нм (он позволяет на кристалле размером с человеческий ноготь размещать порядка 50 млрд транзисторов) и имеет новую структуру транзисторов — так называемые технологии RibbonFET с круговым затвором GAA, которые существенно повышают производительность, энергоемкость, надежность и прочие ключевые характеристики микросхем.
Intel пока можно отнести к отстающим игрокам мировой микроэлектроники: компания уступает в борьбе за лидерские позиции американской Nvidia, AMD, корейской Samsung. В первом квартале нынешнего года Intel получила крупнейший убыток в своей истории — 2,8 млрд долларов. Но постепенно положение корпорации выравнивается, в том числе потому, что стоимость ее акций тянут вверх новости о новых производственных проектах в Европе. В долгосрочной же перспективе места хватит всем, прогнозируют аналитики. Спрос на чипы быстро растет во многих отраслях: по оценкам McKinsey, если в 2021 году общий мировой объем рынка полупроводников оценивался в 600 млрд долларов, то к 2030 году он превысит триллионную отметку.