Предприятия МСП обеспечивают параллельный импорт в интересах государства, но попадают под прицел налоговиков
Санкционное противостояние с Западом вынуждает российские власти и бизнес находить нестандартные ходы, которые не просто позволили удержать экономику от падения в пропасть, но и смогли удивить весь мир ее устойчивостью и способностью к тектоническим изменениям. Одним из столпов успеха стало малое и среднее предпринимательство, которое мало того, что адаптировалось и демонстрирует рост по различным показателям, но и подставляет плечо «старшему брату» — крупному бизнесу, участвуя, например, в обеспечении столь необходимого параллельного импорта. Однако несогласованность ведомств приводит к тому, что реально работающие небольшие компании, оттягивающие на себя значительную долю санкционных рисков, получают клеймо «технических», то есть номинальных, организаций для получения необоснованной налоговой выгоды. О причинах возникновения коллизии и путях ее решения — в материале «Эксперта».
Власти России в борьбе за сильную и независимую экономику особое внимание уделяют поддержке малого и среднего бизнеса. В условиях санкционных угроз принимаются беспрецедентные меры для того, чтобы не только удержать предприятия МСП на плаву, но и сделать их одним из драйверов развития.
На пленарном заседании Санкт-Петербургского международного экономического форума президент Владимир Путин отметил, что важным направлением развития суверенной «экономики предложения» является расширение предпринимательской активности. И особое внимание должно уделяться МСП. Так, по словам главы государства, в малом и среднем бизнесе в стране занято более 28 млн человек. Количество самозанятых с начала 2022 года удвоилось — теперь их 7,6 млн.
Кроме того, в рамках пленарного заседания ПМЭФ Путин призвал контролирующие органы более лояльно относиться к предпринимателям. Как пример он привел ситуацию вынужденного дробления бизнеса растущими компаниями, чтобы сохранить льготы, получаемые субъектами МСП. «Нет смысла кого-то ловить за руку. Задача в том, чтобы поддержать развитие, убрать преграды, которые мешают бизнесу набирать силу, расширяться, создавать новые рабочие места. Лучший путь здесь — помогать, создавать условия для плавного и необременительного перехода в другую категорию бизнеса. Я прошу правительство в начале следующего года представить предложения на этот счет, включая запуск льготного переходного режима налогообложения», — заметил Владимир Путин.
Еще одной ключевой мерой защиты бизнеса стали ограничения проверок и других контрольных мероприятий в отношении небольших компаний. Так, в 2022 году число таких проверок составило 339 тыс., на 20% меньше, чем в 2020 году. «Это неплохой показатель, но есть и “но” — сейчас я об этом тоже скажу. Во-первых, считаю, если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, то его вообще не должны проверять — ни в плановом порядке, ни во внеплановом. Достаточно профилактических мероприятий», — сказал президент России, добавив, что работа по снижению административного давления на предпринимателей будет продолжена.
В конце мая премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, также подтвердил нацеленность руководства страны на поддержку МСП. «Все необходимо сделать для того, чтобы количество предприятий, предпринимателей увеличивалось и им было удобно работать. Потому что именно малый и средний бизнес будет являться катализатором, драйвером экономического развития России, ее суверенитета, как экономического, так и промышленного и финансового», — сказал он.
По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, именно сейчас усиливается роль МСП в структурной перестройке экономики. С одной стороны, речь идет о развитии производств внутри страны, которые заместят продукцию, подпавшую под санкции. С другой стороны, Владимир Путин на ПМЭФ подчеркнул, что «технологический суверенитет не означает собственный выпуск всех товаров и услуг — это невозможно ни для одной страны в мире, да и не нужно совсем, мы к этому не стремимся». Глава государства призвал выстраивать надежные кооперационные цепочки и технологические партнерства с коллегами из дружественных стран.
Очевидно, что для преодоления зависимости по высокотехнологичным направлениям нужны годы кропотливой работы. А для того, чтобы не сбивать темпы сейчас, правительство запустило механизм параллельного импорта. Нужен он вовсе не только для того, чтобы удовлетворять спрос населения на потребительские товары. Для крупных компаний это зачастую единственная возможность приобретать запасные части, оборудование и иную продукцию. Причем многие из них, находясь под прямыми или косвенными санкциями, не могут сотрудничать с иностранными контрагентами, представительствами и филиалами зарубежных компаний, их российскими дилерами. Между тем отсутствие иностранных комплектующих, запчастей и оборудования влечет за собой угрозу срыва производственных программ, снижения производства и, как следствие, сокращения поступлений в бюджеты всех уровней.
И здесь на помощь «старшим товарищам» приходит малый и средний бизнес, представители которого берут на себя санкционные риски поставки продукции, критически важной для продолжения работы целых отраслей. Однако нередко складывается ситуация, когда одни ведомства поддерживают и поощряют организацию параллельного импорта, а другие волей-неволей создают препятствия для него. Например, те же субъекты МСП налоговики порой механически относят к «техническим» компаниям только из-за отсутствия собственных материальных ресурсов (складов, транспортных средств и др.) и малой численности персонала. В то же время такие фирмы добросовестно выполняют все свои обязательства, в том числе компенсируя недостаток собственных ресурсов с помощью аренды или посредников.
«Число условно технических компаний начало резко расти начиная с февраля 2022 года. Во многом благодаря им удалось в первые месяцы наладить закупки товаров из-за рубежа, сформировать новые логистические маршруты. По итогам 2022 года заявки на финансирование от импортеров у нас выросли на 17 процентов. Деньги брали на логистику, закупку новых брендов и их продвижение на электронных площадках в России», — рассказала сооснователь и исполнительный директор финтех-компании для финансирования бизнеса на маркетплейсах Lemon.online Марина Кашина.
По ее мнению, проблемы таких импортеров — явление переходного этапа и участникам рынка нужно время, чтобы соответствующие рекомендации налоговиков прошли проверку временем, а компании наладили прозрачность цепочек поставок.
«Мы знаем, что импортеры до сих пор сталкиваются с отказами в вычетах по НДС и налогу на прибыль при обнаружении признаков неуплаты налогов хотя бы одним из участников цепочки поставок. Приходится восстанавливать весь ход сделки, чтобы доказать: все делалось по закону и не было необоснованной выгоды», — добавила она.
Руководитель налоговой практики GRATA International St. Petersburg Оксана Афанасьева также считает, что налогоплательщикам, участвующим в обеспечении параллельного импорта, стоит заранее работать над созданием доказательной базы, подтверждающей налоговикам добросовестность своей работы. «Полагаю, что уже сейчас налогоплательщику следует задуматься над вопросом подготовки доказательственной базы добросовестности своего поведения, а также по вопросу о том, что деятельность соответствующей компании была обусловлена именно потребностью в параллельном импорте, а не в получении необоснованной налоговой выгоды. В качестве таких доказательств, например, на мой взгляд, может быть использована переписка между юрлицами, из которой будет усматриваться соответствующая цель их взаимоотношений», — пояснила она.
По ее словам, опыт показывает, что функционирование цепочки параллельного импорта происходит за счет взаимодействия нескольких компаний, часть которых работает на территории ЕАЭС или Китая, а другая часть открывается на территории России как компании-импортеры. При этом при наличии «русского следа» компании может быть отказано в отправке подсанкционного товара, даже если уже внесен аванс. И тогда, чтобы вывезти товар, например, с территории Евросоюза, приходится искать покупателя с более «чистой» историей. Паспорта сделки на импорт оказываются открыты на одни компании, а поставщиком может оказаться другая. Такие длинные логистические цепочки приводят к увеличению времени доставки товара и, как следствие, к его удорожанию. И в этих условиях импортеры, работающие на территории РФ, должны мгновенно реагировать на проблемы, которые возникают при логистике, таможенном оформлении при вывозе из зоны Евросоюза в зону ЕАЭС, и при необходимости открывать новые компании с «чистой» историей.
«С одной стороны, это приводит к проблемам с заключением контрактов с российскими покупателями, так как у крупных покупателей существуют барьеры входа и установлены критерии к компаниям, которые могут участвовать в тендерных процедурах, одним из которых является опыт поставщика. А с другой стороны, новой компании проще завезти товар в условиях параллельного импорта, заключив контракт с компаниями на территории ЕАЭС, обеспечить фактическую логистику, доставку на территорию РФ и оплату. У этих компаний нет необходимости в найме сотрудников и создании материально-технической базы», — пояснила юрист.
Именно такие компании налоговики зачастую и относят к «техническим», оценивая их с позиции получения необоснованной налоговой выгоды, а также с позиции встраивания такой компании в цепочку с целью ведения формального документооборота и увеличения цены поставляемого товара, а равно и увеличения налога, подлежащего вычету. «Исходя из сложившейся практики проведения мероприятий налогового контроля вопросы параллельного импорта налоговыми органами как таковые не затрагиваются», — уточнила Оксана Афанасьева, добавив, что в настоящий момент отсутствует какой-либо внятный правовой механизм, позволяющий обосновать наличие такой «технической» компании именно в целях параллельного импорта, а не в целях необоснованного получения налоговой выгоды. И это приводит налогоплательщика к рискам получения доначислений со стороны налогового органа, несмотря на то что целью деятельности было обеспечение потребностей государства в той или иной иностранной продукции.
Эксперт считает, что для решения проблемы ФНС России необходимо официально обозначить позицию, которая позволила бы разграничить деятельность условно «технических» компаний, работающих в целях реализации параллельного импорта, от деятельности компаний, созданных с единственной целью — получение необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, в стране сложилась практика, когда формальное и оторванное от реальности отнесение контролирующими органами компаний малого и среднего бизнеса к «техническим» фактически становится внутренним препятствием против преодоления санкций и развития экономики. Возникшая неопределенность отчасти тормозит развитие малого и среднего предпринимательства, не давая полноценно работать добросовестным участникам рынка, а крупный бизнес лишает возможности пользоваться услугами посредников, готовых брать на себя санкционные риски.