Еще совсем недавно казалось, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху под давлением небывало массовых протестов весной этого года и под нажимом со стороны США окончательно отказался от планов провести судебную реформу. (подробнее см. «Судные дни Израиля», «Эксперт» № 14 за 2023 год). Однако израильский премьер вновь перешел в наступление, быстро проведя первое чтение закона о судебной реформе в кнессете. Поддержало законопроект 64 депутата парламента, а 56 проголосовало против. Правительству и правящей коалиции в кнессете осталось провести еще два чтения, после чего закон вступит в силу.
Демонстрации протеста возобновились, но участников акций стало существенно меньше. Демонстранты по привычке попытались перекрыть трассы и блокировать аэропорт Бен-Гурион. Но меньшее число протестующих встретило более жесткие действия полиции, применяющей водометы и конные расчеты и задерживающей демонстрантов. Ранее Нетаньяху усилил контроль над силовиками, уволив начальника полиции Тель-Авива Амихая Эшеда, отказавшегося применять спецсредства.
Нетаньяху в ответ на акции протеста опубликовал видеообращение, в котором заявил, что судебная реформа отнюдь не конец демократии, а напротив, ее укрепление. Учитывая, что судебная реформа предусматривает ограничение роли Верховного суда страны (наделенного функциями конституционного суда) и установление над ним контроля со стороны правительства (всегда имеющего большинство в парламенте), заявление премьера прозвучало издевательски. Масла в огонь общественного недовольства подливает тот факт, что в отношении Нетаньяху уже много лет идет следствие и судебный процесс по обвинению в коррупции. Оппозиция, естественно, заподозрила премьера в личной заинтересованности — поставить судебную власть страны под свой контроль.
Впрочем, главную роль в ослаблении протестов сыграли не усталость демонстрантов и жесткость полиции, а серьезное обострение отношений с палестинцами: происходят взаимные ракетные обстрелы, многочисленные теракты, проведена наземная операция израильской армии в лагерях палестинских беженцев в Дженине на Западном берегу реки Иордан. Движения ФАТХ, ХАМАС и «Исламский джихад» призвали противостоять ЦАХАЛу. В ходе военной операции погибло 11 палестинцев, объявленных властями террористами, и один израильский военнослужащий. Иран тут же вступился за единоверцев, в очередной раз пригрозив Израилю всяческими бедами. А Нетаньяху пообещал и далее жестко отвечать на теракты против израильтян. Согласно опросу общественного мнения, 47% израильтян назвали операцию в Дженине успешной, а 21% опрошенных придерживаются противоположного мнения.
В итоге гражданам Израиля в такой обстановке стало как-то не до юридических тонкостей судебной реформы. Поскольку Израиль перманентно находится в состоянии внутренних и внешних угроз, уже мало кто помнит, из-за чего вспыхнула последняя волна насилия. А началась она в апреле этого года, после того как во время священного для мусульман месяца Рамадан израильские силовики ворвались в мечеть Аль-Акса, расположенную на Храмовой горе, и в течение двух дней задерживали и избивали находящихся там верующих. По версии властей, силовики хотели обезопасить верующих и предотвратить беспорядки. А формальным поводом для штурма Аль-Аксы, третьей по значимости мусульманской святыни после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети пророка Мухаммада в Медине, стали закрытые двери мечети, что вызвало у силовиков подозрение. Как оказалось, ошибка, совершенная дважды, имела далеко идущие последствия.