Негостеприимное море

Напряжение в Черном море нарастает
Читать на monocle.ru

Выход России из зерновой сделки вряд ли подорвет, вопреки заявлениям Запада, мировую продовольственную безопасность, но грозит превратить Черное море в зону активных боевых действий.

«Черноморская зерновая инициатива», заключенная 22 июля 2022 года между Россией, Украиной, Турцией и ООН, предусматривала функционирование безопасного морского коридора для экспорта сельскохозпродукции c украинской территории. В ответ на эту инициативу страны G7 отменили санкции по торговле с Россией продуктами питания, семенами, удобрениями, репродуктивным материалом для выращивания животных, лекарствами и медицинским оборудованием. Список российских требований был шире, но Москва продолжала продлевать зерновое соглашение, ожидая их полного выполнения.

Одной из причин, препятствующих разрыву сделки, были президентские выборы в Турции и желание поддержать действующего главу государства Реджепа Эрдогана. Анкара преподносила зерновую сделку как свое огромное внешнеполитическое достижение и при этом неплохо зарабатывала, выступая хабом по перевалке украинского зерна. Желание Эрдогана продлить соглашение было настолько велико, что он даже начал выдавать желаемое за действительное. «Мы готовимся принять Путина в Турции в августе. У нас одинаковое мнение относительно продления зернового коридора», — сообщил журналистам турецкий президент накануне приостановки этого соглашения.

Однако президент РФ Владимир Путин заявил, что терпение Москвы иссякло, и перечислил список требований, при выполнении которых возможно возобновить зерновую сделку: вывод из-под санкций поставок российского зерна и удобрений; устранение препятствий для российских банков и финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия и удобрений, и их подключение к SWIFT; возобновление поставок в Россию запчастей и комплектующих для сельхозтехники и производства удобрений; решение всех вопросов с фрахтом судов и страхованием российских экспортных поставок продовольствия и удобрений, обеспечение логистики поставок; возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса; разблокирование российских активов, связанных с сельским хозяйством.

Спекуляции Запада о наступлении голода в бедных странах вследствие прекращения зерновой сделки разбиваются о два аргумента. Во-первых, за время действия соглашения первая пятерка покупателей украинской сельхозпродукции выглядела следующим образом: Китай, Испания, Турция, Италия и Нидерланды, — а на долю стран с низким уровнем доходов пришлось лишь 3% поставок. А во-вторых, Украина не остров и прекращение морских перевозок не тождественно прекращению экспорта. Существует возможность экспортировать сельхозпродукцию по Дунаю в Румынию и сухопутным путем через Польшу, Словакию, Венгрию, Молдавию и ту же Румынию. Хотя большинство этих стран (защищая местных производителей) ввели эмбарго на поставки украинской сельхозпродукции, возможность транзита остается открытой. Но поскольку перевозки по суше грузовыми автомобилями и железнодорожным транспортом стоят в несколько раз дороже морских перевозок, все разговоры о «грядущем мировом голоде» в конечном счете призваны снизить транспортные издержки для украинского бизнеса.

Самым опасным развитием событий могла бы стать попытка НАТО с помощью военно-морского флота обеспечить продолжение экспорта украинской сельхозпродукции Черным морем. Намеки на такую возможность звучали со стороны Турции, но на поверку оказались лишь элементом давления с целью продления сделки. США, которые давно ищут способ с честью выйти из тупиковой ситуации на Украине, ожидаемо заявили, что не собираются продлевать зерновое соглашение с помощью своих боевых кораблей. Их европейские союзники ожидаемо же проследовали в проложенном Вашингтоном внешнеполитическом фарватере.

Не дожидаясь окончания действия зерновой сделки, Киев нанес очередной удар морскими беспилотниками по Крымскому мосту. Средство защиты стационарных объектов от морских беспилотников давнего времени (торпед) было найдено еще до Первой мировой войны: это подводные металлические сети. Но почему-то столь простое средство защиты не было применено на очень дорогом и уже подвергавшемся атаке объекте инфраструктуры.

Россия нанесла ответную серию ударов ракетами и беспилотниками по украинским портам в Одессе и Николаеве, что сделало невозможным их использование для дальнейшей перевалки зерна.

В ответ на заявление Минобороны России о том, что с 20 июля оно будет считать все суда в акватории Черного моря, идущие в украинские порты, потенциальными перевозчиками военных грузов, украинское военное ведомство сделало аналогичное заявление относительно гражданских судов, следующих в российские порты.

Стоит напомнить, что в апреле прошлого года в результате пожара затонул флагман Черноморского флота РФ крейсер «Москва». Киев заявил, что пожар на крейсере возник в результате попадания в него нескольких украинских противокорабельных ракет «Нептун». А в июне текущего года был атакован морскими дронами USV военный корабль Черноморского флота «Приазовье», который выполнял задачи по охране газопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток» в юго-восточной части Черного моря — в сотнях километров от украинских границ. «Приазовье» сумел отбить атаку с помощью крупнокалиберных пулеметов, но гражданские суда, не оснащенные системами ПВО и пулеметами, могут стать легкой целью для аналогичных украинских атак. Единственным способом защитить гражданские суда, следующие в российские порты, является сопровождение их военным конвоем на максимальном удалении от украинского берега. Если одна из стран НАТО, желая отомстить Москве за выход из зернового соглашения, поставит Киеву более совершенное ракетное или беспилотное оружие, эти угрозы многократно возрастут.