Не в первый раз западные политики в отставке предлагали Киеву смириться с потерей части территорий в обмен на мир. Ярким примером того был Генри Киссинджер, недавно отметивший свое столетие и обладающий 70-летним опытом в международных отношениях. В ответ киевские власти, как правило (не пощадили они и Киссинджера), отвечали личными оскорблениями в адрес спикеров.
На днях экс-президент Франции Николя Саркози в интервью для Le Figaro заявил, что Украина должна быть «мостом» между ЕС и Россией, оставаясь при этом нейтральным государством. По мнению Саркози, ради этого Киеву придется отказаться от идеи возвращения Крыма, поскольку население полуострова «всегда чувствовало себя русским». Стоит напомнить, что Саркози принимал личное участие в заключении мирных договоренностей в ходе российско-грузинского военного конфликта 2008 года. Как показала практика, по прошествии пятнадцати лет Москва и Тбилиси не только не возобновили военные действия, но и в определенной степени нормализовали двусторонние отношения.
Однако тут же случился крайне неприятный для Киева инцидент: мнение о необходимости отказаться от части территорий высказал действующий западный чиновник. Руководитель офиса генсека НАТО Стиан Йенссен в интервью норвежскому изданию VG заявил, что Украина может получить членство в Североатлантическом альянсе только в обмен на уступку России части территорий. При этом Йенссен оговорился, что это дело Киева, когда и на каких условиях вести переговоры.
Но такое уточнение не спаcло Йенссена от гневных окриков из Киева, и он предпочел назвать свои слова ошибкой. «Мое заявление по этому поводу было частью более широкой дискуссии о возможных сценариях будущего в Украине, я не должен был так говорить», — сказал Йенссен. Иными словами, этот сценарий является базовым, но было ошибкой его озвучивать.
Восемнадцатого августа газета Washington Post, ссылаясь на источники, ознакомленные с выводами американского разведсообщества, сообщила, что у украинской армии не только нет шансов выйти на побережье Азовского моря, но и вряд ли получится занять город Мелитополь, находящийся на полпути к побережью.
Однако параллельно сигналам Киеву о необходимости умерить свои аппетиты Вашингтон принял решение согласиться на передачу Украине истребителей F-16 Данией и Нидерландами, что можно расценивать как шаг на пути к эскалации. По словам советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана, это произойдет лишь после завершения программы обучения украинских пилотов, о сроках завершения которого не сообщается. Равно как не говорится и о точном количестве передаваемых истребителей. Кроме того, F-16 — это платформа, чья эффективность зависит от оборудования и вооружения, в том числе от наличия или отсутствия вспомогательной системы авиационного комплекса радиообнаружения и наведения (AWACS). Но если Киеву поставят F-16 в незначительном количестве и оснастят их не самым совершенным вооружением, то можно утверждать, что такой шаг был продиктован лишь желанием не допустить разгромного поражения Киева.