Остатки со счетов типа «С», где копятся доходы по заблокированным активам нерезидентов, переведены в АСВ. Причины — контроль над этими деньгами и возможный обмен «пленными» активами
Минфин заявил, что готовит разблокировку инвестиций россиян в иностранные активы. Речь идет об активах в депозитариях Euroclear и Clearstream на сумму около 1,5 трлн рублей. Их предлагается обменять на замороженные в России активы, принадлежащие нерезидентам, — по некоторым оценкам, это примерно 1 трлн. Однако источники Financial Times поспешили опровергнуть новость о том, что с Россией ведутся переговоры об обмене активами. Подобных прецедентов в мировой практике не было, так что процесс — даже если Европа согласится — будет сложным и долгим.
По словам источника на финансовом рынке, суть предложения заключается в том, чтобы договориться с иностранными держателями средств на счетах типа «С» и обменять их активы на заблокированные средства пострадавших отечественных инвесторов. То есть заинтересованные иностранцы должны выкупить у россиян заблокированные ценные бумаги за счет денег, находящихся на счетах типа «С». На первом этапе планируется разблокировка счетов на сумму порядка 100 млрд рублей — в первую очередь розничных инвесторов.
Напомним, что в начале июня 2022 года Евросоюз наложил санкции на российский Национальный расчетный депозитарий (НРД), из-за чего его счета в Euroclear и Clearstream оказались заблокированы. По данным министра финансов Антона Силуанова, сейчас активы заморожены у 3,5 млн граждан РФ.
При этом еще в феврале 2022 года Центробанк ввел ограничения, запретив инвесторам из недружественных государств выводить средства из российских активов. Доходы от последних с тех пор поступают на специальные рублевые счета типа «С».
Сложилась патовая ситуация: и в Европе, и в России лежат активы, которые никто не может продать, а доходы — купоны и дивиденды по ним — складируются на счетах. Как напоминает адвокат и партнер BGP Litigation Сергей Гландин, в первом полугодии 2023 года процентный доход Euroclear от инвестирования замороженных активов россиян составил 1,74 млрд евро (примерно 177,9 млрд рублей). «На текущий момент отсутствуют механизмы, позволяющие конфисковать эти средства, тем не менее поиски таких путей, по утверждению ЕС и самого Euroclear Bank, продолжаются. В частности, Euroclear Bank указывает на возможность направления полученного дохода в виде налогов в пользу Украины. Так уже было выплачено 200 млн евро», — отмечает Гландин.
В России же замороженные активы и доходы по ним копятся в НРД. Точно неизвестно, как нерезиденты и российские финансовые компании использовали эти деньги. Согласно указу президента, счета типа «С» могут задействоваться для уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей в бюджет. На эти средства можно также покупать ОФЗ, размещаемые Минфином России на аукционах, переводить их на расчетные счета нерезидентов в рублях, предусмотренных разрешением Минфина, и на другие счета типа «С».
Так как все деньги аккумулировались в НРД, который является частью Мосбиржи, финансовая организация осталась в выигрыше. Чистый процентный доход Мосбиржи, которому способствовала прибыль от счетов типа «С», за первый квартал 2023 года превысил ожидания и достиг 13 млрд рублей. И даже по итогам второго квартала, когда счета «С» частично перешли под крыло Агентства по страхованию вкладов, этот доход превзошел прогнозы и компании, и аналитиков, составив 9 млрд рублей.
Эмитенты, брокеры и инвесторы в последние полтора года сами пытаются решить вопрос с замороженными по обе стороны границы активами
В конце декабря 2022 года ЦБ заявил, что финансовые организации, в которых открыты счета типа «С», не позднее января 2023 года обязаны перевести их в Агентство по страхованию вкладов. АСВ — российская госкорпорация, которая выплачивает страховое возмещение вкладчикам рухнувших банков. Кроме того, АСВ периодически занимается санацией и ликвидацией несостоятельных банков, а также управлением ими. В прошлом году обсуждался вариант, согласно которому на базе АСВ должен был возникнуть фонд компенсации для граждан, пострадавших от заморозки активов. В этот фонд и поступали бы доходы от инвестирования средств нерезидентов с тех самых счетов «С». Видимо, теперь от схемы с фондом отказались в пользу идеи обмена активами.
В обзоре главного аналитика УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктора Тунева говорится, что остатки на счетах типа «С», где лежат средства недружественных нерезидентов и куда поступают дивиденды и выплаты по купонам российских ценных бумаг, в 2023 году могут достигнуть 1 трлн рублей. Таким образом, большая часть остатков уже находится в АСВ: в первом квартале текущего года из НРД туда переведено 0,7 трлн. В самом АСВ «Эксперту» сообщили, что решение об использовании средств счетов «С» для формирования фонда компенсации пострадавшим инвесторам «не относится к компетенции АСВ». Хотя начальник аналитического управления банка БФК Максим Осадчий считает, что именно в этот фонд и передавались деньги со счетов нерезидентов.
Однако в феврале 2023 года глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что обсуждение компенсаций приостановлено, а перевод средств со счетов «С» в АСВ никак не связан с созданием соответствующего фонда. По ее словам, АСВ, как полностью контролируемый государством институт, просто обеспечит лучшую сохранность финансов. Иначе говоря, дело в безопасности.
«Я считаю, что деньги со счетов “С” были переведены в АСВ скорее из опасений по поводу появления каких-то схем, которые позволили бы размораживать средства недружественных нерезидентов с последующим их выводом за рубеж. В периметре АСВ реализовать подобные схемы будет гораздо труднее», — считает Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам».
К тому же на Агентство по страхованию вкладов не наложены никакие ограничения. «АСВ было выбрано оператором счетов “С” по понятным причинам: нужен был институт, который имеет связи почти со всеми банками (через страховые взносы по депозитам физлиц), при этом не находится под санкциями (как НРД, который был оператором до января 2023 года), ведь счета “С” вынуждены были открывать прежде всего банки с иностранным капиталом — там было больше клиентов из недружественных стран», — полагает Алексей Скородумов, предправления АКБ «Держава».
Скородумов также уверен, что средства с этих счетов АСВ никуда не вкладывает, хотя условия размещения не разглашаются. «Я не вижу попыток ЦБ раздать доходы от С-рублей российским инвесторам с замороженными иностранными активами. Зато ЦБ и Минфин вынашивают планы организовать обмен “пленными” активами (С-рубли и С-бумаги — на замороженные в Euroclear). Получается, что пока АСВ просто организовало процесс учета С-рублей, а что с ними будет происходить дальше, мы можем только предполагать», — заключает банкир.
Тем временем компании, брокеры и инвесторы последние полтора года сами пытаются решить вопрос с заблокированными активами. Например, «ЛУКойл» на днях объявил, что планирует выкупить у нерезидентов до 25% своих акций — с дисконтом к рыночной стоимости не менее 50%. Для оплаты акций в компании собираются использовать средства, лежащие на ее зарубежных счетах.
Брокеры предлагают розничным инвесторам собственные схемы: например, «Финам» в середине 2023 года запустил сервис по продаже и покупке иностранных ценных бумаг, ранее замороженных европейскими депозитариями. В приложении «Финам Трейд» доступны 115 акций, среди которых Apple, Microsoft, Tesla, PepsiCo и Pfizer. Купить их могут квалифицированные инвесторы; продажа доступна всем клиентам, у которых есть заблокированные бумаги.
Кроме того, россияне приобретают еврооблигации отечественных компаний у иностранцев с дисконтом через депозитарии дружественных стран, в частности Казахстана или Армении.
Из-за этих схем идея обмена активами кажется не слишком реалистичной. Часть инвесторов уже продала свои активы через брокеров, которые нашли обходные пути. Часть — вывела из Euroclear через дружественные страны. Отсутствие нормальной коммуникации между Минфином, ЦБ, НРД с одной стороны и Euroclear и Clearstream — с другой заставляет задуматься, точно ли все участники потенциального обмена понимают, о каком количестве средств и активов идет речь.