Ускорение роста реальной зарплаты продолжается Сломался растущий тренд денежной массы
По оперативной оценке Минэкономразвития России, в июле рост ВВП с исключением сезонного фактора ускорился до 0,5% к предыдущему месяцу после роста на 0,1% в июне. В годовом выражении ВВП превысил уровень прошлого года на 5% (+5,7% в июне), а уровень двухлетней давности — на 0,8% (0,3% в июне). В целом за семь месяцев 2023 года ВВП увеличился на 2,1% (на 1,6% в первом полугодии).
Инвестиционная активность по итогам второго квартала оказалась значительно выше ожиданий и прогнозных оценок. Общий объем инвестиций составил 7 трлн рублей. Рост по полному кругу организаций достиг 12,6% после 0,7% кварталом ранее. К уровню двухлетней давности также произошел существенный рост (+16,3%). По итогу первого полугодия 2023 года инвестиции продемонстрировали динамику, аналогичную январю‒июню прошлого года (+7,6%).
Продолжается ускорение роста реальной заработной платы. Чтобы нивелировать эффект базы, провал реальных зарплат во втором квартале прошлого года, мы пересчитали приросты этого показателя к соответствующим месяцам довоенного 2021-го. В результате видим, что после непонятного клевка в апреле, до 2,5% (возможно, это просто статистический артефакт), в мае и июне реальная зарплата показала уверенный рост: на 6,4 и 7,0% соответственно. Такая динамика зарплат корреспондирует с поведением показателя реальных располагаемых доходов населения, которые выросли по итогам первого полугодия на 4,7% к январю‒июню 2022 года.
Денежная масса в июле чуть приуменьшилась в номинальном выражении и несколько более выраженно (из-за растущей в годовом выражении инфляции) — в постоянных ценах. Годовые темпы прироста широкого денежного агрегата М2 в текущих ценах в июле снизились до 24,7% против 25,4% в июне. Реальная, с поправкой на инфляцию, денежная масса тормозит уже второй месяц подряд: годовые темпы ее прироста после достижения локального максимума в мае (21,9%) снизились до 21,4% в июне и до 19,5% — в июле. С учетом резкого подъема ключевой ставки в августе, который не может не сказаться на снижении кредитной активности, динамика денежной массы продолжит торможение в ближайшие месяцы, все дальше отходя от летних пиков, которые зафиксировали рекордную с 2011 года динамику номинальной и реальной денежной массы.
В июле продолжала расти активность в ипотечном сегменте розничного кредитования. Кредитные организации предоставили 170,5 тыс. рублевых ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) на общую сумму 646,5 млрд рублей против 167,8 тыс. рублевых ИЖК на общую сумму 626,7 млрд в июне. Прирост активности был обеспечен кредитами на приобретение строящегося жилья. Кредитование на первичном рынке жилья существенно поддерживалось льготными программами. Объем таких кредитов в июле увеличился до 363,1 млрд рублей (+12,7% за месяц). В то же время предоставление ипотеки на приобретение готового жилья сократилось на 1,8% по объему, но увеличилось на 4,1% по количеству: в июне 2023 года кредитные организации выдали 221,7 тыс. кредитов на сумму 397,6 млрд рублей.
В июле средневзвешенная ставка по ИЖК снизилась до 8,25% с 8,45% в июне, что связано с увеличением доли льготного кредитования (до 56,1% с 51,7% в июне), ставки по которому субсидирует государство.
Уровень инфляции в последние три недели заметно снизился. За этот период прирост потребительских цен составил 0,20% против 0,54% за предыдущие три недели. По итогам августа ЦМАКП ожидает инфляцию в районе 0,3%, хотя обычно этот месяц характеризуется сезонным снижением цен (например, в прошлом году они снизились в последнем летнем месяце на 0,52%). Соответственно в годовом выражении августовская инфляция может составить 5,1–5,2% к августу прошлого года против 4,3% в июле. По оперативной оценке Минэкономразвития, на 28 августа 2023 года инфляция составила уже 5% в годовом выражении.
Структурные факторы динамики инфляции, проанализированные ЦМАКП, сводятся к следующему. Фундаментальные и часть сезонных факторов подталкивают инфляцию к ускорению, а другая часть сезонных — сдерживает. Так, цены на плодоовощную продукцию довольно резко снизились (−7,2% за три последние недели), что соответствует сезонной тенденции. В числе лидеров удешевления — товары, для которых имеет место сезонное затоваривание рынков продукцией нового урожая: картофель, репчатый лук, свекла, помидоры, морковь. В то же время сохраняется довольно заметный рост цен на отдельных рынках, где действуют специфические факторы, например высока доля импорта (это яблоки — +1,3% и бананы — +1,0%) или ранее был «перелет» цен вниз и теперь они восстанавливаются до нормального уровня (огурцы +1,2%).
В то же время фиксируется почти фронтальный рост цен на мясо и мясопродукты, особенно на относительно дешевые его сорта. Так, куры и свинина за три недели подорожали на 4,2%, сосиски и сардельки — на 0,7%, баранина — на 0,52%, говядина — на 0,47%, колбаса вареная — на 0,37%, консервы мясные для детского питания — на 0,33%. Довольно заметно растут цены на гречку (+0,57% за три недели), что связано с необычно высоким объемом экспорта и соответственно с возникновением структурного дефицита на внутреннем рынке. Продолжают дорожать лекарства и товары для личной гигиены.
Постепенное размораживание потребительского спроса и удорожание импорта под влиянием летнего ослабления рубля привели к ускоренному росту цен на технически сложные товары длительного пользования. Так, телевизоры и смартфоны за три недели подорожали на 1,40%, импортные (главным образом китайские) легковые автомобили — на 1,00%, электропылесосы — на 0,91%, отечественные легковые автомобили — на 0,61%.
Крайне негативное для рынка сочетание сезонного роста спроса на топливо (сельхозработы и «отпускная» подвижность населения) и вывода на ремонт сразу нескольких нефтеперерабатывающих заводов обусловили скачок цен на моторное топливо: цены на дизтопливо за три недели подскочили на 2,2%, на автомобильный бензин — на 1,7%.