С назначением Алексея Алехина президентом крупнейшего алтайского фармпроизводителя компанию ждет масштабная модернизация, цель которой — развитие парафармацевтики и выпуск новых лекарств
Первого сентября президентом АО «Алтайвитамины» назначен Алексей Алехин, до этого занимавший должность советника заместителя председателя правительства — министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Алехин будет курировать развитие компании и помогать команде реализовывать новые стратегические цели и задачи. Алексей Алехин работает в сфере развития отечественной фармацевтической промышленности уже 12 лет, он является одним из авторов «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» («Фарма-2030»).
«Алтайвитамины» — крупнейшее отечественное фармацевтическое предприятие, входит в группу компаний «Арнест». Основанное в 1949 году в Алтайском крае, сегодня предприятие «Алтайвитамины» производит лекарственные средства в ключевых социально значимых областях (кардиология, оториноларингология, акушерство и гинекология, пульмонология, стоматология), биологически активные добавки и лечебное питание. Особенностью препаратов является природное сырье растительного, животного и минерального происхождения с Алтая и качественные субстанции. Продукция производится в соответствии с международным стандартом GMP.
Мы поговорили с Алексеем Алехиным о том, что изменится в стратегии развития компании.
— АО «Алтайвитамины» выпускает витамины, БАДы, косметику, продукты для спортивного и функционального питания. Но в сообщении указано, что вы будете также курировать производство лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых, гинекологических, проктологических заболеваний, ЖКТ и даже средств для стоматологии. Речь идет о новых линейках продуктов?
— Совершенно верно. История компании начиналась как раз с витаминов и парафармацевтики, косметики. Но сегодня «Алтайвитамины» — это большой производственный комплекс в Алтайском крае, который выпускает уже в основном лекарственные средства и медицинские изделия, известные многим нашим гражданам: «Олазоль» (средство против ожогов), «Сальбутамол» (для лечения астмы) и конечно, известные витамины «Аевит», «Ревит» и так далее. Сегодня портфель охватывает совершенно различные терапевтические области, номенклатура выпускаемых лекарственных форм очень большая — таблетки, капсулы, растворы для инфузий, мази и кремы, аэрозоли и так далее. Стратегия компании будет выстроена вокруг наращивания компетенций и доли рынка в этих сегментах, а также расширение самой номенклатуры молекул, более современных средств терапии. Но регистрация препаратов — дело небыстрое. Уже сформирован план на ближайшие пять лет, и есть понимание, какие новые интересные продукты могут дополнить нашу линейку.
— Как придется расширять производственную базу для выпуска новых препаратов? Какие, когда и кем будут сделаны инвестиции, какова доля заемных средств?
— Сегодня правительство Российской Федерации создало достаточные условия, чтобы использовать льготные режимы заемного финансирования для модернизации производств и их расширения, — это и инструментарий Фонда развития промышленности, и корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и промышленная ипотека. Конечно, мы надеемся, что пороги финансирования в будущем году будут увеличены, поскольку фармацевтика — это все-таки достаточно капиталоемкая отрасль. Планируем начать реализацию проектов уже в следующем году.
— Каковы сейчас производственные и финансовые показатели компании (данные СПАРК о выручке, прибыли, убытках и акционерах ограничены 2021 годом) и как вы планируете их увеличивать?
— В 2023 году мы видим позитивную динамику роста финансовых показателей, что продиктовано ростом определенных продуктов. Будущий осенний сезон даст качественный прирост. Мы ожидаем более трех миллиардов рублей выручки по итогам текущего года, что будет на 15‒20 процентов больше, чем в предыдущем году.
— Что сейчас представляет собой сырьевая база АО «Алтайвитамины»? Есть ли свои мараловые фермы и травяные угодья или вы работаете с подрядчиками? Какие у вас планы на этот счет?
— Конечно, мы используем алтайское сырье для производства ряда позиций БАДов, и в этом наше конкурентное преимущество. В особенности если мы говорим о плантациях облепихи. Наш регион славится уникальными природными условиями, который чудесным образом отражается на активности и концентрации биологически активных веществ.
Алтайский край, как и наши соседи из Республики Алтай, поставляет нам качественное сырье. Однако одной из задач я вижу стандартизацию и формирование конкретных требований к качеству сырья. В частности, облепиховое масло может стать одним из таких примеров, в которых продукт может быть фармацевтического качества, косметического или пищевого. Этот путь нам еще предстоит пройти.
— Как бывший советник заместителя председателя правительства и министра промышленности, какую вы позицию занимали в вопросах ценообразования на препараты ЖНВЛП, зачастую недооцененные государством и потому выбывающие из оборота?
— Вопрос препаратов нижнего ценового сегмента существует давно. Минпромторг России активно работал и продолжает работать над созданием комфортных условий для работы российских производителей, однако за ценовое регулирование отвечают другие ведомства. Инфляция, изменение курса валют, смена логистических цепочек привели к необходимости повышения цен на лекарственные препараты, которые не входят в перечень жизненно важных. Вместе с тем в регулируемом сегменте компания продолжает держать низкие цены, и мы рассматриваем это как социальную нагрузку, которую мы должны нести.