Премьеры театрального сезона 2023/24
В прошлом сезоне театры отмечали 200 лет со дня рождения Александра Островского. Эпицентром празднований стал Малый театр, где ежегодно проводится фестиваль спектаклей по пьесам русского драматурга. И в этом сезоне Малый театр не собирается с ними расставаться, обещая зрителем новые постановки хорошо известных театралам пьес: «Бесприданница» и «Светит, да не греет». Спектакль по еще одной пьесе Александра Островского, «Красавец мужчина» откроет сезон в Театре на Трубной — так теперь именуется театр, прежде известный зрителям как «Школа современной пьесы». Поставил спектакль художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан. Премьеру еще одной пьесы классика русской драматургии — «Семейная картина» — можно будет увидеть в ноябре в отмечающем десятилетие со дня основания Московском Губернском театре.
Александринский театр (как и Малый театр, они ровесники) открывает 268-й сезон. Здесь планируют отмечать 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. В мае во дворе Новой сцены (теперь она носит имя режиссера) ему установили памятник. В этом сезоне в театре планируется проведение трех фестивалей, объединенных в программу «Мейерхольдоведение», и премьера спектакля Кирилла Люкевича «Мейер» по роману Сергея Кемпо. Он выйдет в феврале следующего года. На февраль также намечена премьера спектакля по роману Льва Толстого «Воскресение». Над постановкой работает новый главный режиссер Александринского театра Никита Кобелев. Ближайшая премьера в Александринке — спектакль Константина Богомолова по мотивам романа Максима Горького «Мать». Это первая работа художественного руководителя Театра на Бронной на сцене этого театра.
В Театре на Бронной Константин Богомолов в этом сезоне собирается трижды обратиться к советской драматургии позднесталинского периода. Он обещает начать со «Свинарки и пастуха». В основе постановки — киносценарий Виктора Гусева, по которому Иваном Пырьев в 1941 году снял одноименный фильм. Это второе обращение Богомолова к творчеству Гусева. В 2018 году он поставил на сцене БДТ его пьесу 1936 года «Слава». Еще один проект художественного руководителя Театра на Бронной — спектакль по пьесе эстонского писателя Аугуста Якобсона, написанной в 1946 году и экранизированной Гербертом Раппапортом в 1947-м. В ней повествуется о психологической метаморфозе, произошедшей с эстонским профессором ботаники в последние дни Великой Отечественной войны, в результате которой он выдает советским властям родственников, сотрудничавших с нацистским режимом. Третья советская пьеса, которую собирается ставить Константин Богомолов, — «Русский вопрос» Константина Симонова. Она тоже написана в 1946-м и экранизирована в 1947-м.
Для детей в Театре на Бронной будет поставлена «Красная Шапочка» по сценарию Инны Веткиной, который был экранизирован Леонидом Нечаевым в 1977 году. Как и в его фильме «Про Красную Шапочку», в спектакле прозвучит музыка Алексея Рыбникова. Московский Губернский театр обратится к опыту советской анимации и поставит спектакль «Жили-были пес и волк», в основу которого ляжет сценарий Эдуарда Назарова — режиссера мультфильма «Жил-был пес». В Театре Моссовета Евгений Марчелли поставил спектакль «Бременские музыканты» на основе сценария Юрия Энтина и Василия Ливанова с музыкой Геннадия Гладкова, экранизированного режиссером Инной Ковалевской в мультипликационном формате в 1969 году. В спектакле о приключениях Трубадура и его друзей в роли атаманши занята Екатерина Гусева. Роль сыщика попеременно играют Валерий Яременко и Виталий Кищенко.
В МХТ, отыграв в прошлом году 125-й сезон, отмечают три новых юбилея: 125-летие театра, 100-летие музея МХАТ и 80-летие Школы-студии МХАТ. В этом году на его сцене запланированы одиннадцать постановок. В категории классики выйдут «Маскарад с закрытыми глазами» в постановке Петра Шерешевского по мотивам пьесы Михаила Лермонтова «Маскарад», и «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира в постановке Юрия Муравицкого. В конце сезона состоятся первые показы спектакля по «Театральному роману» Михаила Булгакова. Его будет ставить Денис Азаров.
На сборе труппы театра Константин Хабенский обмолвился, что собирает репетировать «одну небезызвестную пьесу, кровно связанную с Московским художественным театром», умолчав об ее названии, пообещав «сказать позже». На Малой сцене в течение сезона выйдут: «Занавес» по пьесе Андрея Стадникова в постановке Юрия Квятковского, «Голод» по роману Кнута Гамсуна в поставке Елизаветы Бондарь и «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, написанной им специально для МХТ, в постановке Марата Гацалова. На Новой сцене МХТ выйдет спектакль «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Татьяны Архипцовой. В главной роли – Ольга Яковлева.
Театр имени Вахтангова 24 сентября отметит 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. На Исторической сцене театра его биографию расскажет Юлия Рутберг в сопровождении оркестра народных инструментов России имени Николая Осипова. А первой премьерой нового сезона станет спектакль на Симоновской сцене «Ночь перед Рождеством» по повести Николая Гоголя в постановке Олега Долина. В начале декабря театр обещает на Исторической сцене премьеру «Обыкновенного чуда» по пьесе Евгения Шварца в постановке Ивана Поповски.
Еще одна премьера на Исторической сцене намечена на март — спектакль «Повести Пушкина» по пушкинской прозе в постановке Анатолия Шульева: в 2024 году грядет 225-летие главного русского поэта и прозаика. В творческой команде спектакля — художник Максим Обрезков (в следующем году ему предстоит выпустить еще один пушкинский спектакль — «Капитанскую дочку» в постановке Сергея Безрукова на сцене Московского Губернского театра). Среди других ожидаемых в этом сезоне премьер в Театре имени Вахтангова «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой в постановке Владислава Наставшева, «Пятерка теннисистам» Теннесси Уильямса — над ней работает Эльдар Трамов и «Севильский цирюльник» Пьера Бомарше — его поставит Геннадий Шапошников.
Первой премьерой Театра Наций в этом сезоне станет спектакль Данилы Чащина «Последнее лето» по киносценарию «Куоккала» Анны Козловой — автора, необычайно востребованной отечественной сериальной индустрией. Среди исполнителей главных ролей — Вениамин Смехов и Юлия Пересильд. Как и Константин Хабенский, художественный руководитель театра Евгений Миронов пообещал одиннадцать премьер. Центральная тема постановок — исследование проблема личности и времени. Зрителей ждут «спектакли о природе амбиций и персональной вине, о праве человека на индивидуальный выбор и о способности или неспособности противостоять толпе, о конфликте поколений и причудливом мире чувств». Петр Шерешевский, как только закончит работу над лермонтовским «Маскарадом» в МХТ имени Чехова, приступит к работе в Театре Наций над «Борисом Годуновым». Главную роль в спектакле сыграет Андрей Смоляков. Ближе к концу сезона Семен Серзин поставит «Отцов и детей». Елизавета Бондарь поставит шекспировского «Макбета» с Михаилом Тройником и Марией Смольниковой в главных ролях. Мария Смольникова также сыграет главную роль в спектакле по роману китайского писателя Лю Чженьюня «Я не убивала своего мужа». Поставит его китайский режиссер Дин Йетенг.
Первой премьерой в РАМТе станет документальный спектакль Марины Брусникиной «Здесь дом стоял», созданный на основе рассказов актеров старшего поколения о доме, быте и любимых вещах, когда-то их окружавших и сопровождавших. Начиная с этого сезона Марина Брусникина — главный режиссер РАМТ. Еще одна ее постановка, ожидаемая в этом сезоне, — «Лето Господне» по роману Ивана Шмелева. Другая ближайшая премьера — авантюрная ковбойская история «Сердце Запада» по рассказам О. Генри в постановке Андрея Рыклина. Художественный руководитель театра Алексей Бородин будет ставить пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Екатерина Половцева поставит мольеровского «Мизантропа», а Владимир Богатырев — чеховскую «Каштанку». В пленах театра спектакль, основанный на биографии Александра Грина, и современная версия «Короля Матиуша» Януша Корчака.