Компания «Липецкое мясо» планирует в этом году увеличить поставки говядины в Китай до рекордных объемов 55 тонн в день, или 20 тыс. тонн в год, что составляет почти половину всего экспорта говядины из России. Пробную партию объемом 137 тонн компания поставила в июле этого года. «В течение двух месяцев “Липецкое мясо” планирует перейти от еженедельных поставок к регулярным ежедневным: не менее двух контейнеров продукции. Сумма подписанных контрактов до конца года составляет 800 миллионов рублей, — рассказал “Эксперту” генеральный директор компании Сергей Оганов. — Мы будем экспортировать замороженную продукцию из говядины более чем 40 наименований. Сначала это будет продукция для B2B-каналов: оптовиков, переработчиков и сектора HoReCa, однако уже начата работа по созданию нескольких видов полуфабрикатов, но каких — пока коммерческая тайна».
Компания «Липецкое мясо» создана в 2021 году на базе производственных мощностей компании «Албиф», одного из пионеров в России по выращиванию мясных пород крупного рогатого скота. Мощности предприятия по убою составляют 84 тыс. голов в год, или 58,8 тыс. тонн мяса. Инвестиции в модернизацию и расширение производства за два года составили 250 млн рублей.
До июля этого года продавать говядину в Китай могли только две российские компании: «Мираторг» и «Заречное». Они вышли на китайский рынок в 2020 году, а до этого КНР не покупала говядину в России, равно как сейчас не пускает на свой рынок российскую свинину. В прошлом году на Китай пришлось 59% стоимостного объема российского экспорта говядины, по итогам января‒апреля 2023-го — уже 69%. В натуральном выражении вывоз говядины в прошлом году вырос больше, чем вывоз всех других видов мяса, увеличившись на 10% при общем росте мясного экспорта на 7–8%. «Наш целевой ориентир — экспортировать 70 процентов продукции, а 30 процентов продавать на внутреннем рынке, — говорит Сергей Оганов. — Предприятие готовится к аттестации для продажи говядины на Ближний Восток. Кроме того, до конца года планируем начать регулярные поставки говядины в Африку».
Российских же мясопереработчиков волнует, не станет ли говядина дорожать из-за роста экспорта. Ведь в стране сохраняется дефицит говядины. По данным Национального союза производителей говядины, в прошлом году мяса крупного рогатого скота было произведено около 1,67 млн тонн при общем производстве всех видов мяса 12,9 млн тонн (данные Росстата). Цена на говядину за два с половиной года поднялась на 27%, при том что цена свинины в прошлом году не росла, а на куриное мясо даже снизилась на 2,6%. Именно опережающий рост цен на говядину в позапрошлом году привел к тому, что Минсельхоз России обнулил импортную пошлину (она составляла 15%). «Обнуление пошлины еще больше затрудняет наращивание выпуска говядины, это только увеличит ее дефицит, — говорит исполнительный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. — У нас сохраняется зависимость от импорта на уровне 20 процентов в год от общего объемов потребления, потому что индустриальные производители говядины не инвестируют в расширение производства. У нас растет число убойных предприятий, но сырья становится все меньше из-за сокращения поголовья крупного рогатого скота. Поэтому дефицит говядины увеличивается».
Впрочем, Роман Костюк уверен, что заметный рост экспорта говядины не скажется на внутренней цене на нее. Если в целом экспорт мяса составляет не более 5% от объемов производства, то говядины — менее 3%. «Ценообразование здесь больше зависит от ветеринарных зон: в зонах, где есть ящур, но там не вакцинируют, цена несколько ниже, поскольку мясо отсюда нельзя продать на экспорт. А в “чистых’ зонах, где скот вакцинируют, говядина дороже, потому что ее можно поставлять на экспорт. Российские же переработчики довольствуются говядиной из менее благополучных зон по низкой цене». Президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что экспорт говядины следует увеличивать, несмотря на ее дефицит. «Когда мы вывозим один килограмм говядины, считайте, что вывозим шесть-семь килограммов зерновых», — посчитал Сергей Юшин.