Ikon Tyres — так теперь называется расположенный во Всеволожске Ленинградской области крупнейший российский шинный завод, который сменил зарубежного собственника и проводит ребрендинг своей продукции
О работе в новых условиях завода Ikon Tyres, который является крупнейшим предприятием в отрасли не только в России, но и в европейском масштабе, в интервью «Эксперту» рассказывает Андрей Пантюхов, генеральный директор Ikon Tyres.
— Как вашему предприятию удалось сохранить промышленную площадку и производство во Всеволожске после ухода финского собственника? Как в этом помогало правительство Ленинградской области?
— Напомню, что в конце октября 2022 года было объявлено о заключении сделки по продаже российского бизнеса финского концерна Nokian Tyres новому собственнику — ПАО «Татнефть». И в конце марта 2023 года эта сделка была закрыта. Теперь мы работаем под новым именем, с новым собственником, но, по сути, больше особо принципиально ничего не поменялось. На самом деле мы еще с лета прошлого года вели большой проект по локализации, перед нами стояла задача выработать решение, которое позволит заводу работать в автономном режиме при «разводе» с бывшей материнской компанией. И уже к началу 2023 года мы были полностью готовы работать в таком режиме. Мы смогли сохранить все наши технологические процессы, сохранить в рабочем состоянии все наше оборудование, производственные системы. То же самое касается и систем высокой автоматизации производства, поставок сырья.
Сейчас наше предприятие продолжает выпускать продукцию, которая уже давно хорошо известна и высоко зарекомендовала себя у потребителей. По большому счету, единственное, что изменилось, — это название шин. Вся эта работа велась при поддержке правительства Ленинградской области, с которым у нас за долгие годы работы сложились хорошие партнерские отношения.
— Производственные мощности завода во Всеволожске — порядка 17 миллионов шин в год. Сейчас удается сохранить объемы выпуска на прежнем уровне?
— Наши актуальные объемы производства, к сожалению, далеки от максимальных показателей прошлых лет. В первую очередь это связано с тем, что мы потеряли значительную часть экспорта продукции в страны Европы и Северной Америки.
Сейчас эти рынки для нас недоступны, и нам потребуется время, чтобы их возместить. Сегодня мы ориентируемся в первую очередь на наш домашний российский рынок, а также на рынки Беларуси и Казахстана, на которых мы уже давно работаем. Но главное, что завод продолжает работать в круглосуточном режиме, семь дней в неделю, с небольшими плановыми остановками два раза в год, как это всегда было. И мы продолжаем производить широкий ассортимент летних и зимних автомобильных шин.
— Как теперь будут называться выпускаемые вами шины?
— Несколько месяцев назад было объявлено, что новым материнским зонтичным брендом для всей продукции, которую мы производим, станет Ikon, и вся компания была переименована в Ikon Tyres. На днях мы объявили о новых названиях наших линеек шин в премиальном и среднеценовом сегментах, поскольку по условиям соглашений, которые были заключены с бывшим собственником, мы должны полностью отказаться от использования прежнего бренда. На смену им приходят другие: наша премиальная линейка в категории летних и зимних шин отныне будет называться Ikon Autograph. Среднеценовая линейка Nordman, хорошо известная потребителям, в перспективе будет переименована в Ikon Character. Пока мы продолжаем производить эту линейку под брендом Ikon Nordman. Получается, что в зимнем сезоне 2023/24, к которому мы полностью готовы, потребители на полках магазинов увидят микс нашей продукции под разными брендами. На каких-то из шин будет написано Nokian Tyres, потому что будут продаваться наши складские запасы, которые были произведены еще до конца марта, до закрытия сделки. На шинах, вышедших с конвейера после марта 2023 года, такой надписи нет, но все технические характеристики остаются аналогичными.
А начиная с летнего сезона 2024 года появятся шины с упомянутыми выше названиями под брендом Ikon.
— Есть ли отличия между вашими новыми шинами и теми, которые производились раньше?
— Технически это ровно те же шины, что мы производили в предыдущие годы, они ничем не отличаются, разница только в названии. Как и в предыдущие годы, шины производятся на том же оборудовании, по тем же технологиям, которые никуда не делись, из того же сырья. Касательно поставок сырья: нам пришлось пересмотреть некоторые логистические цепочки, но мы сохранили прежнюю сырьевую базу. Единственное техническое изменение, которое внимательные потребители смогут увидеть в зимних шинах осенью 2023 года, заключается в том, что в шинах Ikon Nordman 7 и Ikon Nordman 8 несколько модифицированы шипы. Это сделано в связи с ограничениями, наложенными на нас в рамках сделки. Обновленные шипы имеют сердечник в виде «бабочки». Предварительно мы осуществили длительный и тщательный процесс разработки нового шипа, выпустили несколько тестовых партий, провели глубокое, всестороннее их тестирование, в том числе в реальных полевых условиях. Эти шины ничем не будут уступать прежним моделям со старым шипом, а по каким-то параметрам даже будут превосходить их. И больше ничего в продуктовой линейке не изменится.
— Как предприятие решает кадровые вопросы? Удалось ли вам сохранить трудовой коллектив, насколько высоки его профессиональные навыки? Была ли корректировка численности вашего персонала за последний год?
— Нам удалось сохранить команду с огромным опытом, в том числе международным, и уникальными знаниями. Многие трудятся здесь уже более восемнадцати лет, с самого запуска завода. Интересный факт: для нового завода Nokian Tyres в Северной Америке обучение персонала в 2019 году проводили специалисты завода во Всеволожске. Введение летом 2022 года санкций ЕС, запретивших импорт шин из России в страны Евросоюза, автоматически означало для нас серьезное снижение выпуска, поскольку на экспорт шло примерно две трети нашего производства при производственной мощности 17 миллионов шин в год. Тогда мы были вынуждены скорректировать численность персонала: на пике у нас в компании было занято около 1600 человек, сейчас работает 1100. Средний стаж персонала составляет более десяти лет, что подтверждает впечатляющий коллективный опыт нашей команды. В последнее время мы больше никаких сокращений не проводили и проводить не планируем. Более того, по мере того как производство будет наращивать обороты, мы будем увеличивать численность персонала.
Одновременно мы активно развиваем наше собственное направление исследований и разработок. Раньше мы в этом вопросе зависели от материнской компании, сейчас переходим на полностью самостоятельную работу. Создан костяк команды, который объединяет специалистов с передовым опытом работы на шинном производстве как в России, так и на заводах крупных мировых производителей.
— Что вы думаете о развитии российского шинного рынка за последний год? Какое место на нем ваша компания стремится занимать?
— Мы в течение многих лет были и остаемся бесспорным лидером российского шинного рынка и в текущих условиях ставим перед собой задачу не только сохранить, но и укрепить это лидерство. Российский шинный рынок находится в достаточно хорошей форме с точки зрения спроса, но при этом на нем происходят радикальные изменения с точки зрения предложения. Целый ряд иностранных шинных производителей приняли решение уйти с российского рынка. Сейчас идет процесс консолидации российского шинного рынка, и мы планируем продолжать играть первую скрипку и усиливать свою лидерскую позицию. В предыдущие годы мы могли бы поставлять на российский рынок больше шин, но мы были ограничены квотой, которую наш прежний владелец выделял на рынок РФ. Сейчас мы самостоятельно планируем загрузку производственных мощностей, что открывает перед нами хорошие возможности. Мы планируем усиливать наши позиции на российском рынке, а также разрабатываем экспортную стратегию до 2030 года, что позволит в будущем наращивать экспортный потенциал, поскольку мы видим интерес за рубежом к сотрудничеству с нашим заводом.
— Как на российский шинный рынок влияет рост цен? Для того же автомобильного рынка это сейчас одна из главных проблем.
— Пик роста цен на шины России, по нашим наблюдениям, пришелся на прошлый год, особенно на его первую половину, когда происходила взрывная девальвация рубля, был очень существенный рост стоимости сырья и материалов. В текущем же году, по нашей оценке, цены на шины в среднем даже несколько снизились по сравнению с ценами 2022-го. В течение 2023 года мы какого-либо существенного повышения цен на шинном рынке не наблюдаем.
Важно понимать, что в значительной степени производство шин зависит от сырья и материалов, существенная часть которых по-прежнему поставляется из-за границы и покупается за валюту. Можно в качестве примера привести натуральный каучук, который покупается в основном в странах Юго-Восточной Азии, а в России не произрастает совсем. Одновременно на стоимость значительной части сырья и материалов существенно влияет стоимость нефти. Колебания цены на нефть и валютного курса рубля влияют на стоимость шин, в том числе для локального производителя. Поэтому в случае сохранения низкого курса рубля в комбинации с высокими ценами на нефть в более длительной перспективе возрастает риск существенного повышения цен на шинном рынке.
— Вы не боитесь новых конкурентов, которые приходят на российский шинный рынок? В частности, к нам активно идут китайские компании. Есть вероятность, что со временем они будут вас теснить?
— Китайские компании действительно очень сильно нарастили свое присутствие на российском рынке. За последние несколько лет объем импорта шин из КНР, по нашей оценке, практически утроился, сейчас в России продается более сотни разных шинных брендов из Китая. Но все они представлены в бюджетном сегменте и оказывают влияние на динамику этого сегмента рынка. Я не вижу, что наша продукция напрямую с ними конкурирует, потому что она находится на более высоком уровне качества и по своим техническим характеристикам в значительной степени превосходит любые образцы китайских шин, особенно когда мы говорим о зимних шинах.
Таким образом, даже в условиях усиления конкуренции, как я говорил выше, мы планируем усиливать наши рыночные позиции. Ведь мы остаемся, пожалуй, самым эффективным и современным шинным заводом, причем не только в России, но и в европейском масштабе. В новых условиях мы сохраняем высокий уровень качества нашей продукции, что обусловлено высокой автоматизацией и технологичностью нашего производства. Каждая выпускаемая нами шина проходит как обязательный визуальный контроль, так и автоматизированную проверку на оборудовании, которое симулирует установку шины на авто и ее движение по дороге. И одновременно в ближайшее время мы планируем наращивать наши собственные инженерные компетенции, развивать передовой и технологичный модельный ряд нашей продукции.