Президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении существования этого государственного образования и о роспуске всех его ведомств с 1 января 2024 года. Однако фактически армянская республика в Нагорном Карабахе прекратила свое существование уже сейчас. Бывших руководителей НКР задерживают азербайджанские силовики при попытке уехать в Армению, но при этом никто не препятствует исходу из Карабаха десятков тысяч армянских беженцев, опасающихся за свою безопасность.
В МИД Азербайджана призывают армян Карабаха не покидать места своего проживания и стать частью «многоэтнического азербайджанского общества». Однако еще в апреле этого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «армяне, проживающие в Карабахе, должны либо принять азербайджанское гражданство, либо найти другое место жительства». При этом в Азербайджане, как известно, один государственный язык — азербайджанский. То есть армяне, оставшиеся в Карабахе, должны будут не только принять гражданство Азербайджана, но и свыкнуться с мыслью, что их дети будут учиться в школе, где на азербайджанском языке им расскажут, что армяне Нагорного Карабаха на протяжении 30 лет были террористами.
А тем временем в администрации президента Азербайджана заявили, что начали регистрировать армян Нагорного Карабаха, чтобы «определить их юридический статус». Юридический статус обвиняемого уже получил задержанный азербайджанскими военными бывший глава правительства НКР Рубен Варданян. Служба государственной безопасности Азербайджана выдвинула против него обвинения в финансировании терроризма, участии в создании вооруженных формирований и даже в незаконном пересечении границы. Основатель группы компаний «Тройка Диалог» Варданян в 2022 году отказался от российского гражданства (очевидно, чтобы не ставить официальную Москву в неудобное положение перед Баку) и, распрощавшись с жизнью московского миллиардера, отправился помогать армянам Карабаха. На тот момент боевые действия, начатые Азербайджаном осенью 2020 года, давно закончились, но все равно Баку считает Варданяна террористом. Что тогда говорить о множестве армянских мужчин, десятилетиями живших в Нагорном Карабахе и державших оружие в руках, — они явно чувствуют, что им не место на их родине.
При этом остается открытым вопрос о возможных военных действиях Азербайджана, стремящегося организовать Зангезурский транспортный коридор между основной частью страны и своим эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой, который должен пройти по территории Армении. Соглашение о прекращении огня между Баку и Ереваном от 10 ноября 2020 года, заключенное Арменией, Азербайджаном и Россией, предусматривало гарантии безопасности «транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». Взамен Баку гарантировал работу Лачинского коридора шириной пять километров, который должен был обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией. После установления полного контроля Азербайджана над всей территорией Нагорного Карабаха это соглашение утратило всякий смысл.
В ответ на высказываемые относительно нового витка боевых действий опасения посол Азербайджана в Великобритании Элин Сулейманов заявил, что, хотя открытие транспортного коридоров в Нахичевань очень важно для Баку, «никто не собирается ничего открывать силой». Заявление прозвучало как миротворческое, но, если представить себе ситуацию, при которой Армения заявила бы, например, что заинтересована к выходу к Каспийскому морю, но не собирается пробивать себе этот путь силой, подобное заявление было бы воспринято как территориальная претензия к соседу.
Резко против создания подконтрольного Азербайджану Зангезурского коридора выступает Тегеран, поскольку эта транспортная артерия отрежет его от основной части Армении. Кроме того, Иран, на территории которого в три раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане, опасается усиления позиций Баку в регионе.
После недавней встречи президентов Азербайджана и Турции Ильхама Алиева и Реджепа Эрдогана в Нахичевани турецкий лидер предложил компромиссный вариант: проложить сухопутный транспортный коридор между Нахичеванской Автономной Республикой и Азербайджаном по территории Ирана. «Иран позитивно относится к этому», — заверил Эрдоган. Анкара заинтересована в создании этого транспортного коридора никак не меньше самого Баку, а может быть, и больше, поскольку это позволит Турции, граничащей с Нахичеванской Автономной Республикой, беспрепятственно транзитировать свои грузы в Азербайджан и еще сильнее укрепить собственные позиции на Южном Кавказе. А эти геополитические планы не могут не беспокоить Иран, который рассматривает Турцию как конкурента в регионе. Помимо этого в случае вооруженной агрессии Баку Ереван явно намерен обратиться за дипломатической и военной помощью к Западу (США и Франции), в лагерь которого премьер-министр Армении Никол Пашинян стремительно уводит свою страну.