Опыт Москвы показал, что креативные индустрии могут давать макроэкономический эффект, но для этого инструментарий поддержки должен быть разнообразным и точечным
В Москве открылась онлайн-платформа «Центр материалов» для специалистов из сферы моды и дизайна. По словам руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексея Фурсина, это позволит создать пространство для взаимодействия разных сегментов рынка моды: «Дизайнеры, архитекторы, декораторы интерьеров смогут использовать базу для реализации своих проектов», — рассказал он. Свыше 400 поставщиков представили на площадке более десяти тысяч образцов материалов. Помимо этого на платформе собраны сведения об актуальных тенденциях в мире моды и прогнозы об изменениях в сфере дизайна, технологий и индустрии красоты.
Это еще один инструмент поддержки креативных индустрий в Москве, запущенный профильным департаментом.
В течение последних двадцати-тридцати лет многие страны активно занимаются поддержкой креативных индустрий, потому что власти увидели в этом секторе потенциал роста экономики. В России появилось несколько исследовательских групп, которые попытались измерить вес сектора. По оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ), к 2021 году вклад креативных секторов в ВВП России составил 4,98%, а общий объем выручки исследователи оценили в 10,7 трлн рублей, это 4,21% суммарного дохода всех организаций страны.
Аналитический центр «Эксперт» сравнил результаты различных замеров в разрезе регионов. Расчеты показали, что по большинству показателей лидирует Москва. По оценке НИУ ВШЭ, добавленная стоимость столичного креативного сектора уже в 2018 году составила 1,12 трлн рублей. Это занимает 54% добавленной стоимости всех российских креативных индустрий страны. Наибольший темп набрала сфера рекламы. Москва сконцентрировала 87,6% общестрановой добавленной стоимости в этом виде деятельности, столичное телерадиовещание держит 83,7%, информационные технологии — 68,4%, киноиндустрия — 67,5%.
И дальше вес сектора только увеличивался. АСИ в 2021 году оценило вклад креативных индустрий Москвы в РВП в 18,5%. Это наибольший показатель среди субъектов РФ: на второй позиции Санкт-Петербург (12,6%), затем Тюменская (8,9%), Костромская (7%) и Новосибирская (5,4%) области.
К началу 2022 года в креативной экономике Москвы функционировало более 166 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Во всех остальных регионах количественный состав ощутимо меньше. В креативном секторе северной столицы работает 57,2 тыс. организаций, в Краснодарском крае и Свердловской области, соответственно, 25,8 тыс. и 23,4 тыс. Важно, что сектор постепенно учится зарабатывать. В 2022 году в сравнении с 2020-м суммарная выручка креативных отраслей столицы выросла с 3,2 трлн до 4 трлн рублей. Москва становится еще и магнитом для талантов, притягивая к себе лучшие творческие кадры: более 26% занятых в отраслях креативной экономики всей страны приходится на московский рынок.
В экспертных дискуссиях нередко ставится вопрос, почему столь же впечатляющие результаты не демонстрируют другие регионы. Отдельные успехи есть. К примеру, Якутия сделала колоссальный прорыв в области кинематографа. Но это, скорее, образцово-показательные кейсы. Пока большинству регионов не удается сделать хоть сколько-нибудь заметным вклад сектора в региональный валовой продукт.
Безусловно, для лидерства столицы есть базовые предпосылки, связанные с эффектом масштаба и емкостью рынка. Однако, как показало наше исследование, ключевым фактором является все-таки правильно настроенный инструментарий поддержки.
Большинство регионов пытаются опираться на универсальный подход, например разработать закон о креативных индустриях. Но проблема в том, что такой метод работает плохо. В креативной экономике приходится одновременно развивать очень много малых бизнесов, а они все разные. К примеру, ограничения роста киностудии принципиально отличаются от проблем ювелирной мастерской. И это, пожалуй, один из серьезных вызовов для властей регионов.
Правительство Москвы эту проблематику увидело. В 2020 году столичный департамент предпринимательства и инновационного развития решил создать отдельную организацию для развития творческого бизнеса — Агентство креативных индустрий (АКИ). Новая структура пошла по пути разработки разных проектов для творческих предпринимателей с учетом их специфики.
К примеру, стало видно, что дизайнерам интерьеров и городских пространств непросто найти заказчиков. В рамках проекта «Арт фабрика» власти помогают им устанавливать контакты с крупными девелоперами.
Несколько другие потребности, как выяснилось, появляются у создателей аудио- и визуального контента: артистам не хватает навыков коммуникации с продюсерами и менеджерами. Поэтому АКИ для этой аудитории решило создать резиденцию «Фабрика музыки»: здесь творческие люди готовят к выпуску свои записи, находят клиентов и работодателей.
Чтобы расширить возможности коммуникаций, в июне этого года при поддержке АКИ был открыт онлайн-рынок отечественного аудиовизуального контента Key Buyers Event: Digital Edition. К нему присоединились более 1400 участников, около 600 из которых представляли международные компании из 70 стран. Участникам уже в дни проведения онлайн-рынка удалось заключить несколько контрактов на продажу московских фильмов, сериалов и анимационных лент за рубеж.
В ходе анализа тенденций власти также обратили внимание на проблемы в сфере промышленного дизайна, и главная из них — отсутствие взаимодействия разных участников технологической цепочки. Агентство креативных индустрий и департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы задумались о создании площадки, которая объединила бы дизайнеров и представителей реального производственного сектора. Так появился проект «Фабрика дизайна». На фоне санкционного давления появился запрос на формирование собственных технологий в разных секторах экономики, и актуальность проекта стала еще острее, он уже вышел за пределы Москвы, в нем участвует 72 региона. Помимо того что дизайнеры пытаются решить конкретные задачи, поставленные перед ними реальными игроками рынка, для них это еще и своеобразная школа. Востребованным проект оказался и среди производственников.
«“Фабрика дизайна” — это хороший способ помониторить рынок, — считает директор Центра территориального развития Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский. — Есть возможность посмотреть на специалистов, которые могут решать типовые задачи».
У производителей товаров — свои специфические проблемы. Вячеслав Правдзинский называет их «страхом входа в дизайн»: «Предприятиям, у которых нет внутренней компетенции по заказу дизайна, трудно понять, как этот сервис устроен, как он оплачивается, что можно получать на выходе. На мой взгляд, “Фабрика дизайна” — это хороший способ получить эту компетенцию и посмотреть всю широту представленных кадров на рынке. В итоге можно выбрать того, кто тебе наиболее близок для решения твоей задачи».
С другой стороны, по мнению главного художника Управления архитектуры Челябинска Павла Писклакова, у дизайнеров появляется шанс показать себя и найти заказчиков: «Этой коммуникации на рынке сильно не хватает. Причем теоретически все готовы сотрудничать, а встретиться не получается. Мне кажется, “Фабрика дизайна” — это один из тех инструментов, которые как раз решают эту задачу».
Вторая сложность построения программ поддержки креативной экономики связана с характером применяемых механизмов. И здесь многие опять-таки делают ошибки. Большинство регионов сразу настраиваются на финансовые меры поддержки. Но у творческих предпринимателей другой запрос.
Прежде чем финансировать идею, нужно создать среду, или, как говорят сами представители индустрии, «заварить креативный бульон». Именно в этом зачастую и заключается успех креативного предпринимательского проекта, считает директор креативного агентства Алексей Шаталов: «Если творческие взаимодействия, дизайнерские решения, мода, технологичность вплелись в одно пространственное решение — значит, это пространство успешно с большей вероятностью».
«Чтобы креативное пространство было успешным, необходимо постоянное продвижение в медиа, — добавляет директор по стратегии московского коммуникационного агентства Антон Грищенко. — Важна также поддержка со стороны лидеров общественного мнения, обязательно насыщенный календарь событий и активностей на территории. Кроме того, для формирования устойчивого привлекательного образа креативного пространства требуются большие усилия и реализация долгосрочной коммуникационной стратегии, чтобы регулярно напоминать о себе и выстраивать свой имидж».
Руководитель одного из московских креативных проектов в области культуры Антон Алфер создает цифровую экосистему для креативных специалистов: «Задача в том, чтобы каждый специалист, заходя на любой из проектов экосистемы, мог получить там возможности для самореализации». Антон говорит, что в его случае главный фактор успеха — синергия.
Казалось, бы при чем здесь власть? Но, как выяснилось, именно она и может заварить этот креативный бульон.
«Власть нужна, чтобы собрать местное креативное комьюнити, создать место силы, где оно будет работать, — отмечает директор университета креативных индустрий Екатерина Черкес-заде в одном из исследований».
И именно эту конструкцию попытались построить в АКИ. За неполные три года агентство провело около 40 крупных мероприятий и конкурсов. Одной из наиболее масштабных и эффективных площадок представители индустрии называют Российскую креативную неделю. Главное событие отрасли ежегодно собирает более полутора тысяч компаний.
«Мы уверены, что формат Российской креативной недели, объединяющей представителей всех креативных индустрий страны и за ее пределами, является важной площадкой для установления эффективных межрегиональных связей и презентации лучших практик. К тому же это один из ключевых двигателей институциональных изменений креативной отрасли на государственном уровне», — отмечают в одном из креативных пространств Москвы.
По словам дизайнера Виктории Спириной, сегодня при продвижении своего бренда дизайнерам, особенно молодым, нужна именно такого рода поддержка. «Город начал выстраивать прямой диалог с отраслью, совместно отвечать на вызовы, стоящие перед компаниями, и работать над ключевыми точками роста. Мы видим, что проводятся мероприятия, где бизнес и власть могут в открытом диалоге обсудить свои “боли” и успехи, — рассказала Виктория «Эксперту».
Предприниматели готовы предлагать свои идеи в части развития сектора. Антон Грищенко к наиболее востребованным инструментам поддержки со стороны государства относит создание междисциплинарных команд и оценку городских пространств, пригодных для джентрификации: «Кроме того, необходимо постоянно вносить изменения в нормативно-правовую базу для повышения устойчивости и эффективности рабочих моделей по созданию кластеров, оказывать помощь в формировании стратегий развития городов и городских территорий, проводить социологические исследования, которые особенно актуальны в современной урбанистике и городском планировании».
Однако нужно помнить, что в термине «креативная экономика» содержатся два слова. Вот про второе творческие люди иногда забывают. И это еще одна типичная ошибка многих региональных управленческих команд. Нужны грамотные инструменты снятия наиболее распространенных проблем развития бизнеса. А как известно, одним из ключевых ограничений практически любого вида предпринимательской деятельности является организация продаж. И на этот аспект в АКИ тоже обратили внимание. В прошлом году для дизайнеров одежды был создан универмаг «Телеграф», работающий в ТРЦ «Афимолл Сити». Уже сегодня можно сказать, что попытка встроиться в раскрученную площадку удалась. С августа прошлого года товарооборот секции составил более 22 млн рублей, при том что общий товарооборот универмага — около 88 млн рублей.
Но такая модель опять-таки подходит далеко не для всех индустрий. Для продвижения художественных произведений наилучшим способом считаются ярмарки. Именно поэтому правительство города поддерживает все крупные ярмарки современного искусства, такие как Cosmoscow, Blazar, «Арт Москва». Художники могут выставить свои работы под брендом Created in Moscow на главных выставочных площадках.
Наше исследование указало еще на один барьер для развития творческого бизнеса — недостаток кадров нужной квалификации. И такой модуль АКИ тоже запустило. В коллаборации с департаментом труда и социальной защиты, а также с Русской ассоциацией участников фешен-индустрии создан акселератор. В рамках программы для 20 компаний легкой промышленности целенаправленно готовят сотрудников.
Финансовые инструменты в наборе мер департамента, безусловно, тоже присутствуют. В линейке продуктов есть и льготные кредиты, и гранты. По мнению Антона Алфера, большой толчок дает грантовая поддержка: «Многие проекты “взлетают” и получают хорошие возможности на старте благодаря грантовым конкурсам. Мы тоже активно используем эти инструменты».
Но этот механизм следует включать, когда идея уже созрела, а во-вторых, включать по-умному. Наиболее более продуктивной выглядит точечная модель финансовой поддержки резидентов отраслевых технопарков. Это еще один элемент в системе поддержки креативных отраслей Москвы. Первым такой статус в июне 2020 года получил Центр дизайна Artplay. Его резиденты представляют сферы архитектуры, дизайна и искусства. Они могут получить субсидии до 10 млн рублей на компенсацию процентов по кредитам, расходов на приобретение или лизинг оборудования, на присоединение к системам инженерно-технического обеспечения.
Все это позволяет бизнесу планомерно развиваться в стабильных условиях. Другое дело, что в критической ситуации необходимо включать специальные рычаги. И это еще один принципиальный подход столичной политики в области креативной экономики. Так, в разгар пандемии власти выделили специальные гранты на поддержку кинотеатров — до 50 млн рублей на одну сеть. В итоге в Москве закрылось всего 11% кинотеатров, тогда как в целом по стране испытание коронакризисом не выдержали 15% кинотеатров. В 2022 году, в пик санкционного кризиса, произошел обвал зарубежного контента, в ответ на это АКИ также выделило 300 млн рублей на поддержку кинотеатров. Это позволило сохранить досуговую инфраструктуру столицы без потерь.
Кроме того, креативные компании столицы могут получить бесплатную поддержку в продвижении своих проектов на международном рынке. Компании из творческих сфер участвуют в зарубежных выставках и бизнес-миссиях в рамках коллективного стенда Made in Moscow, а также представляют свою продукцию на иностранных маркетплейсах. Так, кинокомпании и анимационные студии в июне этого года представили свой контент в Китае на выставке CICAF, а в ноябре отправятся в Индию на India Film Bazaar.
Как показало исследование АЦ «Эксперт», именно такой многовекторный подход и позволяет наращивать долю креативных индустрий в экономике Москвы и обеспечивает ее лидерство в страновом масштабе. «Одновременное развитие разных направлений дает мультипликативный эффект для всей отрасли», — подчеркивает заместитель мэра Наталья Сергунина.
По нашему мнению, опыт развития этого сектора стоит изучать не только с точки зрения текущих задач.
Россия прошла самый острый этап санкционного кризиса, экономика входит в фазу восстановления. Есть разные гипотезы относительно механизма будущего роста. Некоторые экономисты считают, что локомотивом этого курса будут не массовые производства, а уникальные решения — у россиян в силу культурного кода это получается лучше всего. Об этом, в частности, говорит в своих интервью декан экономического факультета МГУ Александр Аузан: «Мы отлично можем делать что-то уникальное, но нам сложнее поставить это на конвейер. Я, скорее, допускаю успехи в занятии новых ниш тех отраслей, которые связаны с малыми сериями». Поэтому, по мнению экономиста, сейчас необходимо поддерживать креативные сектора. Так что, возможно, именно в Москве закладываются основы экономики будущего.