Крупнейшие эмитенты стремятся воспользоваться достигшим максимума разрывом в процентных ставках государственных облигаций в КНР и в США и поэтому выпускают и продают как можно больше облигаций в юанях. Об этом заявил Лю Линь, заместитель начальника отдела инвестиций Народного банка Китая.
Ожидается, что количество юаневых облигаций и внутри КНР, и на внешних рынках продолжит расти. Лю Линь считает, что выпуск облигаций димсам (dim sum bonds, облигаций, выпущенных в Гонконге, номинированных в юанях и размещенных за пределами материкового Китая) достигнет в 2023 году рекордных 500 млрд юаней (68,4 млрд долларов). Что же касается панда-облигаций (panda bonds, облигаций иностранных эмитентов, номинированных в юанях, но размещенных на внутреннем рынке материкового Китая), то их объем вырастет на 50% и в этом году, и в 2024-м.
В мае Новый банк развития БРИКС выпустил панда-облигации на 8,5 млрд юаней (1,23 млрд долларов) на межбанковском рынке облигаций Китая с целью финансирования проектов устойчивого развития. В прошлом году на рынок панда-облигаций вышли Mercedes-Benz и венгерское правительство. Сейчас занять эквивалент 500 млн долларов в юанях готовится через панда-облигации Египет: деньги пойдут на проекты в области чистого транспорта, возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, устойчивого управления водными ресурсами и сточными водами и т. д., а кроме того, это будет шаг к переориентации Египта в сторону азиатских инвесторов.
На днях Volkswagen выпустил свои первые панда-облигации на 1,5 млрд юаней (205,2 млн долларов), и спрос оказался ошеломляющим: он более чем в три раза превысил предложение.
Появляются и новые подвиды юаневых бондов: в этом году были выпущены первые юланские облигации (Yulan bonds). Эти бумаги выпускают в юанях китайские эмитенты, а покупают их глобальные инвесторы — по сути, то же самое, что и панда-облигации, но выпущенные не в Гонконге, а в Шанхае. Юланские облигации на 2 млрд юаней (282 млн долларов) выпустил Bank of China, и спрос на бумаги превысил предложение в 2,92 раза.
Народный банк Китая действует в противофазе с центральными банками западных стран: он понижает ставку, в то время как ФРС и Европейский центральный банк ее повышают. Это дает инвесторам надежду, что цены юаневых облигаций продолжат расти, и в то же время стимулирует компании занимать в юанях, поскольку ставки тут ниже.
Росту продаж панда-облигаций также способствовали нормативные изменения, вступившие в силу в начале этого года и позволяющие эмитентам вывозить из Китая привлеченные средства (хотя и с официального разрешения) и упрощающие сам выпуск панда-облигаций.
Растущий объем юаневых облигаций означает, что Китай активно использует долговой рынок для укрепления роли юаня как платежного средства и резервной валюты. Лю Линь заявил, что выпуски панда- и димсам-облигаций повышают вес юаня на международной арене и помогают ему стать мировой валютой. «Сейчас еще только начало процесса, но мы полагаем, что внутренние юаневые облигации через два-три года станут одним из краеугольных камней на [глобальном] рынке финансирования, — цитирует Bloomberg экспертов по рынку облигаций Тимоти Тана и Джейсона Ли. — Это повысит использование юаня в торговых расчетах на международной арене».