Российские деревообрабатывающие предприятия бьют тревогу: Казахстан заблокировал транзитные перевозки плитной продукции (древесно-стружечной плиты, древесно-волокнистой плиты, многослойной древесно-волокнистой плиты и пр.) через свою территорию. Доставка через Казахстан таких российских товаров является важным звеном экспортных поставок. В публичном заявлении Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) говорится, что до 40% экспорта российских древесных плит идет через территорию этой страны. Но с первых чисел сентября Казахстанские железные дороги (КазЖд) остановили их транзит на юг. Так, один из крупнейших российских производителей древесных плит группа «Свеза» не может получить разрешительную документацию на перевозку около 70 вагонов своей продукции. Череповецкий фанерно-мебельный комбинат сообщает, что не может вывезти 40 вагонов. На остановку грузов жалуется также компания «Плитный мир» (Республика Коми) и другие предприятия.
Представители КазЖд не ответили на запрос «Эксперта» о причинах остановки транзита российских древесных плит. Но участники рынка единодушно связывают этот инцидент со стремлением Казахстана угодить недружественным России странам. В августе нынешнего года Еврокомиссия инициировала специальное расследование об импорте в Европу древесины из Казахстана и Киргизии с подачи польских и прибалтийских производителей древесных плит и фанеры. Они возмутились тем, что после наложения санкций на поставку древесных изделий из России поставки такой продукции из Казахстана и Киргизии в ЕС резко выросли. По данным Евростата, в мае прошлого года объемы импорта в ЕС российской древесины и изделий из нее составляли не больше 1 млн евро в месяц, а к концу прошлого года этот показатель превысил 10 млн евро. Поляки и прибалты заявляют, что среднеазиатские древесные плиты и фанера на самом деле являются российскими и таким образом обходятся санкции.
Чиновники ЕС, без сомнения, донесли эти претензии до руководства Казахстана, заигрывающего с ЕС. В последнее время руководство страны ведет плотные переговоры с главами европейских стран. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре встречался с канцлером Германии Олафом Шольцем. А в октябре в Астане состоялись переговоры с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, и в ходе этих встреч казахстанское руководство заявляло о поддержке санкций ЕС против России. Так что демарш с блокировкой древесных грузов можно рассматривать как реверанс в сторону антироссийской коалиции.
Российские деревообрабатывающие предприятия заявляют, что транспортный коридор через Казахстан им важен и что продукция через эту страну поставляется в государства Средней Азии и в Китай. В АМДПР даже утверждают, что из-за транспортной блокады российские заводы встанут. Но не стоит драматизировать: логистические цепочки через Казахстан важны, но у них есть альтернатива. В частности, широко обсуждается развитие Южного транспортного коридора в обход Казахстана из Астрахани через Каспийское море и далее в сторону Китая через Туркменистан, Узбекистан и Киргизию.
Не подтверждаются и сообщения о том, что в Казахстане блокируется транзит других товаров, хотя трудности есть. «Информация поступает противоречивая, — говорит Владимир Иевлев, соучредитель Сервисной логистической компании. — В целом грузы проходят без проблем. Но некоторые перевозчики жалуются на трудности, возникающие на границе с товарами определенных позиций. Перечень этих товаров указан в специальном письме министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, и в нем содержатся прежде всего подпавшие под санкции электроника и оборудование. При доставке данных товаров могут возникнуть задержки при оформлении транзита, а могут назначить таможенный досмотр и прочие процедуры. Причем на проведение процедур, как правило, отправляют на соседние с погранпереходом склады временного хранения, в связи с чем на груз приходится оформлять двойной транзит, что требует дополнительных денег и времени».