Российская обрабатывающая промышленность производит чуть менее 13% ВВП, а ядро обработки — машиностроение — формирует чуть больше 2% валовой добавленной стоимости. Этого совершенно недостаточно, учитывая то обстоятельство, что именно производство средств производства определяет технологический уровень и потенциал действительного суверенитета национального хозяйства. «Чтобы делать лучшие автомобили и лучшие самолеты, у нас должны быть лучшие технологии. Лучшие технологии идут от средств производства», — говорит герой большого интервью в этом номере журнала Павел Беликов, глава и основатель частной станкостроительной фирмы «Семат».
Годы пренебрежения системной промышленной политикой и засилья импорта на внутреннем рынке не могли пройти бесследно. Утрачен целый ряд базовых индустриальных технологий и компетенций, без которых невозможно отстроить устойчивое экономическое здание. Теперь пришло время засучив рукава воссоздавать потерянное, причем уже на современном технологическом уровне.
Чтобы не заниматься голой риторикой, обратимся к принципу индустриальной пирамиды. Это аналитический инструмент исследования промышленных отраслей. Наверху — финальные производства, работающие на конечный спрос. Ниже — «этажи» производств промежуточного спроса (см. схему). Начиная с какого-то этажа эти отраслевые пирамиды пересекаются. В основании индустриальных отраслевых пирамид лежат базовые технологические процессы — это резка, ковка, литье, напыление, штамповка и др., без которых невозможно самостоятельно выстраивать конечные производства. Список этих процессов открыт, в последние годы, например, его все настойчивее пытаются пополнить технологии 3D- печати.
Актуальная задача российской промышленной политики — создать интегрированную базовую индустриальную систему, ликвидировать провалы на нижнем этаже. Судя по феноменальному машиностроительному буму, развернувшемуся в нашей стране в 2023 году (мы анализируем его механику и факторы в материале «Замечен из-за станка»), эта задача нащупана «снизу» самими производителями и энергично решается, причем вне обязательной связи с инструментами господдержки, которые развиваются по своей логике и траектории.