Большая война на Ближнем Востоке пока не началась, но Китай уже дает понять, что не оставит без ответа бесконтрольные военные действия Запада против стран региона. Таким образом, угроза большой ближневосточной войны слегка уменьшилась, но, если стороны все же расчехлят пушки, дело может дойти и до глобального военного конфликта
Армия обороны Израиля расширяет масштаб наземных маневров в секторе Газа. Ранее борьба с ХАМАС более трех недель после теракта палестинцев ограничивалась бомбардировками Сектора Газа, в результате которых пострадало огромное количество мирного населения: людям попросту некуда деваться с маленького, густо застроенного клочка земли. Число погибших уже в пять раз превысило число убитых израильтян. В результате бомбардировок около 40% жилых домов Газы разрушены или сильно повреждены.
А ХАМАС все равно продолжал массированные ракетные обстрелы территории Израиля, доказывая бессмысленность ракетно-бомбовых ударов по жилым домам, школам, больницам, мечетям и церквям.
Если Израиль, нанося удары по мирному населению Газы, не руководствовался исключительно желанием мести, а рассчитывал на прекращение поддержки ХАМАС, то этот расчет не оправдался. Согласно недавнему опросу Палестинского центра политических и обзорных исследований (PCPSR), 65% жителей сектора проголосовали бы за действующего лидера ХАМАС Исмаила Ханию. Вероятнее всего, молодые палестинцы, родственники которых были убиты во время израильских бомбардировок, пополнят ряды боевиков, желая отомстить за смерти родных.
Неизбирательные удары ЦАХАЛ по Газе заставили ряд международных организаций, в том числе ООН, прямо заявить, что факт совершения преступлений против граждан Израиля не дает израильской армии права совершать аналогичные преступления против палестинцев. Тель-Авив ответил критикам яростными нападками, лишь ухудшив свой и без того изрядно пострадавший международный имидж.
Попытка купировать угрозу нападения на Израиль со стороны арабских стран в случае начала наземной операции в Газе привела к шокирующему для Запада результату: параллельно с привлечением в регион американских и британских войск Китай также нарастил здесь свое военное и дипломатическое присутствие. Тель-Авив неожиданно для себя стал не субъектом, а объектом мировой политики.
Таким образом, вариант дальнейшего урегулирования ситуации на Ближнем Востоке станет одним из пазлов нового миропорядка, который установится либо по результатам соглашения коллективного Запада с остальным миром, чьи интересы активно продвигают Россия и Китай, либо по результатам войны и последующих переговоров.
Спустя три недели после атаки боевиков ХАМАС Тель-Авив так и не решился начать полномасштабную военную операцию в секторе Газа, ограничившись двумя небольшими рейдами на территорию анклава.
Поначалу правительство через утечки в прессу объясняло задержку с наземной операцией плохой погодой, а когда погода наладилась — необходимостью переподготовить резервистов. Затем была выдвинута новая версия промедления: якобы Израиль от сухопутной операции удерживают США. Поначалу речь шла о всем известном «миролюбии» американцев, а затем Вашингтон якобы попросил дождаться развертывания систем ПВО вокруг своих военных баз в Сирии, Ираке, Кувейте, Иордании, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, которые станут объектами атак в случае начала наземной операции в Газе.
Однако все прекрасно помнят, что если премьер-министру Биньямину Нетаньяху, равно как и другим членам израильского правительства, что-то очень нужно, то они это делают вопреки мнению США.
Единственной правдоподобной версией затягивания начала спецоперации остаются опасения израильского руководства относительно ее успешности. ХАМАС уже доказал, что может нанести Израилю болезненное поражение, воюя на его территории. А находясь на заранее подготовленных позициях, соединенных подземными ходами, обладая огромными запасами оружия и боеприпасов, боевики способны на многое.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному в Израиле центром «Диалог» сразу после вылазки ХАМАС, 80% граждан считают правительство виновным в нападении, а 56% респондентов заявили, что Нетаньяху должен уйти в отставку после окончания боевых действий. Таким образом, в случае неудачи ЦАХАЛ и больших потерь во время проведения наземной операции в Газе политическая карьера нынешнего премьер-министра, безусловно, завершится.
В то же время недавний опрос, опубликованный в израильской газете Maariv, показал, что 49% респондентов против немедленного начала сухопутной операции в секторе, а за нее выступают всего 29%. Примечательно, что еще неделю назад немедленного ввода войск в Газу требовало 65% граждан.
Эмоции израильтян постепенно остывают, Нетаньяху вынужден соблюдать осторожность, а Белый дом менее всего хочет за год до президентских выборов втянуться в большую войну на Ближнем Востоке.
Пока ЦАХАЛ бомбит сектор Газа, с территорий Ливана и Сирии продолжают бить по Израилю, а Тель-Авив отвечает на обстрелы, нанося удары не только по приграничной зоне, но и, например, по столице Сирии Дамаску.
Напомним, сирийское правительство лишь условно контролирует свои южные провинции. Более того, если конфликт разворачивается на Голанских высотах, оккупированных Израилем с 1967 года, то фактически получается, что не подчиняющиеся президенту Сирии Башару Асаду военные формирования обстреливают территорию Сирии, за что Тель-Авив бьет по Дамаску.
Тем временем участились нападения на военные базы США, легально и нелегально расквартированные в регионе. В Сирии ракетами и беспилотниками были атакованы базы в районе городов Аш-Шаддади и Эль-Маликийя на границе с Ираком, база «Ат-Танф» на границе с Иорданией и опорный пункт недалеко от нефтяного месторождения Аль-Омар в провинции Дейр-эз-Зор. Ранее удары были нанесены по американской авиабазе «Аль-Асад» на западе Ирака и гарнизону «Аль-Танф» на юге Сирии. По данным Пентагона, в результате этих атак ранения получили 40 американских военнослужащих.
В отличие от Израиля США не стали бомбить ни непричастный к нападениям Дамаск, ни Тегеран (стоящий, по мнению Вашингтона, за последними атаками), а нанесли авиаудары по двум военным объектам в районе города Абу-Камаль на востоке Сирии, которые якобы принадлежат иранскому Корпусу стражей исламской революции и его прокси-силам.
Сирийское правительство не приглашало в страну американских военных, поэтому все 12 военных баз США здесь — это оккупационные войска. Статус пребывания американских военных в Ираке не сильно отличается от сирийского. Вторгшись в Ирак в 2003 году под явно лживым предлогом о наличии оружия массового поражения, Вашингтон не спешит покидать занятую территорию. В январе 2020 года парламент Ирака принял резолюцию о выводе военнослужащих США из страны, но Белый дом проигнорировал это решение.
Тель-Авив изо всех сил пытается подтолкнуть Вашингтон к войне с Ираном, обвиняя последний в причастности к нападению ХАМАС 7 октября. Главным рупором для слива израильского «эксклюзива» стало издание The Wall Street Journal, опубликовавшее массу статей о палестинских боевиках, якобы прошедших тренировку в Иране, о помощи Тегерана «деньгами, обучением, оружием и технологическими ноу-хау» и даже о том, как иранские спецслужбы помогли ХАМАС спланировать и организовать нападение на Израиль.
Однако США явно не желают открытого конфликта: представитель Белого дома заявил, что доказательств причастности Тегерана к нападению на Израиль нет. «Мы обеспокоены. Мы считаем, что существует вероятность эскалации ситуации со стороны иранских прокси, направленной против наших сил, против наших военных. Это не то, чего мы хотим, не то, что мы ищем. Мы не хотим эскалации, не хотим открытия второго или третьего фронта», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью телеканалу NBC.
Иран же радоваться миролюбию Белого дома не собирается, а напротив, продолжает угрожать Израилю и США большими неприятностями, если убийства палестинцев не прекратятся. Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян, выступая на специальной сессии Генассамблеи ООН по защите гражданского населения сектора, заявил, что «если геноцид в Газе продолжится, мы не будем стоять в стороне и наблюдать. Я предупреждаю США: если конфликт не будет взят под контроль, они тоже не останутся в стороне».
А премьер Госсовета КНР Ли Цян в ходе встречи с первым вице-президентом Исламской Республики Мохаммадом Мохбером на полях 22-го заседания Совета глав правительств ШОС заявил, что «Китай будет продолжать оказывать твердую поддержку Ирану в обеспечении его национального суверенитета, территориальной целостности и национального достоинства и решительно противодействовать любым внешним силам, вмешивающимся во внутренние дела Ирана». Дабы подкрепить свои слова делом, Пекин отправил флотилию из шести военных кораблей в ближневосточную акваторию.
Следует помнить, что Пекин и Тегеран в 2021 году подписали 25-летний «Пакт о стратегическом сотрудничестве», направленный на укрепление экономических связей двух стран. По некоторым оценкам, общий объем китайских инвестиций по этому договору должен составить около 400 млрд долларов. Таким образом, КНР давно уже рассматривает Иран как объект своих политических и финансовых интересов и не позволит его разрушить под каким бы то ни было предлогом.
Еще недавно западные аналитики радовались письму Си Цзиньпина, которое огласили на ежегодном ужине Национального комитета по американо-китайским отношениям со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В документе говорилось, что Китай продолжит выстраивать свои отношения с США на основе трех принципов: взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. «Китай хочет работать с американской стороной, решая глобальные проблемы, содействуя прогрессу друг друга и стремясь к общему процветанию, чтобы приносить пользу обеим странам и всему миру», — написал тогда лидер КНР.
Однако действия Пекина на Ближнем Востоке доказывают, что письмо Си Цзиньпина было не покаянным, а скорее ультимативным, в вежливой форме призывающим Вашингтон отказаться от прежних привычек и вести диалог на равных.
По словам президента США Джо Байдена, «мы находимся в переломном моменте истории». «Я думаю, что у нас есть возможность сделать что-то, если мы достаточно смелы и уверены в себе, чтобы объединить мир так, как никогда раньше. Мы жили в послевоенном периоде в течение пятидесяти лет, и все работало чертовски хорошо, но это выдохлось. Нужен новый мировой порядок в некотором смысле», — сказал глава Белого дома.
При этом, правда, было не очень понятно, в каком времени сейчас пребывает рассеянное сознание Байдена — в прошлом или будущем. Если речь шла об окончании Второй мировой войны, то прошло уже почти восемьдесят лет, а если о холодной войне, то с тех пор минуло немногим более трех десятилетий.
Кроме того, президент заявил, что рассчитывает на лидерство США в новом мире. Но как раз с этим-то и проблема, поскольку старый миропорядок рухнул исключительно по двум причинам: из-за ослабления США и нежелания большинства стран продолжать терпеть американский диктат. К тому же Байден не в состоянии сформулировать четкую программу выхода из израильской войны, поскольку вынужден лавировать между разными фракциями собственной партии, где молодые демократы занимают пропалестинскую позицию.
Аналогичные разброд и шатание творятся и в ЕС, что уже вылилось в открытый конфликт между его руководителями — главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, главой Евросовета Шарлем Мишелем и главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем.
По мнению двух последних, фон дер Ляйен явно перестаралась, обещая Израилю всестороннюю поддержку. Боррель публично заявил, что глава ЕК не вправе представлять Евросоюз во внешней политике, которая согласовывается на встречах глав МИД стран ЕС под его председательством. При этом ряд чиновников ЕС и национальных правительств стран Евросоюза прямо обвиняют Израиль в военных преступлениях.
Генсек ООН Антониу Гутерриш, выполняя свою миссию, попытался занять посредническую позицию между Тель-Авивом и Газой, но был явно не понят израильской дипломатией. «Я безоговорочно осудил ужасающие и беспрецедентные акты террора, совершенные ХАМАС в Израиле 7 октября. Ничто не может оправдать преднамеренные убийства, нанесение ранений и похищение мирных жителей, а также запуск ракет по гражданским объектам. Важно также признать, что нападения ХАМАС не произошли на пустом месте. Палестинцы на протяжении 56 лет жили в удушающей оккупации», — неосторожно сказал Гутерриш.
Постоянный представитель Израиля в ООН Гилад Эрдан тут же потребовал отставки генсека ООН, а глава МИД Израиля Эли Коэн сообщил, что не будет встречаться с Гутерришем из-за его предложений придерживаться «сбалансированного подхода» в конфликте Израиля и ХАМАС.
Аналогичным образом Тель-Авив отреагировал и на визит делегации ХАМАС в Москву, в ходе которого обсуждался вопрос освобождения заложников. Представитель МИД Израиля Лиор Хаят заявил, что его страна рассматривает приглашение высокопоставленных чиновников ХАМАС в российскую столицу как «непристойный шаг, оказывающий поддержку терроризму».
Иными словами, Израиль дал понять, что в услугах посредников не нуждается. Это может стать очень опрометчивым решением в свете ослабления его союзников.
Риторика президента Турции Реджепа Эрдогана за последние три недели также резко ужесточилась. Глава страны, к примеру, заявил, что США и Израиль проиграют, поскольку «выступают против справедливости». «ХАМАС не является террористической организацией, это группа освободителей и моджахедов, которые борются за защиту своей земли и своего народа», — сказал Эрдоган. Кроме того, турецкий лидер отменил ранее запланированный визит в Израиль, заявив, что Нетаньяху злоупотребил его добрыми намерениями.
Можно предположить, что все стороны блефуют, максимально поднимая ставки с целью занять как можно более выгодные позиции в стремительно меняющемся мире. Однако подобная игра мускулами уже много раз заканчивалась кровопролитными войнами, а проигравшими оказывались все участники дележа шкуры неубитого медведя.