Новый спектакль Светланы Земляковой по пьесе Марины Крапивиной
«Наташа» — пьеса, написанная на одну из тем чеховских «Трех сестер»: провинциалка Наташа выходит замуж за Андрея Прозорова, таким образом проникает в дом, в котором он живет вместе с сестрами, и постепенно захватывает в нем все пространство. Современный драматург меняет время, место и состав действующих лиц, оставляя узнаваемыми только центральных героев: Андрея (его играет Станислав Беляев) и Наташу (Алена Разживина). В отличие от «Трех сестер» действие происходит в Москве, куда и приезжает Наташа из Ростова (в этом словосочетании еще одна литературная аллюзия) и там попадается на глаза Маше — сестре Андрея. Та опознает в ней сиделку своего отца (которой та на самом деле не была, но это выяснится только в финале), приглашает ее к себе в дом и уговаривает мать, чтобы та разрешила ей жить вместе с ними. Так Наташа попадает в комнату в московской квартире на Тверской. Первый ее подвиг: она помогает оформить наследство на квартиру и дачу и тем самым окончательно завоевывает доверие московских благодетелей.
Наташа в современной версии предстает перед зрителями в образе ослабевшего хищника, выросшего в детдоме и там освоившего науку выживать. У нее ограниченные ресурсы для влияния на людей: она необразованна и некрасива. Но у нее есть несколько практических навыков. Один из них как раз заключается в умении захватывать и расширять жилое пространство. Она не знает, как красиво одеваться и быть сексуальной, но быстро этому учится и однажды преображается из Золушки в принцессу, оставив при себе хищнические ухватки. В процессе эволюции ей так и не удается освоить речевые навыки московской интеллигенции, но ей это уже и не нужно. Она возвращает себе утраченную силу и достигает такого положения, в котором ей нет необходимости мимикрировать под окружающих ее людей. Теперь она сама может диктовать им условия и навязывать свои привычки. Она добивается цели, к которой стремится, и начинает контролировать основной ресурс, дающий власть внутри семьи: жилплощадь.
осхождение главной героини из обитательницы бельевой комнаты, которая может быть в любой момент из нее изгнана, в полноправную владелицу жилой площади — центральный сюжет «Наташи». Семья, живущая в квартире на Тверской, становится для нее полноценной питательной средой. Это нарочито оторванные от экономической реальности люди, проводящие свою жизнь в праздности: у них есть еще одна московская квартира, сдавая которую они и получают доход, позволяющий им вести безбедное существование. У них нет иммунитета против манипуляций и махинаций. Чтобы указать на эту черту их характера, драматург вводит в текст пьесы воспоминания о том, как те утратили свои сбережения, сначала вложив деньги в «Хопер-инвест», а затем, накануне дефолта 1998 года, обзаведясь долгами в валюте. Все, что у них осталось, — это недвижимость. И ее они могли бы утратить, если бы не вовремя подоспевшая хваткая гостья из Ростова.
Чтобы сделать более многомерным свое повествование, автор вводит в действие спецслужбистов, в обязанности которых входит в ответственные моменты рыскать по дому, окна которого выходят на центральную улицу, и выискивать подозрительных людей. Один из них объясняет Наташе: приютившие ее домовладельцы не такие уж и аристократы, они и москвичи только в третьем поколении. Дед их был призван служить в НКВД из мест куда более глухих, чем Ростов. Предки Наташи — казаки, об этом мы узнаем с ее слов, и в тридцатые годы были репрессированы. Драматург еще дальше дистанцируется от чеховских образов. В этом случае конфликт так же запутан, как и взаимоотношения социальных слоев в России. На традиционные противостояния — бедные против богатых, сельские против городских, провинциалы против жителей столицы — накладываются травматические воспоминания о периоде массовых репрессий, разделивших часть общества на надзирателей и заключенных, палачей и их жертв.
Для Светланы Земляковой это еще одна рассказанная ею история выживания женщины из провинции. На Малой сцене Театра Наций идет ее спектакль «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек. И там и там схожий мотив: женщина видит в мужчине социальный локомотив, который может вытащить ее из нужды и придать устойчивое общественное положение. В ее распоряжении ее собранное тело. Ее цель — забеременеть от избранника во что бы то ни стало. Через беременность она получает не только скованного семейными обязательствами мужчину, но и почти сакральный статус продолжательницы рода. Вынашивание и рождение ребенка наделяет ее властью и формирует будущее. У героинь и «Любовниц», и «Наташи» это самый быстрый путь перемещения по социальной лестнице — и, скорее всего, единственный. Никаких шансов на профессиональную карьеру у них нет. Они вынуждены охотиться на мужчин. Без особого труда добившиеся социального положения мужчины так же легко попадаются в расставленные для них брачные сети и при этом долго не осознают себе жертвой.
Светлана Землякова ни одного из своих героев не осуждает. Она наблюдает за течением их жизни. В «Любовницах», как и еще в одном поставленном ею спектакле — «Генерал и его семья» (Театр имени Вахтангова), режиссер проявляет невероятную чуткость к психологической реальности, возникающей внутри текста, с которым она работает. Землякова так глубоко вживается в эту реальность и воспроизводит ее с таким знанием дела, словно бы повествует о собственной жизни. Актеры в ее спектаклях сливаются в неразрывное целое — настолько они органичны друг другу и тому действию, которое разыгрывают на сцене. Каждый раз у нее образцовый кастинг, когда характер персонажа считывается по внешности и пластике актера. Ее выбор не всегда очевиден. Например, на роль инертного и в финале спектакля почти беспомощного Андрея она выбирает прошедшего через череду мюзиклов Станислава Беляева. На его счету, например, роль мистера Дарси в мюзикле «Гордость и предубеждение», где, впрочем, основным сюжетом тоже является замужество, на которое женщина идет не в последнюю очередь под давлением обстоятельств.