Егор Перегудов поставил одну из самых известных пьес Александра Островского
Владимир Арефьев, сценограф спектакля «Лес», заполнил сцену водой. Уже этого достаточно, чтобы причислить трактовку классической пьесы Егором Перегудовым к одной из самых необычных за всю ее историю. Вода на сцене, несмотря на все технические сложности обращения с ней, часто используется в спектаклях. Она эффектна. Создает насыщенный эмоциональный фон. Но чтобы все театральное действие происходило на заполненной до краев водой сцене — едва ли на такое решался кто-то еще. Егору Перегудову на протяжении почти всего спектакля приходится оправдывать присутствие воды, постоянно взаимодействуя с ней, чтобы зритель воспринимал ее как нечто само собой разумеющееся. В результате мы наблюдаем сложную постановочную эквилибристику, с помощью которой рассказывается история не только о лесе, принадлежащем помещице Гурмыжской, и о том, какую роль он играет в жизни людей, но и о воде, тоже ставшей действующим лицом.
Помещица Гурмыжская в исполнении Анны Ардовой — обольстительная женщина, которой приходится в пятьдесят с лишним лет, после смерти мужа искать возможность реализовать свою сексуальность. В ее окружении нет ровесника, равного ей по социальному положению. Ее служанка Улита (в этой роли занята Дарья Повереннова), у которой аналогичный личный статус (вдова пятидесяти с лишним лет), менее отягощена социальными стереотипами и куда легче находит себе сексуальных партнеров. Гурмыжской для решения той же задачи приходится выстраивать сложную схему, которая и становится одним из сюжетов «Леса». Она не чудовище, идущее по головам к личному счастью. Она тоже его заслуживает. Гурмыжская просто не знает, как его заполучить, кроме как используя бедную дальнюю родственницу в качестве предлога для введения в свой ближний круг интересующего ее мужчины. Ее основной ресурс — деньги. Но она скупа: понимает, что этот ресурс не безграничен.
Другая сюжетная линия пьесы — авантюрные приключения комической пары: Счастливцева (Сергей Удовик) и Несчастливцева (Вячеслав Ковалев). Егор Перегудов превращает Несчастливцева в настоящего трагического героя. Он рассказывает этот сюжет, выстраивая ассоциацию с еще двумя знаменитыми историями про актеров, появившимися почти одновременно с «Лесом»: «Риголетто» и «Паяцами». В них актер ведет две жизни: одна на сцене, другая — в обыденной реальности. Но Несчастливцев трагик не благодаря своим внешним и психическим данным. Он таков по своей сути. Сцена дает ему возможность быть самим собой. Он отчаянно пытается быть таким же и в повседневной жизни. Его игровое начало включается в момент, когда он видит ситуацию и зрителей, не знающих, каков его социальный бэкграунд. Но даже когда его разоблачают и напоминают ему, что он добровольно перешел в низшую касту — актеров, Несчастливцев уже не может превратиться в обывателя, не способного на яркие поступки.
Его партнер Счастливцев как раз и демонстрирует пропасть, пролегающую между двумя типами актеров: теми, что примеряют на себя величие своих персонажей, и теми, кто забывает о том, что происходило на сцене, как только представление заканчивается. Вячеслав Ковалев и Сергей Удовик в создаваемых ими образах в полной мере раскрывают свой и комический, и драматический дар. Счастливцев не только смешит и передразнивает, он обитатель социального дна, у него призрачное настоящее и очень туманное будущее, нет ни денег, ни приличной одежды. В том, как он вожделел тысячу рублей, с которой так легко расстается Несчастливцев, и в том, как тосковал о ее утрате, считываются все трудности, которые пришлось претерпеть актеру без репутации, без таланта, чей уровень притязаний — стать кассиром в бродячем театре.
Режиссер делает акцент на способности актера нарушать повседневную логику. Он наделяет Несчастливцева почти магическими способностями. Тот может усилием воли преображать реальность и преодолевать любые препятствия
Отчаянная бедность пожирает жизнь не только двух актеров, но и Аксюши (Кира Насонова), мечтающей о замужестве. Для нее оно всего лишь бегство от ущербного социального положения. Аксюша — вариация Катерины из «Грозы», написанной на десять лет раньше. Она тоже пытается топиться, но не так «удачно». У нее еще остается иллюзия, что брак может изменить ее жизнь к лучшему. Ворвавшийся в усадьбу Гурмыжской Несчастливцев видит в ней актрису и пытается соблазнить ее другой разновидностью бедности — театром. Режиссер делает акцент на способности актера нарушать повседневную логику. Он наделяет Несчастливцева почти магическими способностями. Тот может усилием воли преображать реальность и преодолевать любые препятствия. Может даже заставить купца Восьмибратова доплатить тысячу рублей, которая в конце концов к нему же и вернется, но уже в качестве приданого Аксюши. Но все это оказывается возможным, если Несчастливцев верит в себя, не играет, а становится трагическим персонажем.
«Лес» — одна лучших мировых пьес из жизни актеров. Егор Перегудов усиливает ее игровое начало мимическими сценками. Почти каждая реплика отыгрывается актерами пластически. На протяжении всего спектакля на зрителя обрушивается поток ассоциаций. Сохраняя общую сюжетную конструкцию, Егор Перегудов играет с ней, разворачивая то в одну сторону, то в другую и открывая в ней для зрителей новые смыслы. Сцена, наполненная водой, полностью перезагружает эстетику спектакля, стереотипно связанного с визуализацией помещичьего быта девятнадцатого века и лесными пейзажами. Вода создает иррациональный визуальный образ: мы видим то, чего не может быть, — и преображает спектакль «Лес» в сон об актере, пришедшем навестить свою родственницу и совершившем то, о чем так мечтал: подвиг, и не один.