Мэр Мариуполя Олег Моргун отправлен в отставку. Одно из последних интервью в должности он дал журналу «Монокль».
В январе 2023 года начался «новый период восстановления Мариуполя, который требует другого подхода в управлении» — так заявил глава ДНР Денис Пушилин. Константин Иващенко остался в команде, но перешел на работу в Мариупольский порт. А на его место пришел Олег Моргун, ранее руководивший администрацией Новоазовского района ДНР (это соседняя с Мариуполем территория в сторону Ростова).
У Олега Моргуна интересная биография. Уроженец Винницкой области, учился на педагога, затем отправился служить во Внутренние войска СССР в Узбекистан. Вернувшись, начал карьеру в правоохранительных органах Донецка, возглавлял ГУВД Новоазовска, а после кризиса 10 мая 2014 года, когда украинские националисты расстреливали защитников Мариуполя, был назначен и. о. начальника Мариупольского ГУ УМВД, вел переговоры с представителями ДНР. В конце концов уволился и перешел на сторону ДНР. В качестве кризис-менеджера руководил восстановлением находящегося под постоянными обстрелами Ясиноватского района. Именно этот опыт должен ему пригодиться, чтобы придать новую жизнь Мариуполю, считает руководство ДНР.
По мнению Пушилина, этот опыт востребован именно в период перехода Мариуполя к развитию.
— Начну с вопроса, от которого вы, давая многочисленные интервью, наверное, уже устали. И тем не менее, каким вы видите будущее Мариуполя: это промышленно-портовый город или все же больше рекреационный, туристический? Или вы такими вопросами не задаетесь и для вас сейчас важнее вопросы восстановления?
— Задаемся. Все мы знаем, что в ходе боевых действий город сильно пострадал. Это полумиллионный город, крупнейший в Донецкой области после Донецка. Разрушена инфраструктура, поврежден многоквартирный жилой фонд, соцкультбыт. Поэтому задача первой команды была вернуть в город жизнь. Я уже команда номер два.
А тогда, в тяжелейшее время, люди самоорганизовались, сформировали администрацию. Жители поднялись из подвалов, их напоили, накормили, ничего ведь не было. Далее, наверное, наиболее сложный, длительный этап — восстановление. К сожалению, повреждены и разрушены предприятия города, которые формировали бюджет, давали рабочие места.
Сейчас у нас город на особом контроле президента Российской Федерации, он приезжал в марте этого года. Каждый месяц вице-премьер приезжает, Марат Шакирзянович Хуснуллин, проводит штабы, проводит инспектирование. В летний период здесь выполняют ремонтные и строительные работы до 30 тысяч рабочих — и приезжие, и местные. Сейчас, осенью, до 20 тысяч может быть. Работы не заканчиваются, мастер-план расписан на три года, чтобы восстановить полностью город. Самое главное — жильем людей обеспечить и работой.
— Какой план по жилым площадям?
— У нас восстановительные работы проводятся более чем на двух тысячах объектов только в этом году. Порядка 1700‒1800 объектов — это многоквартирный жилой фонд. Есть дома, которые сильно пострадали. Есть те, по которым было принято решение сносить, а потом экспертные службы, институты решили восстановить.
— Почему так решили?
— На сегодняшний день у нас проживает больше 230 тысяч местных жителей, половина от того, что было до начала СВО. Потребность в жилье очень большая. А темпы строительства не так высоки, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. По первым решениям предусматривался вывод 47 тысяч частных домов, из них восемь тысяч после сноса, плюс квартиры. Нереально такое количество домов быстро построить.
Поэтому было принято решение часть домов не сносить, а восстанавливать. И эксперты подтвердили, есть конкретные гарантии, люди отвечают за качество. Да, это тоже долгий процесс, дом доразбирают частично как конструктор, а потом собирают. Но это дешевле и быстрее, чем строить заново.
Запланировано у нас сейчас 63 дома сдать, дефицит квартир на семь тысяч выходим. Правительство под контролем главы ДНР Дениса Пушилина, и премьер-министра Евгения Солнцева поручило 81 дом построить на 7200 квартир в следующем году, чтобы закрыть эту тему. Сейчас ищут подрядные организации, изыскивают денежные средства. Россия помогает. Будем строить новые дома, чтобы закрыть все заявки.
Частные дома тоже ремонтируются, 1800 домов почти из 26 тысяч, которые надо отремонтировать. Есть государственная социальная программа поддержки населения. По постановлению правительства от августа 2023 года людям идут социальные выплаты. На восстановление выделяют 35 тысяч за квадратный метр общей площади жилого дома, было 100 «квадратов» — три с половиной миллиона дают. И семь тысяч за «квадрат», где ремонт восстановительный. Люди могут заключить договор с подрядной организацией и сами восстанавливать дома.
— Это ускорит процесс.
— Да. Частные дома — это сложно. Хотя скоро будут квартальные застройки, просторные, не так, как у нас в старый город заходишь, и там друг на дружке сидят люди. Будет четыре, шесть, восемь соток, в зависимости от квадратуры дома, которая была. Каждому гражданину будет распланировка.
Старое постепенно сносим, иногда масштабно, как, например, 70 процентов в районе завода «Октябрь» снесли. И на этом месте люди будут строить жилой фонд по типу таунхаусов и частные домовладения. Мы же, в свою очередь, отвечаем за дороги, освещение, детские площадки.
Возможно, суммы выплат придется увеличить. Стоимость материалов растет, и размеров социальных выплат может не хватить для того, чтобы полноценно сделать дом, сантехнику, внутреннюю отделку. Мы это понимаем.
Соцкультбыт. Работает 25 школ, еще две планируем к концу года сдать. В нескольких школах дети в две смены ходят, потому что пока не хватает на всех мест.
Пятнадцать садиков работает и еще 12 должны к концу года сдать. Две тысячи детей уже устроены в садики, полторы тысячи ждут своей очереди.
Но будет предел возврата людей, потому что нужно производство. Заводы должны работать, а люди — получать зарплату.
— Каковы перспективы восстановления промышленного потенциала и создания рабочих мест?
— У нас завод «Азовэлектросталь» готов, «Азовмаш» — два цеха, Ильича — пять цехов. Есть команда Марата Шакирзяновича подтянуть электросети.
— Готовы — в смысле готовы работать?
— Цеха, полноценные, которые могут уже какую-то продукцию выпускать. Запланированы рабочие места, не буду называть цифру, вообще, это зона ответственности Минпромторга, надеюсь, с какой-то тысячи начнется, потом все больше и больше людей устроим. Вернем былую славу именно этих трех заводов.
— Они будут по старому профилю работать?
— В основном да. На «Азовмаше» еще что-то хотят дополнительно делать, изготавливать железобетонные конструкции, которые мы сейчас везем из России. Будем выпускать эти блоки и для Мариуполя, и для ближайших населенных пунктов, которые будут освобождены. Там надо будет тоже восстанавливать.
Так что планируется дополнительное производство. Не хочу забегать вперед, потому что в течение этого года часто менялся вектор развития. Сейчас самое главное — подвести туда электричество. Чтобы производство заработало.
— Вектор почему меняется?
— Инвесторы. Один говорит: «Давайте делать то», потом другой говорит: «Давайте делать это». Но сейчас вроде определились окончательно.
— То есть в целом планируют восстановить хотя бы частично тот потенциал города, что был?
— Конечно. «Азовсталь» у нас из крупных. Всего было 107 промышленных объектов.
— Какой процент можно запустить?
— Несколько уже работает. «Ингаз» работает (крупный завод по производству неона, ведущий производитель технических и поверочных газовых смесей, а также инертных газов высокой чистоты. — «Монокль»). «Магма» работает (машиностроительное предприятие, специализируется на проектировании и производстве крупногабаритного оборудования, машин и механизмов, а также запчастей для всех переделов металлургического производства. — «Монокль»). Они пока небольшие, но набирают обороты.
Надеюсь, что гиганты запустятся, это даст тысячам людей возможность пойти на работу. Строительство закончится рано или поздно, и им надо будет себя где-то в производстве найти.
— А можно выделить основную проблему при восстановлении промышленности? Электричество, инвестиции, логистика?
— Электричество. Потом инвестиции — но с ними определились. Больше трех миллиардов выделили, чтобы подвести сети. Потому что если сейчас запитать от города, то Мариуполь просто остановится.
«Азовсталь» планировали сносить полностью, ибо город-курорт Мариуполь не мог быть курортом в связи с тем, что этот завод расположен на берегу Азовского моря и приносил большие экологические бедствия.
Но есть же новые технологии, и, когда производство возобновят, оно будет экологически чистое. Рельсобалочный цех там серьезный, который в советское время обеспечивал рельсами 70 процентов Союза, говорят. Технопарк, экопарк — ну там какие-то производства небольшие будут.
Но, конечно, «Азовсталь» уже не будет таким, как прежде, потому что серьезно завод поврежден.
Порт работает процентов на десять своей возможности. Краны работают, причалы работают, рельсовые пути восстановлены, тепловозы есть — инфраструктура там живая, теперь его надо дозагрузить. Понятно, что санкции, и какие-то товары мы не можем возить, а порт ведь работал со всеми странами.
Будем теперь работать на внутренних направлениях — Ростов, Ейск. Все это рабочие места и возможности развития для города.