Продажи автомобилей в России продолжают расти. Однако осенняя динамика хуже летней, а скоро рост может смениться спадом из-за повышения цен и риска удорожания автокредитов.
Отечественный авторынок продолжает отыгрывать драматичный прошлогодний спад. В октябре «Автостат» зафиксировал продажу 112,2 тыс. новых легковых машин — в 2,6 раза больше, чем в том же месяце 2022 года. В целом тренд на увеличение продаж в текущем году устойчиво сохраняется, октябрьские результаты в два с половиной раза превысили показатели января: в начале года рынок с трудом достиг отметки в 45 тыс. единиц. Однако если летом сделки шли активно (в июне, июле и августе ежемесячная прибавка составляла в среднем 15%), то осенью динамика стала скорее номинальной: в сентябре рынок вырос всего на 0,6%, в октябре — на 1,7%. И это замедление вызывает тревогу. Наблюдатели и участники авторынка с большим скептицизмом оценивают перспективы его развития и прогнозируют очередное снижение продаж.
Главная тема осени — соперничество АвтоВАЗа, основного российского автопроизводителя, с китайскими брендами. Пока тольяттинский гигант успешно выруливает из-под санкционного давления: за октябрь он сумел реализовать 40,9 тыс. автомобилей — это рекорд последнего десятилетия.
Хорошие продажи АвтоВАЗа связаны с тем, что в нижней ценовой нише конкурентов у завода нет. Так, розничная цена компактного российского седана Granta, бестселлера марки Lada, начинается с 700 тыс. рублей, в то время как китайские марки за свои седаны и кроссоверы просят как минимум два миллиона. Такой ценовой разрыв имеет решающее значение. Именно поэтому в октябре удалось продать 20,9 тыс. новых машин Granta, хотя по многим потребительским характеристикам эта модель уступает «китайцам».
Второе место по популярности у более современной и вместительной Vesta: реализовано 9 тыс. машин по цене от 1,2 млн рублей. Находит своего покупателя и легендарная Niva, концепт которой был разработан 46 лет назад: Niva Legend стоимостью от 830 тыс. рублей в октябре разошлась тиражом в 5,1 тыс. единиц (лучший результат для этой модели с 2014 года), не отстает и Niva Travel (от 1,2 млн) — тоже 5,1 тыс. штук. По данным «Автостата», в общей сложности АвтоВАЗу сейчас принадлежит 33% рынка, но даже при численном росте продаж это немного ниже, чем в предыдущие месяцы, — например, в сентябре доля компании оценивалась на уровне 34%.
Тревожным звоночком для АвтоВАЗа стала пробуксовка с обновлением модельного ряда: в этом году предприятие так и не смогло перезапустить производство ранее популярного Largus, планы вывода на рынок новых моделей в условиях санкций тоже остаются туманными.
Кроме того, АвтоВАЗ продолжают теснить китайцы: в октябре их доля составила 54% (на 1% больше, чем месяцем ранее) от общего объема продаж. Бренд Haval с показателем 12,8 тыс. машин вырвался на первое место, обогнав прежнего лидера Chery (10,8 тыс.). За ними следует Geely (10,3 тыс.), потом с отставанием Changan (6,3 тыс.). Взлету Haval способствовало наличие собственного сборочного производства под Тулой, которое китайская корпорация Great Wall открыла еще в 2019 году. Оттуда, в частности, очень хорошо расходится главный бестселлер бренда — кроссовер Haval Jolion, который в октябре получил престижный статус самой продаваемой иномарки в России с показателем 6,2 тыс. единиц, то есть всего на 700 меньше, чем у Lada Vesta (см. таблицу).
Снижение позиций прежнего лидера — Chery — аналитики объясняют размыванием модельного ряда этой компании новыми суббрендами, в числе которых Omoda, Exeed, а также запущенная недавно Jaecoo. Если к бренду Chery добавить рыночные показатели всех этих марок, то в сумме наберется более 22 тыс. единиц.
Остальные 12% октябрьского авторынка заняли продажи машин по параллельному импорту, из них 4% — это корейские модели, 4% — японские, 3% — европейские и 1% — американские. Правда, в последнее время давление регулятора на параллельный импорт ощутимо усилилось. Настоящий скандал разгорается вокруг неожиданно изменившихся с 29 октября правил оплаты утилизационного сбора на ввозимые из-за рубежа автомобили. Поскольку физические лица теперь приравнены к юридическим, покупатели автомобилей иностранного производства вместо прежних нескольких десятков тысяч рублей вдруг оказались вынуждены платить порядка миллиона рублей утилизационного сбора. Под удар попали тысячи добросовестных граждан, которые оплатили доставку машины, но не успели ее оформить. Сейчас резкость этого шага обсуждается с участием депутатов Государственной думы; вероятно, чтобы спасти пострадавших, введение новых правил будет отложено. В свою очередь, компании-импортеры ищут в новых нормах юридические лазейки, чтобы не выплачивать государству космические суммы.
Смысл таких новаций заключается в том, чтобы, с одной стороны, перевести поставки машин из-за границы в цивилизованную форму, с заводскими гарантиями для потребителей. А с другой — стимулировать приход в Россию новых иностранных игроков с производственными мощностями. Кстати, по данным «Автостата», в сфере импорта новых авто в РФ в октябре лидировал Китай (85%), за ним с огромным отрывом следовали Киргизия (9%) и Казахстан (3%).
Сохраняющийся рост продаж машин эксперты связывают с нервным поведением курса рубля: в ожидании скачка цен покупатели побежали в автосалоны — так бывает всегда. Но скоро этот поток выдохнется, и тренд переломится. К тому же рынок уже сейчас существенно тормозится постоянным подорожанием продукции. «Рост цен — главный сдерживающий фактор в развитии рынка, — говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — Сегодня средняя стоимость нового автомобиля составляет порядка трех миллионов рублей, а в 2020 году она была на уровне 1,68 миллиона. В 2023 году более 15 брендов значительно подняли цены на свои авто».
Но высокая стоимость машин давно не новость. Сегодня авторынок больше волнует перспектива резкого удорожания автомобильных кредитов. Как известно, в конце октября Центробанк поднял ключевую ставку до 15%, что больно ударит по потребительскому кредитованию. «Рост ключевой ставки может привести к удорожанию автокредитов, — выразила общее беспокойство на круглом столе “Автостат. Оперативка” Дарья Тимченко, специалист компании “Е-Кредит”. — Если годовая ставка поднимется до 20 процентов и выше, она станет запретительной».
Если учесть, что порядка 40% новых машин в России продаются в кредит, ситуация складывается тяжелая. В этих условиях не исключен приход на отечественный рынок китайских банков, которые предложат более привлекательные условия займов. Есть также вероятность, что автодилеры начнут субсидировать ставки по кредитам (как делают застройщики на рынке ипотеки), чтобы предотвратить отток покупателей.
Есть и хорошие новости — например, рост национальной валюты, который дает надежду на стабилизацию цен. «Повышение ключевой ставки Центробанком пока не отразилось на рынке, поскольку его реакция не бывает мгновенной. Укрепление курса рубля способно поддержать продажи, тогда как увеличение ключевой ставки приведет к снижению выдачи автокредитов. Две разнонаправленные тенденции могут вылиться в нулевой баланс в динамике, и в ноябре рынок сохранит объемы сделок, аналогичные октябрю», — прогнозирует Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».
Кроме того, скоро Новый год, а значит, и традиционные предновогодние акции. «В декабре производители стремятся закрыть год с максимальным результатом, и рынок может рассчитывать на поддержку с их стороны, — продолжает Андрей Ольховский. — Бренды предложат серии креативных программ. Основным драйвером станут поддержка трейд-ин и увеличение срока гарантийного обслуживания». С учетом этих факторов, по прогнозам «Автостата», рынок в текущем году может превысить отметку в один миллион машин, то есть вырастет более чем на 60% по сравнению с прошлым годом (см. график 2).
На долгосрочную перспективу позитивными сигналами для автомобильного рынка становится ряд других недавних инициатив регулятора. Так, государство решило перезапустить с 1 ноября программу льготного автокредитования, в ходе которой оно готово компенсировать до 25% стоимости авто. Правда, участвующие в программе модели должны выпускаться на территории России и стоить не дороже 2 млн рублей — это все вариации Lada, УАЗ, а также выпускаемый в Туле кроссовер Haval Jolion. Есть ограничения и по категориям граждан: льготами вправе воспользоваться только работники сферы образования и медицины, а также военнослужащие, принимающие участие в СВО, и их семьи. Зато любой желающий может с такой же скидкой купить электромобиль — жаль только, что доля продаж электрокаров на рынке сейчас составляет всего 1,5%. И все же даже при столь ограниченных условиях новая программа способна поддержать авторынок.
Спрос на автомобили в ближайшее время может начать снижаться из-за непрекращающегося роста цен на них. Стимулировать продажи призваны льготная автомобильная ипотека, повышение объема закупок госструктурами, укрепление рубля и новогодние акции компаний
Еще одним важным событием для отрасли стало решение о регулировании автомобильного статуса чиновников. После Великой Отечественной войны все марки были строго разделены по категориям: высшим руководителям партии и правительства полагались ЗИСы, служащим среднего звена — нижегородские ЗИМы, их подчиненным — «Победы». Позже советская номенклатура пересела на «Чайки» и «Волги», в 1980-е появились лимузины ЗИЛ. С развалом Советского Союза использование моделей автомобилей госслужащими практически перестало регулироваться; лишь в 2000-е годы, когда в РФ началось массовое производство иномарок, чиновникам разрешили ездить на машинах, выпуск которых локализован в России.
Но с уходом зарубежных автогигантов и после наложения санкций вопрос, на какие служебные машины стоит тратить бюджетные средства, опять встал ребром. Обнародованный Минпромторгом список включает шесть марок, которые сейчас выпускаются в России: Lada (модели Granta, Vesta, Niva Travel и Niva Legend), УАЗ (внедорожники «Патриот», «Пикап», «Профи», «Хантер» и полноприводный микроавтобус СГР, он же «буханка»), премиальный президентский Aurus (Senat, Komendant), столичный «Москвич» (модели 3, 6 и электрическая 3е), выпускаемые под Липецком электрокары Evolute (I-PRO, I-JOY, I-SKY), а также китайский Haval (кроссоверы Jolion, Dargo, F7/F7x, H9). Эксперты представленный перечень раскритиковали: слишком уж ограниченное здесь число моделей — либо простые и дешевые Lada и УАЗы, либо роскошные, но сверхдорогие Aurus с розничной ценой от 40 млн рублей. Среднюю ценовую нишу занимают «китайцы», но там всего три модели. Минпромторг утверждает, что список будет обновляться, так что в дальнейшем он, вероятно, станет лучше соответствовать запросам государственных организаций.
Специалисты поисково-аналитической системы по управлению тендерами «Тендерплан» оценивают ежегодный объем закупок автомобилей госструктурами на уровне 1,5–2 млрд рублей. «Создание обязательного списка автомобилей для чиновников — это гарантия загрузки производственных мощностей и стабильности работы указанных производителей. Государственный сектор достаточно крупный, это надежный исполнитель своих обязательств, — отмечает Артем Меренков, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления. — Кроме того, общество давно требует социальной справедливости: госслужащие должны ездить на тех же авто, что и простые россияне».