Рыночные ставки догоняют ключевую Розничные цены на моторное топливо наконец-то снизились
Главной макроэкономической новостью прошедшей недели стал профицит федерального бюджета по итогам октября, пусть и не очень значительный (217 млрд рублей против 677 млрд в сентябре и 460 млрд в августе). В результате накопленный дефицит по итогам десяти месяцев текущего года сократился до 1,24 трлн рублей (0,7% ВВП), что вдвое меньше внутригодового пика по состоянию на 1 августа (2,59 трлн рублей).
Октябрьское положительное сальдо казны оказалось достигнуто даже при резко, в полтора раза, выросших месячных расходах бюджета, которые оказались максимальными в текущем году — 3,16 трлн рублей. Аттракцион невиданной щедрости состоялся благодаря экстраординарному скачку нефтегазовых доходов, которых в прошедшем месяце поступило на 1,64 трлн рублей против провальных сентябрьских 294 млрд. Октябрьские нефтегазовые доходы в результате дали почти четверть данного вида поступлений за десять месяцев года. Сказались прежде всего разовые факторы — квартальная уплата ВИНКами налога на дополнительный доход, а также отсутствие встречных выплат бюджету нефтяникам по демпферу. Помогли и конъюнктурные факторы, прежде всего удорожание нефти и продолжающееся сокращение экспортных дисконтов на российскую нефть.
Устойчиво бумируют ненефтегазовые доходы, прежде всего НДС. Поступления внутреннего и «импортного» НДС по итогам десяти месяцев достигли 9,34 трлн рублей, превысив 40% всех доходов с увеличением к соответствующему периоду прошлого года на 22%. В итоге создан неплохой задел для того, чтобы уложиться в запланированный потолок дефицита по итогам 2023 года (2,9 трлн рублей, или 2% ВВП).
Объем финансовых потоков, рассчитываемый ежемесячно Центробанком в целом по экономике и по функциональным отраслевым группировкам, по итогам октября затормозил свой рост, а по ряду составляющих даже снизился. Совокупный объем входящих платежей без учета добычи нефти и производства нефтепродуктов оказался выше среднемесячного уровня третьего квартала всего на 1% после среднего роста в предыдущем квартале на 9,3%. При этом отрасли, ориентированные на внутренний потребительский спрос, показали снижение на 0,4%, отрасли промежуточного спроса показали снижение входящего платежного потока на 1,4%, а экспортные отрасли — снижение на 4,2%. Только отрасли инвестиционного спроса зафиксировали увеличение входящего финансового потока на 1,4%. Октябрьское резкое торможение динамики входящих платежей происходит после трех кварталов очень уверенного роста и может быть предвестником охлаждения макроэкономической конъюнктуры.
На фоне продолжившегося в сентябре повышения ключевой ставки Банка России (до 13%) процентные ставки на кредитном и депозитном рынках также возросли, более выраженно — по депозитам нефинансовых организаций.
Драконовские решения правительства — введенный с 21 сентября запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива — дали свои плоды: по итогам октября средние розничные цены моторного топлива в стране немного снизились после нескольких месяцев последовательного интенсивного роста. Но нефтяники не останутся внакладе. Им удалось добиться от правительства возврата платежей в рамках схемы топливного демпфера (это налоговый вычет для нефтяников, который они получают из бюджета в случае, если цены внутреннего рынка опускаются ниже уровня экспортного нетбэка).
С 1 сентября по инициативе Минфина размер топливного демпфера был уполовинен. Информация об этом решении еще больше подхлестнула рост цен на моторное топливо, развернувшийся с весны текущего года после полуторагодового ценового штиля. Теперь демпфер возвращается в полном объеме, причем задним числом — уже с 1 октября. Таким образом, период действия половинного демпфера ограничивается только сентябрем. Параллельно введены послабления в режим экспортного эмбарго, и весьма вероятна его скорая отмена. Но вместе с тем задействованы другие инструменты увеличения предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке: с 1 ноября для нефтяных компаний увеличены нормативы продажи нефтепродуктов на бирже (СПТСБ): с 9,5 до 12,5% объема производства для дизтоплива и с 13 до 15% — для бензина.