Тридцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, СССР произвел успешный вывод на орбиту и автоматическую посадку космолета «Буран». Это событие стало точкой наивысшего триумфа советского космического проекта. И одновременно, как в высокой, шекспировской пробы драме, точкой отсчета безвременья, в которое стремительно проваливалась могучая страна, а первой, как и положено, ее авангард — космическая индустрия
К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988 года, когда за 51 секунду до него не прошло нормальное отведение площадки с приборами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение. «Не торопиться! — предупреждал председатель Государственной комиссии Виталий Догужиев (Виталий Хуссейнович Догужиев, руководитель советского “космического” Министерства общего машиностроения в 1988‒1989 годах). — Прежде всего безопасность».
Из соображений безопасности первый испытательный полет орбитального корабля «Буран» был определен как беспилотный, что традиционно для отечественной космонавтики, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по взлетно-посадочной полосе. Первый полет запланирован непродолжительным: два витка, или 206 минут полета.
Космодром Байконур, 15 ноября 1988 года. На старте многоразовый ракетно-космический комплекс «Энергия» — «Буран». Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: «Штормовое предупреждение». Специалисты, создавшие «Буран», заверили, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.
6 ч. 00 мин.: «Энергия» — «Буран» отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность.
6 ч. 08 мин.: Завершается работа ракеты-носителя, и орбитальный корабль (ОК) «Буран» начинает первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляет около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполняется доведение корабля на орбиту собственными средствами.
7 ч. 30 мин.: Бортовой центральный вычислительный комплекс (БЦВК) рассчитывает и сообщает в Центр управления полетом параметры тормозного маневра для схода с орбиты.
7 ч. 31 мин.: Происходит перезагрузка оперативной памяти БЦВК для работы на участке спуска. Началась перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.
8 ч. 20 мин.: Орбитальный корабль начинает снижаться.
8 ч. 51 мин.: ОК входит в атмосферу на высоте 100 км над Атлантикой со скоростью 27330 км/ч на расстоянии 8270 км от посадочного комплекса Байконура.
8 ч. 53 мин.: На высоте 90 км связь с кораблем прекращается из-за плазменных преобразований. Движение орбитального корабля в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа «Союз».
9 ч. 11 мин.: Корабль находится на высоте 50 км над Землей. Стали поступать доклады: «Есть прием телеметрии!», «Есть обнаружение корабля средствами посадочных локаторов!», «Системы корабля работают нормально!». Расстояние до ВПП в этот момент составляло 550 км, и, хотя скорость корабля уменьшилась, она все еще в десять раз превышала скорость звука.
9 ч. 19 мин.: При выходе в контрольную точку с высоты 20 км «Буран» заложил резкий маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль отвернул влево, на северный цилиндр выверки курса, и стал заходить на ВПП с северо-восточного направления с креном 45 градусов на правое крыло.
Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: «Отказ системы управления! Корабль надо подрывать!» На случай фатального отказа на борту «Бурана» размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.
Спас положение заместитель главного конструктора НПО «Молния» по летным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше. А «Буран» тем временем уверенно разворачивался для захода на посадку.
Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях (сильный порывистый встречно-боковой ветер) БЦВК корабля принял оптимальное решение.
9 ч. 24 мин.: Опережая всего на секунду расчетное время, «Буран» на скорости 263 км/ч коснулся ВПП и через 42 секунды, пробежав 1620 метров, замер, отклонившись от осевой линии полосы всего на пять метров. Программа первого испытательного полета ОК «Буран» выполнена полностью.
Александр Ивантер по материалам:
Многоразовый орбитальный корабль «Буран». Под ред. Ю. П. Семенова, Г. Е. Лозино-Лозинского, В. Л. Лапыгина и В. А. Тимченко. М., Машиностроение, 1995.
В. Лукашевич. «Буран»: факты и мифы. Новости космонавтики № 11 (310) 2008. Т. 18.