Пример Аяза Шабутдинова показывает, что за инфобизнес взялись всерьез. Похоже, отрасли придется стать прозрачнее и перестать завлекать клиентов несбыточными обещаниями.
Подход государства к сфере так называемого инфобизнеса явно меняется — речь идет про тарологов, астрологов, продавцов марафонов желаний и бизнес-тренингов. Правоохранительные органы теперь обращают внимание не только на уплату налогов, но и на содержание продукта блогеров. Если содержание не соответствует обещанию, инфлюенсер может даже отправиться в тюрьму.
В начале ноября правоохранительные органы задержали известного блогера и бизнес-тренера Аяза Шабутдинова. В отличие от его пойманных за руку коллег — блогеров Валерии Чекалиной (Лерчек), Елены Блиновской и Александры Митрошиной, которым грозили лишь штрафы за дробление бизнеса и налоговые махинации, — Шабутдинова обвиняют по статье «Мошенничество», за которую он может получить до десяти лет лишения свободы. Гособвинение заявляет, что он вместе с партнерами из корыстных побуждений создавал «ложное впечатление о возможности осуществления предпринимательской деятельности и получения высокого дохода благодаря образовательным программам». Новость разделила людей на два лагеря: одни ликуют по поводу очередной победы над сомнительными марафонщиками, другие не согласны с обвинениями и считают, что все это напоминает охоту на ведьм. Предприниматели негодуют, а юристы пытаются понять, как теперь изменится бурно растущий в последние годы рынок онлайн образования, или так называемый инфобизнес.
Тридцатидвухлетний Аяз Шабутдинов — один из первых «инфобизнесменов» России, автор множества курсов для предпринимателей, основатель бизнес-школы Like Центр, сети хостелов Like Hostel, сеть коворкингов «Нэймс» и кофе-баров Coffee Like. Всего в системе СПАРК Шабутдинов значится совладельцем более 40 компаний (большинство из них в названии имеют слово «лайк»); правда, почти из всех бизнесов он на сегодня вышел, оставив лишь ООО «Лайк Центр» и истинный центр своей инфобизнес-империи — АНО «Центр развития предпринимательства».
На 2023 год, по данным СПАРК, Шабутдинов владеет 82,2% ООО «Лайк Центр», выручка которого в прошлом году составила 991 млн рублей, чистая прибыль — 737,7 млн рублей. Но главная бизнес-жемчужина его инфоимперии ― Центр развития предпринимательства: его выручка в 2022 году составила 3,38 млрд рублей, чистая прибыль — 82 млн. Это в разы больше кофейного бизнеса Шабутдинова (выручка в 2018 году — 100 млн рублей, после чего он вышел из числа совладельцев) или его бизнеса в сфере коворкинга (выручка в 2022 году — 154 млн рублей). Получается, что бизнес, в котором Аяз по-настоящему преуспел, — учить других людей бизнесу.
Будущий бизнес-тренер родился в Пермском крае, детство провел в простом деревенском доме. Блогер рассказывал, что у его отца был небольшой цех по производству лимонада, который еле-еле выходил в ноль. Однако позднее выяснилось, что отец Аяза работал директором завода, а не маленького цеха.
Предпринимательская жилка, как рассказывает сам Шабутдинов, зародилась в нем в тринадцать лет, когда он занял пять с половиной тысяч рублей у родителей, закупил товары-приколы, а потом продал их в местном магазине по более высокой цене. Морозным январским утром 2013 года, во время утренней пробежки, Аяз решил заработать два миллиона рублей за год и освещать каждый свой шаг — так на свет появился его блог. Сейчас в Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена), где блогер периодически проводит «гивы» (розыгрыши призов), у Шабутдинова два миллиона подписчиков. В своем блоге он продвигает образ «успешного миллионера»: с широкой улыбкой ходит на фоне дорогих автомобилей и рассказывает подписчикам про веру в себя.
Конечно, Аяз Шабутдинов не первый, кто учит простых смертных законам ведения многомиллионного бизнеса: сам блогер — выпускник «Бизнес-молодости», проекта для начинающих стартаперов и бизнесменов. Этот проект с тренингами и курсами появился в 2010 году и очень быстро обзавелся дурной репутацией. Уже через три года компания стала проводить тренинги для 140 тыс. слушателей, оборот «Бизнес молодости» приблизился к миллиарду рублей в год, но образ «секты для бизнесменов» никуда не делся.
Те, кто восхищается Шабутдиновым как бизнесменом, обычно подчеркивают его талант к продажам.
«Свое партнерство с Аязом я оцениваю как очень успешное. Мы очень хорошо друг друга дополняли. За счет четкого разделения ответственности — я был генеральным директором, а функция Аяза была в продаже франшизы и продвижении бренда — компания очень хорошо росла в первые годы своего развития, — рассказывает Зуфар Гарипов, бывший партнер Аяза по работе с сетью Сoffee Like. Наши взаимоотношения были построены четко на доверии. Об Аязе могу отозваться как о человеке, который держит свое слово. Мы реально успели за короткий срок сделать успешную компанию. Когда я ее покидал, спустя четыре года работы, уже было под триста торговых точек». Компанию Гарипов покинул, чтобы посвятить другим проектам.
Расцвет бизнеса Шабутдинова пришелся на взрывной интерес к маркетплейсам ― и, как грамотный профессионал, предприниматель вовсю использовал эту тему, обещая обучить всем секретам работы на этих площадках.
В 2015 году в возрасте 24 лет Шабутдинов основал Like Центр — «технологическую образовательную компанию для предпринимателей», где и продает курсы для бизнесменов: лекции, так называемые бизнес-интенсивы и даже «реалити-шоу», которые обещают своему клиенту «найти точки роста и увеличить доход». Самый дорогой курс Аяза стоит 1,5 млн рублей.
Сейчас на сайте центра можно найти разные тарифы курсов. Например, школа Аяза предлагает начать зарабатывать от 100 тыс. рублей на своем бизнесе или увеличить доход под руководством действующих предпринимателей ― что обойдется уже минимум в 250 тыс. рублей. Первыми нишами, в которых предлагается работать клиенту, — маркетплейсы Ozon или Wildberries.
Гениальная схема заработка на маркетплейсах, которую людям продавали за 200 тыс. рублей, — покупать дешевые товары у китайских поставщиков и продавать их с наценкой
На эту программу в сети можно найти вот такой отзыв, размещенный на «Яндексе»: «Мой муж год назад ввязался в тему. Ему просто запудрили мозг пустыми обещаниями про то, что каждый может стать великим бизнесменом. Как итог — закрыта одна компания, вторая идея с Wildberries и “получи 100 за месяц” обернулась очередными долгами. Я давно хотела написать этот отзыв, сдерживал муж. Но сейчас я хочу просто всем сказать: не всем везет, не все находят выгодных поставщиков и не все становятся бизнесменами. За год “обучения” в этой конторе наш итог: долг в 150 тыс., нет работы и голодные дети. Спасибо за то, что запудрили мозг моему мужу и вместо нормальной работы и стабильного заработка у нас куча долгов (и мы еще год должны каждый месяц по 8 тыс. отдавать). Не ведитесь, ребята. Процент тех, у кого что-то получилось, гораздо меньше, чем тех, кто оказался на дне. Самое страшное, что мышление мужа поменяли настолько, что теперь на обычную работу идти он не хочет, так как “любой человек может зарабатывать большие деньги, работая на себя”».
Окрыленные возможностями, которые обещает Шабутдинов, его клиенты вообще на удивление часто берут кредиты ― благо рассрочку на обучение предлагает и сам Like Центр.
«Аяз, привет. Меня зовут Ирина, и я из Краснодара, ― пишет на странице Шабутдинова во “ВКонтакте” Ирина Бадина. ― В августе прошлого года я посмотрела твой вебинар, он и ты мне понравились, и я решила приобрести обучение предпринимательству в твоей компании. В рассрочку. Вебинар был 28 августа. Мне дали пробный период. Месяц. Как заявляют, в это время можно отказаться от обучения, если по каким-то параметрам оно не подошло. И я так сделала. Написала в службу возвратов 26 сентября, будучи уверенной, что у меня еще есть два дня. Однако мне ответили, что пробный период заканчивается сегодня — 26 сентября в 10:00. Мое письмо пришло в 10:31 по мск. Я просила войти в мое положение, ведь день еще не закончился. Мне отказали. И сейчас пишу тебе лично. Я хочу попросить тебя вернуть мне деньги, пусть не те, которые я уже платила полгода за кредит, а оставшиеся. Ведь обучение я уже не прохожу. Прошла всего две сборных. А рассрочку плачу уже больше полугода, и платить мне ее еще больше года. Прошу войти в мое положение тебя лично и прошу вернуть 130 тысяч, чтобы я могла погасить кредит, который большим грузом висит на мне».
Еще одну программу Шабутдинова «Концентрат», также посвященную маркетплейсам, в 2022 году прошли корреспонденты портала ufa1.ru. Они рассказали: на обучении утверждали, что начать торговать на Wildberries можно, не имея стартового капитала. Например, договорившись с поставщиком дать товар в долг. При этом ученикам никто не сказал, что для регистрации на сайте партнеров Wildberries сейчас нужно заплатить регистрационный взнос в 30 тыс. рублей. Гениальная схема заработка на маркетплейсах, которую людям продавали за 200 тысяч, заключалась в покупке дешевых товаров у китайских поставщиков и продажа их с наценкой, допустим, на том же Wildberries. Альтернатива — использовать дешевую рабочую силу: заказать самую популярную одежду на Wildberries, выбрать лучшие образцы, снять с них выкройки и заказать пошив аналогичных вещей у швей из маленьких населенных пунктов, не избалованных высокими зарплатами.
В 2020 году Шабутдинов отчитался о выручке своего бизнеса почти в 2 млрд рублей и 0,5 млрд чистой прибыли, по итогам 2021-го выручка, как утверждает коуч, выросла до 7,5 млрд рублей. Через год Шабутдинов отправился за границу, чтобы развивать международный бизнес.
И вот 3 ноября 2023 года инфобизнесмена задерживают в съемной квартире сотрудники ФСБ и Главного управления МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции. Утром следующего дня ему предъявили обвинения в совершении восьми эпизодов в рамках дела о мошенничестве. По версии следствия, Шабутдинов предлагал купить тренинги и вебинары, после прохождения которых обучающие смогут начать успешный бизнес и получить гарантированный сверхдоход. Сверхдохода, видимо, не случилось: заявление на блогера написали восемь учеников, которые заплатили ему в общей сложности 5 млн рублей и остались недовольны его услугами. Он будет находиться в СИЗО до 16 декабря.
Критика Like Центра началась не сегодня. На сайтах с отзывами много комментариев с негативной оценкой работы Аяза. В основном претензии направлены на пустое содержание курсов и невозможность вернуть деньги мирным путем — только через иск. И то не факт. А суммы на курсы центра люди тратят немалые. Например, в СМИ приводится история 30-летнего Вадима, который после 45-дневного обучения в Like Центре решил расторгнуть договор. Сделать это не получилось, и он продолжает выплачивать 316 тыс. рублей до 2025 года. Ежемесячный платеж составил почти 17 тыс. рублей. Изначально он купил курс за 400 тыс. на два года, но после первого занятия решил расторгнуть договор. Ему сказали, что, вообще-то, он уже должен 70 тыс. за занятие.
С критикой Like Центра выступает бывший тренер компании Семен Бойко. Он утверждает, что проекты Аяза не приносят пользы его клиентам, а только вынуждают их залезать в долги. Бойко накопил более 10 млн рублей убытков, из них 5 млн были его личные накопления и еще более 5 млн долгов.
Одной из немногих, кто обратился в полицию, стала экс-ученица Аяза Наталья Калистратова. Она приобрела премиальный курс за миллион рублей. Однако затем стоимость обучения увеличилась из-за процентов до 1,9 млн рублей.
Бизнес, в котором Аяз Шабутдинов по-настоящему преуспел, — учить других людей бизнесу
Несмотря на число претензий к Шабутдинову и его центру, с формулировкой «мошенничество» юристы не согласны. «По той информации, которая тиражируется в СМИ, обвинение выглядит абсолютно абсурдным. С тем же успехом можно обвинять преподавательский состав вузов в том, что бывший студент не работает по профессии, или массажиста в том, что после прохождения курса “здоровый позвоночник” грыжа не пропала. То, что ожидания не оправдываются, не образует состав мошенничества, в отличие от целенаправленной продажи обучающих курсов без фактического предоставления услуги», — считает Владимир Шалаев, адвокат, партнер ООО «Правовая группа». Он отмечает, что Аяз — а точнее, его юрлицо — имел образовательную лицензию, которая на момент задержания не была отозвана (у АНО «Центр развития предпринимательства» есть образовательная лицензия, выданная московским департаментом образования и науки). В случае, если ученик не был доволен результатом, он имел возможность обратиться в суд с иском о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств, подчеркивает юрист.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что «болевых точек в этой истории просматривается сразу несколько». Одна из них — криминализация отношений в рамках договора оказания услуг. Насколько обоснованны претензии заказчиков — сейчас уже разбирается суд. «При этом следствие почему-то декларативно определило, что образовательные программы не способствовали осуществлению предпринимательской деятельности и получению высокого дохода, видимо, являясь ведущими специалистами в этой области, поскольку информации о каких-либо привлеченных специалистах или экспертных заключениях по делу нет», — удивляется Титов.
Впрочем, позиция правоохранительных органов тоже вполне обоснованна: на странице Шабутдинова во «ВКонтакте» прямо написано: «Даю инструкцию, как стать миллионером».
Шабутдинов не первый блогер-миллионник и инфобизнесмен, которого задерживают в России: 2023 год был для индустрии в целом непростым.
Первой задержанной стала инфлюенсер Лерчек (Валерия Чекалина). Ее подозревали в уклонении от уплаты налогов по проданным ею онлайн-курсам, посвященным похудению. Уклонялась Лерчек через так называемое дробление бизнеса: для своих налоговых манипуляций она привлекала к инфобизнесу родственников, которые открывали для нее ИП. Осенью этого года ФНС обязала Лерчек выплатить 124 млн рублей штрафа.
Чуть позже, весной, за неуплату налогов на сумму 120 млн рублей возбудили дело в отношении Саши Митрошиной. Она вела свой блог, посвященный спорту, и монетизировала увлечения своей аудитории через продажу курсов. В квартире Митрошиной в Москве и у ее бухгалтеров и юристов прошли обыски. Следствие полагает, что свои преступления она совершила еще в 2022 году — с октября по май.
Не прошло и месяца, как по дороге в Беларусь полиция остановила знаменитую «фею» и автора марафонов желаний Елену Блиновскую. Блогер была задержана по обвинению в рекордной среди инфобизнесменов сумме неуплаты налогов ― 918 млн рублей. Летом ее имущество — около 100 млн рублей в валюте, коллекционные золотые монеты и 21 объект недвижимости в Москве, Подмосковье и Ярославской области — арестовали. До января 2024 года Елена будет сидеть под домашним арестом.
Пример Шабутдинова может означать для создателей сомнительных тренингов и марафонов, что теперь блогеров могут не просто штрафовать, но и сажать за чересчур агрессивный инфобизнес.
Тут важно объяснить, что именно квалифицируется как мошенничество. Строго говоря, Уголовный кодекс определяет мошенничество так: хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Юристы и простые граждане теперь ломают копья вокруг того, подпадает ли деятельность Лайк Центра и самого Аяза под эту статью.
То, что описывается как создание ложного впечатления Аязом Шабутдиновым о возможности предпринимательской деятельности и получения высокого дохода благодаря образовательным программам, в чистом виде не подпадает под статью УК 159 «Мошенничество», поскольку квалификация данного состава преступления несколько иная, уверен Эмиль Юсупов, партнер юридической компании «Интерцессия». Но, разумеется, смотреть здесь нужно гораздо глубже. «Поскольку важнейшим элементом состава уголовного преступления является умысел, то следственные органы будут рассматривать именно это в контексте умысла группы лиц, которая проводила эти обучающие семинары, что в данном случае и являлось первоначальном замыслом, рассказывает юрист.
Здесь возможны следующие подходы: первый подход — гражданско-правовой, когда в рамках оказания информационных услуг имелись недовольные граждане, продолжает Юсупов. Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий, а важнейшей характеристикой оказанной услуги — ее качество. При таком подходе возникает вопрос защиты нарушенных прав потребителя, получение им возмещения за некачественно оказанную услугу и компенсации убытков. Заказчик может обратиться в суд, судом будет назначена экспертиза, которая установит, насколько качественно была оказана услуга и размер подчиненного ущерба заказчику, объясняет Юсупов.
Второй подход ― уголовно-правовой. И если рассматривать эту ситуацию в уголовно-правовой плоскости, то у создателей Лайк Центра изначально должна была быть направленность на совершение преступления и приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, подчеркивает Юсупов.
Дело Шабутдинова — это прецедент. Сам факт того, что выбран второй сценарий, задает вектор, по которому, скорее всего, будет двигаться практика правоприменения в отношении инфобизнеса. Получается, тарологи и астрологи в случае обращения в правоохранительные органы их клиентов также могут быть привлечены к уголовной ответственности, считает Владимир Колесин, советник BGP Litigation. «Отсутствие научно обоснованных методик предсказания будущего с точки зрения правоприменительной практики уже является достаточным доказательством мошенничества со стороны таких специалистов, получающих за свои услуги денежные средства», — объясняет Колесин.
О том, что для обуздания инфобизнеса выбран жесткий путь, говорят и заявления от Лиги безопасного интернета ― именно она выявляет «инфоцыган» и пишет на них заявления. «Там большой список: Литвин, Гусейн Гасанов, очень много таких “инфомошенников”, которые этим занимались, — заявила глава Лиги Екатерина Мизулина. — Если человек имеет обороты как крупная нефтяная компания, почему бы не платить налоги вбелую, почему не нанять команду бухгалтеров-финансистов, чтобы все было чисто и прозрачно?»
Обороты в инфобизнесе действительно впечатляют. Согласно исследованию Ассоциации блогеров и агентств и сервиса аналитики и управления социальными сетями LiveDune, больше всего среди российских блогеров, которые продают курсы, вебинары и другие образовательные продукты, в прошлом году заработали: Валерия Чекалина ― свыше 1 млрд рублей; Александра Митрошина ― 650 млн; Аяз Шабутдинов ― 600 млн; Оксана Самойлова ― 500 млн; Гоар Аветисян ― 500 млн; Елена Блиновская ― 450 млн; Виктория Боня ― 250 млн; Инна Тлиашинова ― 200 млн; Надин Серовская ― 150 млн. Суммарный доход этих блогеров за год вырос на 948 млн рублей (на 24%), а общая выручка достигла 4,2 млрд.
Впрочем, в реальности суммы могут быть и больше: напомним, одно только АНО «Центр развития предпринимательства» заработало в 2022 году более 3,3 млрд рублей.
В конечном счете инфобизнесу придется встроиться в скучный мир, в котором живут другие отрасли: платить налоги «по полной» и принимать налоговые проверки, соблюдать этические нормы ― то есть не давать несбыточных обещаний и следить за рекламой. Около пятнадцати лет назад бурно растущей тогда брокерской индустрии запретили привлекать клиентов обещаниями будущей доходности. И это оказалось правильным: спустя годы на биржу все же пришли люди, которые в целом довольно трезво оценивают то, что биржа может им дать. В то же время сначала инвестиционное, а потом и накопительное страхование жизни, где обещали высокую доходность, прочно дискредитировали себя. По похожему пути логично пойти и в регулировании инфобизнеса.