Хайтек: дома в России умнеют

Умный дом стал доступен массовому потребителю
Читать на monocle.ru

Компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») приобрела 50% российской компании T.one — одноименного разработчика платформы для умного дома. Сумма сделки не разглашается, но само по себе это поглощение нельзя назвать крупным.

T.one — небольшой региональный игрок, компания зарегистрирована в Ижевске, портфель ее реализованных проектов ограничивается преимущественно этим городом, а также Пермью и Тюменью. По данным «Интерфакса», выручка компании по итогам прошлого года составила эквивалент цены автомобиля — всего 3,4 млн рублей, чистая прибыль — 465 тыс.

Однако значим потенциал предприятия: T.one развивает свою цифровую платформу — удобное для жителей домов приложение для смартфона, с помощью которого можно управлять такими элементами умного дома, как видеонаблюдение, управление светом, отопление и кондиционирование, бесключевой доступ, въезд на парковку и многое другое.

Технологии умного дома в России давно не новость. Распространение таких систем началось более 20 лет назад, еще в начале 2000-х. Тогда этим технологиям прочили большое будущее: многие с придыханием говорили о том, что скоро за всем в современном доме будут следить роботы, они станут делать домашнюю работу и радовать жителей широкой автоматизацией будничных процессов. Но взлета не случилось. Умный дом не вошел в жизнь массового потребителя. Он оказался уделом узкой прослойки: элитных жилых комплексов или «гиков» (фанатов хайтека).

Сейчас ситуация меняется. Элементы автоматизации жилищных систем вплотную подошли к порогу массового пользователя. Главная причина — их существенное удешевление. Камеры, умные розетки, счетчики, различные датчики по цене стали на порядок доступнее. Подтянулись также технологии и аппаратные решения для голосового управления, когда необременительные для кошелька умные колонки, как и ожидалось, оказываются в центре управления домашним светом, телевизором и прочими бытовыми приборами.

О готовности рядового потребителя видеть у себя дома все больше умных устройств говорят результаты продаж: например, представители МТС и Tele2 констатируют, что продажи товаров для умного дома в их торговых сетях по итогам прошлого года выросли в два раза в количественном выражении. В группе «М.Видео — Эльдорадо» говорят об увеличении спроса в полтора раза, а, скажем, число умных колонок в этой сети в текущем году увеличилось в 2,2 раза. При этом рынок подобных устройств в России еще далек от насыщения: согласно данным Edison Research, тогда как по итогам прошлого года те же умные колонки были как минимум в 35% домохозяйств в США, в России этот показатель составил только 4%.

Таким образом, участники рынка видят большой потенциал в дальнейшем развитии продаж устройств умного дома в России в самое ближайшее время. Люди поймут: удобно и недорого из любой точки, например, удостовериться, что любимая машина стоит на парковке, установить недорогой датчик, сигнализирующий о возможной протечке в ванной комнате с угрозой залить соседей, следить за оптимальной температурой в комнатах или голосом открыть замок домофона.

И тут очень большой рыночный потенциал у компаний, которые первыми смогут обеспечить удобные, эффективные, недорогие сервисы в этой области. Все элементы умного дома могут быть объединены в единую цифровую платформу, и тут ситуация будет развиваться по сценарию «Яндекс.Такси»: когда основную выгоду от сервиса получают не таксисты и владельцы машин, а агрегатор, сумевший объединить его участников в удобном цифровом функционале.

В связи с этим приобретение «Вымпелкомом» компании T.one выглядит как стратегически продуманный шаг. Ведущий сотовый оператор уже давно развивает продажи в сегменте товаров для умного дома. В частности, он был одним из первых, кто вывел на рынок доступные комплекты наблюдения за состоянием загородных домов и дач (видео и температура), которые пользовались большим спросом. Но сейчас компания идет дальше. Пока «Вымпелком» официально не комментирует сделку и не объявляет планы дальнейшего развития новой структуры. Но при умело сформированной и реализованной стратегии T.one в будущем может претендовать на то, чтобы стать аналогом «Яндекс.Такси» на рынке сервисов умного дома.