В возрасте ста лет ушел из жизни один из самых влиятельных дипломатов XX века Генри Киссинджер. Для большинства современных людей его имя и мировая политика всегда были неразрывно связаны. В качестве эксперта по международным отношениям Киссинджер еще в начале 1950-х годов консультировал американские правительственные организации и частные исследовательские центры, в частности Операционный координационный комитет при Совете национальной безопасности США, Управление по исследованию военных операций, Совет по стратегии психологических операций, Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению и Группу по оценке систем вооружений. В 1969 году он становится советником президента США по национальной безопасности, с 1973-го возглавляет американское внешнеполитическое ведомство. Хотя обе эти государственные должности Киссинджер занимал всего шесть лет, на тот период пришлось большое количество важных геополитический изменений: сближение США с Китаем, период разрядки между Москвой и Вашингтоном, очередное обострение конфликта на Ближнем Востоке и попытки остановить войну во Вьетнаме. И после ухода с госслужбы Киссинджер, став непререкаемым мировым авторитетом в области геополитики, продолжил консультативную и практическую дипломатическую деятельность, например неоднократно приезжал в Москву и проводил встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Что касается долголетия Киссинджера, то, согласно известной шутке, даже Ленин успел пожить при Киссинджере.
О конкретных геополитических проектах, реализованных Киссинджером, противоположные мнения были как тогда, так и сегодня. Например, нормализация отношений с Китаем. В качестве плюсов США получили раскол в коммунистическом блоке, увели из него 800 млн человек (существенно снизив потенциал экономического развития) и прекрасно заработали: из Китая хлынул поток дешевых товаров и инвестиционной прибыли. Однако по прошествии полувека стало очевидно: в политическом смысле Китай не стал Японией и Южной Кореей, а вынашивает планы «подвинуть» США как минимум в своем регионе. Прав был в этом случае Киссинджер или неправ — этот вопрос не имеет смысла. В геополитике чудес не бывает: любое принятое решение имеет как положительные последствия, так и отрицательные. Тактически это было очень выгодное решение, но уже в 1990-е годы почивающим на лаврах США необходимо было скорректировать внешнюю политику, предприняв ряд шагов по сдерживанию развития Китая. Их не сделали, но при чем тут Киссинджер, ушедший с госслужбы в 1977 году?
Попытка Киссинджера остановить войну во Вьетнаме пала жертвой компромисса между сторонниками мира и военным лобби, желающим одержать победу на поле боя. В январе 1973 года Генри Киссинджер и представитель коммунистического Вьетнама Ле Дык Тхо подписали Парижское мирное соглашение о прекращении войны во Вьетнаме, предусматривающее вывод оттуда американских войск. Киссинджеру даже присудили за это Нобелевскую премию мира, однако война во Вьетнаме после этого продолжалась еще более двух лет. Столкнувшись с нежеланием военных выполнять эти соглашения, Киссинджер не стал уходить в отставку и в отличие от Ле Дык Тхо отказываться от Нобелевской премии, а подождал два года и увидел, как армию США пинками вытолкали из Вьетнама.
Красной нитью внешней политики Киссинджера было стремление укрепить мир. Возможно, потому, что сам Киссинджер воевал в радах американской армии в годы Второй мировой и не понаслышке знал, что такое война.