Похоже, накопительная пенсионная система провалилась как инструмент сбережений на долгосрочном горизонте: доходность пенсионных накоплений на счетах хронически отстает от инфляции. Это может плохо сказаться на новой системе долгосрочных накоплений
Медианная доходность негосударственных пенсионных фондов за девять месяцев 2023 года составила 7,7% по пенсионным накоплениям в годовом выражении. Однако доходность накоплений на счетах — то, что фактически оказывается на руках у населения, — хронически отстает от инфляции (см. график 1).
История с пенсионными накоплениями тянется давно, и с самого начала своего существования механизм пенсионных накоплений подается как способ обеспечить себе финансовую стабильность в старости. Изначально накопительная часть трудовой пенсии формировалась у мужчин 1953 года рождения и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе. Довольно быстро в системе остались только граждане 1967 года рождения и моложе. С 2014 года, чтобы заполнить дыру в бюджете Пенсионного фонда России (ПФР), правительство ввело мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии (часто это называют заморозкой накоплений). После этого обязательные взносы работодателя не пополняли накопительную пенсию, а шли в «общий котел» ПФР на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.
С 2002 по 2014 год работодатели отчисляли 6% от зарплаты сотрудника не в «общий котел» ПФР, а на индивидуальный пенсионный счет конкретного работника. НПФ, УК и ВЭБ инвестируют эти средства. Казалось бы, отличный вариант для долгосрочных сбережений. Но не в реальности.
Руководитель компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев связывает отставание доходности на счетах от инфляции с тем, что формула вознаграждение НПФ, УК и специализированного депозитария не привязана к финансовым результатам. Напомним, что НПФ забирает 0,75% от средней стоимости чистых активов под управлением. Определенный процент — установленный договором — забирают также УК и спецдепозитарий.
«В “хорошие’ периоды с высокой доходностью это незаметно. Но в “плохие”, когда доходность финансовых рынков низкая и нестабильная, это очень заметно для потребителя», — объясняет Якушев.
Дело не только в вознаграждении НПФ, но и в том, куда фонды вкладывают свои накопления. По словам Евгения Якушева, произошел «конфликт интересов»: при создании индустрии были установлены лимиты, которые должны были ограничивать вознаграждение управляющих. Но общее регулирование со стороны Банка России заставило индустрию фокусироваться на крайне консервативных и низкодоходных классах активов. Это сказалось на доходности, а в итоге привело к хроническому обесценению пенсионных накоплений.
Так как приоритетом для НПФ является обеспечение надежности, а не доходности, портфели пенсионных накоплений фондов в основном состоят из корпоративных и государственных облигаций (см. график 2). А их рынок в последнее время чувствует себя не очень хорошо: в течение всего 2023 года облигации в портфелях дешевеют из-за повышения ключевой ставки.
«Так что гражданам, выбиравшим оптимальную инвестиционную стратегию и перенаправившим свои пенсионные накопления в частные УК и НПФ из ВЭБа, приходится расставаться с иллюзиями по части возможного прироста размера будущей накопительной пенсии за счет инвестиционного дохода», — говорит Якушев. В условиях волатильности финансовых рынков ожидать высокой доходности от институциональных инвесторов, которым и являются НПФ, не приходится.
Сами фонды продолжают настаивать, что ситуация стабильна. «Существенная часть портфеля защищена от риска отрицательной переоценки. Другими словами, доходность портфеля имеет низкую чувствительность к изменениям цен на рынке облигаций. Поэтому влияние снижения облигаций на доходность портфеля по итогам 2023 года будет низким», — утверждает Иван Нечаев, директор инвестиционного департамента НПФ «Достойное будущее».
Какой будет доходность облигаций и, как следствие, пенсионных портфелей в 2024 году, пока сказать трудно. Банк России прогнозирует, что ключевая ставка останется высокой. Если это действительно будет так, НПФ сможет зафиксировать повышенную доходность на 2024-й и последующие годы, уверен Нечаев.
Тем временем выплаты пенсионных накоплений уже начались. Хотя женщины 1967 года рождения должны выйти на заслуженный отдых только в 2026 году, сейчас пенсионерами уже становятся «льготники» — граждане, вышедшие на пенсию раньше срока. Выплаты идут, но преимущественно в форме единовременной выплаты суммы, так как размер пенсионных накоплений у большей части граждан незначителен и в случае, если бы они выплачивались как прибавка к пенсии, они не обеспечили бы повышения государственных пенсий более чем на 5%.
Например, за девять месяцев 2023 года СберНПФ выплатил клиентам 8,4 млрд рублей по договорам об обязательном пенсионном страховании — рост на 16% год к году. По состоянию на 30 сентября 2023 года 26,5 тыс. клиентов СберНПФ получают ежемесячную накопительную пенсию. На единовременные пенсионные выплаты, когда человек забирает всю накопленную сумму один раз и далее выплат не получает, пришлось 6,3 млрд рублей. Их получили 127 тыс. россиян.
Начало выплат означает сокращение портфеля пенсионных накоплений. Тем более что портфель будет уменьшаться и за счет возможных переводов пенсионных накоплений в программу долгосрочных сбережений (ПДС), которая заработает с 2024 года. Напомним, что через ПДС россияне смогут копить самостоятельно за счет собственных добровольных взносов, а также перевести в программу свои ранее сформированные пенсионные накопления. Для первых участников также предусмотрены различные стимулы вроде налогового вычета до 52 тыс. рублей.
Но неудовлетворительные результаты по доходности пенсионных накоплений (как и многочисленные изменения условий накопительной программы, включая ее внезапное завершение в виде заморозки) могут плохо сказаться на репутации ПДС. Люди за 21 год существования накопительной пенсии не увидели ни высокой доходности, ни больших сбережений. И хотя из ПДС формально можно начать получать выплаты по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами, рискнем предположить, что россияне будут стараться забирать оттуда средства единовременно и при первой возможности. Используя для этого что-то из списка «особых жизненных ситуаций», которые как раз и позволяют забрать часть накоплений или всю сумму целиком досрочно без потери процентного дохода.
«Пока НПФ полностью устойчивы, но в перспективе, по мере изъятия пенсионных накоплений, данный вид деятельности (управление пенсионными накоплениями. — “Монокль”) исчезнет, тем более что приняты поправки в законодательство, позволяющие переводить сбережения в новую пенсионную схему “добровольные пенсионные сбережения” внутри НПФ», — рассказывает Евгений Якушев.
Поддержку фондам окажет наличие бóльших инвестиционных возможностей, считают в СберНПФ. Например, выбирать для более молодых клиентов стратегии с повышенным уровнем риска, с большей долей акций в портфеле. Это могло бы на длинном горизонте принести более высокий уровень доходности по долгосрочным накоплениям.
Возможно, стоит также пересмотреть систему вознаграждений, сделав ее двусоставной ― пусть часть дохода фонд получает, как сейчас, в виде процента от объема средств под управлением, а часть ― как процент от полученного инвестиционного дохода.