На саммите глав Евросоюза принято решение начать переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Молдавией, а Грузии предоставить статус страны-кандидата.
«Расширение Евросоюза не теоретический вопрос, а юридически утвержденный процесс, детали которого тщательно прописаны… Мы выдвинули семь таких условий для членства Украины. Даже по оценке Еврокомиссии, три из них не выполняются», — заявил до начала саммита премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Но тут Еврокомиссия предоставила Венгрии доступ к 10,2 млрд евро из бюджета ЕС, замороженным Брюсселем из-за «нарушений верховенства права». Конфликт между Венгрией и чиновниками ЕС возник из-за того, что венгерские власти наивно полагали, будто верховенство права — это когда в Венгрии исполняется венгерское законодательство, а Брюссель под этим определением понимает жесткий диктат своих представлений «о прекрасном», в частности пропаганду в школах идеалов ЛГБТ, а также прием нелегальных мигрантов, несущих европейцам свою культуру.
В итоге Орбан, не в силах отказаться от 10 млрд евро, но и не желающий дать согласие на начало переговоров о вступлении Киева в ЕС, покинул зал заседаний во время голосования. О том, насколько переговоры могут затянуться, свидетельствует диалог Брюсселя с Анкарой о вступлении в ЕС, идущий с 2005 года. Ранее президент Евросовета Шарль Мишель высказал мнение, что присоединение Украины к ЕС возможно не ранее 2030 года и при условии, что «обе стороны выполнят свою домашнюю работу».
Когда на саммите был поставлен вопрос о выделении Украине 50 млрд евро из бюджета ЕС, Орбан остался в зале и проголосовал против. Дело в том, что в бюджете ЕС остаются заблокированными еще около 21 млрд евро, предназначенных Венгрии, и «торг тут уместен». Да и остальные страны ЕС не горят желанием предоставлять ранее обещанные Киеву деньги: сегодня их экономика балансирует на грани рецессии и финансов не хватает на себя любимых. Кроме того, в Польше сменилось правительство и «правильный» польский премьер Дональд Туск первым делом напомнил Брюсселю, что необходимо срочно выплатить Варшаве 60 млрд евро, также замороженных из-за «проблем с верховенством права». При этом вето Венгрии на выделение Украине 50 млрд евро из бюджета ЕС не отнимает права любой страны выделить Киеву хоть 100 млрд, но из национального бюджета. Правда, желающих устроить такой демарш не нашлось.
Еще одной неприятностью для Киева стало нежелание лидеров стран ЕС пригласить на свой саммит президента Украины Владимира Зеленского, «случайно» оказавшегося в Европе. Ранее он отправился на инаугурацию президента Аргентины Хавьера Милея. Чтобы не летать дважды, Зеленский решил мимоходом наладить отношения еще с несколькими странами. Его самолет приземлился на дозаправку в Кабо-Верде, где украинский президент встретился с премьер-министром страны Жозе Улисишем Коррейа-и-Силвой. Но когда президент Кабо-Верде Жозе Марии Невешу узнал об этом, он обвинил главу своего правительства в «институциональной нелояльности» и пообещал принять соответствующие меры. Аналогичный фокус кочующая украинская делегация попробовала провернуть во время дозаправки в Бразилии, попытавшись вызвать в аэропорт «на поговорить» президента этой страны. Но Луис Инасиу Лула да Силва, сославшись на занятость, отказался. После Аргентины Зеленский отправился в США, чтобы убедить американских конгрессменов проголосовать за выделение Украине 61 млрд долларов на 2024 год. После провала и этой миссии он имел краткую аудиенцию у президента США Джо Байдена, по итогам которой американский лидер объявил об утешительном призе — выделении Киеву 200 млн долларов военной помощи из чуть менее чем 6 млрд, оставшихся в распоряжении Белого дома.
Но все эти финансовые неприятности отнюдь не означают, что Киев находится на пороге банкротства. Четырнадцатого декабря МВФ выплатил Украине 900 млн долларов, а на следующий день Всемирный банк объявил о выделении Киеву 1,34 млрд.
Помимо этого золотовалютные резервы Киева составляют 38,88 млрд долларов, что позволит Украине платить зарплату и социальные пособия в течение года, а если украинские чиновники перестанут воровать, то и на протяжении двух лет.