Череда аварий на тепловых сетях по всей стране свидетельствует о том, что точка перелома пройдена, дальше будет только хуже и необходимо форсировать модернизацию этой инфраструктуры
Чистую воду, находящуюся в покое, можно охладить до минусовой температуры, а затем, просто щелкнув пальцем по емкости с ней наблюдать как практически мгновенно совершается фазовый переход — вода превращается в лед, переходя из жидкого состояния в твердое.
Такой же фазовый переход — из относительно стабильного состояния в аварийное — мы могли наблюдать в системе теплоснабжения нашей северной страны начиная с декабря прошлого года, когда сотни домов в десятках городов остались без тепла. «Щелчком», спровоцировавшим переход в новое состояние, стали сильные холода. Они заставили системы теплоснабжения работать на максимальных режимах, чего те вынести не смогли, поскольку инфраструктура — сети, оборудование котельных и ТЭЦ — имеет серьезный износ. Резкое похолодание вынудило повысить температуру теплоносителя и давление в системах. Этого часть из них и не выдержала. Плюс ко всему кадровая проблема, серьезно усугубившаяся в последние годы.
«По щелчку» лед в воду обратно не превращается — нужна энергия, тепло, чтобы его растопить. Чем ее меньше, тем дольше вода остается в твердом состоянии. Так же и с системами теплоснабжения. Для возвращения их в стабильное состояние нужны деньги. Ну и энергия тех, кто будет заниматься модернизацией. И даже в случае наличия и того и другого период частых аварий продлится несколько лет, поскольку быстро привести в порядок такое большое хозяйство — почти 500 ТЭЦ, тысячи крупных котельных от 100 Гкал/ч и выше, сотня тысяч менее мощных, более 183 тыс. км тепловых сетей (первое место в мире) — не получится.
Вал аварий, прокатившийся по стране, был ожидаем. Уже больше десяти лет специалисты говорят, что в системе нарастают проблемы. По разным данным, от 50 до 70% тепловых сетей работают с превышением нормативного срока службы, который составляет 25 лет. А магистральная труба, которая лопнула в Новосибирске, как говорят, была уложена в землю еще во времена расцвета СССР — в середине 70-х годов прошлого века. Для того чтобы сохранять сети в нормативном состоянии, нужно ежегодно перекладывать 4% трубопроводов. По данным участников рынка, в среднем по России этот показатель составляет 1%. «Передовики производства», в числе которых Москва и ряд других крупных городов, меняют 2‒2,5% сетей в год. Так что замена ведется в «догоняющем режиме», в связи с чем протяженность сетей, которые нуждаются в замене, постоянно растет.
Вице-премьер Марат Хуснуллин в ходе своего выступления на муниципальном форуме «Малая родина — сила России» пообещал представителям местных властей «разогнать» программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства. «Как мы разгоняли программу строительства жилья, мы так же планируем в ближайшие годы активно заниматься коммуналкой. Тем более что деньги под это у нас есть. Со следующего года у нас каждый год по 150 миллиардов рублей будут капитальные гранты», — сказал вице-премьер.
Эти средства, по 150 млрд рублей в год, будут выделяться из ФНБ в течение ближайших трех лет. Как говорят участники рынка, эти деньги пойдут непосредственно муниципалитетам, которые потратят их на строительство или модернизацию конкретных объектов в сфере ЖКХ, в том числе на объекты теплоснабжения. Вместе с тем, по оценкам, приведение системы теплоснабжения страны в порядок требует инвестиций в размере 10 трлн рублей. Понятно, что не одномоментно. Как понятно и то, что предполагаемых к выделению 150 млрд в год, которые пойдут на все жилищно-коммунальное хозяйство, а не только на обновление систем теплоснабжения, недостаточно.
Выход здесь видится в изменении схемы финансирования и получателя средств. К примеру, сегодня Фонд развития территорий (ФРТ) выдает кредиты на модернизацию коммунальной инфраструктуры под 3% годовых. Срок кредита при этом составляет до 25 лет, а погашение основного долга начинается с пятого года. Эта программа пользуется спросом в том числе среди операторов теплоснабжения. Кредитная ставка в 3% их вполне удовлетворяет. При таких условиях они готовы активно вкладываться в модернизацию тепловой инфраструктуры, которая находится в их ведении. Другое дело, что ресурсы ФРТ ограничены.
И здесь логичным видится применение схемы субсидирования процентных ставок коммерческих банков до уровня, близкого к этим самым 3% годовых. В таком случае ежегодно выделяемые 150 млрд рублей из ФНБ позволят инвестировать в сети на порядок больше денег. И все будут довольны: банки обернут деньги по коммерческой ставке, операторы получат приемлемое финансирование, а государство — надежную систему теплоснабжения населения. Более того, модернизация теплоснабжения может прибавлять к росту ВВП 1‒1,5 процентного пункта на протяжении пары десятков лет (подробнее см. «Двадцать триллионов рублей в плюс», «Эксперт» № 24 за 2017 год).
Изношенность тепловой инфраструктуры приводит к тому, что почти половина тепла теряется при транспортировке. А есть трассы, где потери составляют и более 50%. Выход — в замене старых тепловых сетей на новые, где естественные потери будут в пределах 5‒10%, что укладывается в нормативные показатели. Уменьшение потерь приведет к снижению расхода топлива, необходимого для выработки тепла. А топливо — наиболее затратная статья теплоснабжающей организации.
Существенное снижение потерь достигается за счет использования труб — стальных или полимерных — в заводской теплоизоляции из пенополиуретана (ППУ).
Группа «Полимертепло» (входит в состав группы «Полипластик»), ведущий российский производитель полимерных теплоизолированных трубопроводов для распределительных сетей горячего водоснабжения и отопления, производит полимерные трубы, рабочая температура которых доходит до 130 градусов, давление — до 1,6 МПа. Такие трубы могут использоваться при строительстве разводящих сетей, поскольку их максимальный диаметр — 200 мм. Для магистральных сетей используются трубы большего диаметра — от 400 мм.
По словам Павла Сенчукова, заместителя директора департамента стратегического развития по техническим вопросам группы «Полимертепло», спрос на полимерные трубы, используемые при строительстве теплосетей, растет. «Если мы кладем полимерную трубу, то потом о ней можно забыть лет на пятьдесят, — говорит он. — Стальную трубу мы по правилам должны ежегодно проверять на предмет коррозии и проводить частичные ремонты. Поэтому с точки зрения стоимости жизненного цикла полимерная труба выгоднее, чем стальная».
Производственные мощности группы «Полимертепло» в настоящее время позволяют изготавливать 2000 км полимерных труб в год и 1300 км стальных в теплоизоляции. «Помимо нас есть еще производители таких труб, поэтому в целом по стране производственных мощностей более чем достаточно для того, чтобы покрыть всю потребность в трубопроводной продукции для тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения», — считает Павел Сенчуков.
Сегодня в России действует закон о теплоснабжении, принятый в 2010 году. Как рассказывает профессор Московского энергетического института, признанный эксперт в области теплоснабжения Евгений Гашо, его разработку в конце 1990-х инициировали профессионалы, объединенные в Ассоциации российского теплоснабжения, когда поняли, что эта сфера нормально не регулируется и это может закончиться весьма плачевно для нашей северной страны. И тем не менее на все согласования ушло около десяти лет — слишком разные были у разных ведомств интересы.
Закон о теплоснабжении предполагает обязательность разработки и утверждения схем теплоснабжения всех населенных пунктов. Причем схемы, разработанные для городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек, анализируются и утверждаются Министерством энергетики, а для поселений и городских округов с числом жителей менее 500 тыс. человек — органами местного самоуправления. И проблема здесь, по мнению Евгения Гашо, в том, что схемы для небольших городов зачастую не соответствуют реальному положению дел. В итоге система теплоснабжения разбалансирована, надежность ее снижается, замена сетей и оборудования проводится несвоевременно. Как следствие, происходят аварии. «Схемы нужно аудировать. Специалистам нужно не так много времени, чтобы понять, отражает схема реальную картину или нет, и определить, что можно сделать для того, чтобы повысить надежность системы теплоснабжения даже при существующих тарифах, на что обратить внимание в первую очередь — сколько и где поменять труб, какие модернизировать котельные, — говорит Евгений Гашо. — Но проблема в том, что таких специалистов мало, более того, современная система образования их не готовит. Да и тех, кто есть, к этой работе не привлекают». Правильная оценка ситуации позволит сформировать заказ для промышленности на продукцию, необходимую для приведения сетей в нормативное состояние. Заняться всей этой работой мог бы специально созданный Единый центр компетенций. «Мы предлагали создать такую структуру еще десять лет назад, — говорит Евгений Гашо. — Сделать ее можно на базе Московского энергетического института».
Он считает, что необходимо признать: при реформировании энергосистемы страны были допущены ошибки. Цели реформы, как показала практика, не были достигнуты. «Нужно написать Единый энергетический кодекс, где будут прописаны правила функционирования систем жизнеобеспечения. Это позволит вернуть им надежность и эффективность. Причем написан этот кодекс должен быть в рамках солидарной, а не конкурентной модели, которая действует в энергетике сейчас. На первый взгляд это кажется крайне маловероятным, однако последние события увеличивают шансы на переход к новой системе».