Соединенные Штаты, Великобритания и их союзники попали в капкан, искусно расставленный персами, начав бомбить Йемен — ближневосточное государство, а точнее, территорию, признаваемую ООН государством Йемен. Территорию с большой историей, но мизерной экономикой.
Йемен — одно из беднейших государств в мире. ВВП на душу населения ― 701 доллар США (данные 2018 года). Заметно богаче Афганистана (500 долларов), но уступает Судану (770 долларов). С момента получения независимости от Великобритании в 1967 году Йемен раздирает перманентная гражданская война.
Возможно, страна еще несколько веков находилась бы на задворках цивилизации, а местные племена и дальше воевали друг с другом за власть в пустыне и горах, если бы не выгодное географическое положение — это буквально центр африкано-евразийского мира. Йемен граничит с Саудовской Аравией, упираясь в мягкое подбрюшье крупнейшего мирового экспортера нефти. С моря страна выходит на узкое горлышко Баб-эль-Мандебского пролива, через который контролируется весь судоходный трафик Красного моря.
Красное море, в свою очередь, важнейший в мире логистический маршрут, связывающий Европу и Азию. До 50% трафика здесь создают контейнеры — самый маржинальный вид перевозок. С декабря прошлого года местное движение «Ансар Аллах» (хуситы) де-факто перекрыли судоходство через Красное море всем судам, принадлежащим Израилю, а также США, странам ЕС и другим его союзникам. Исключены атаки лишь на китайские суда.
Вопрос безопасности судоходства по Красному морю и стал причиной военной интервенции США и коалиции. Начиная с 12 января Великобритания и США при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов начали наносить удары по разным частям Йемена. Эскалация на Ближнем Востоке вышла на новый уровень.
В результате половина судов, проходивших через Красное море, ушли альтернативным путем в обход Африки, и это привело к серьезным изменениям на логистическом рынке. Во-первых, кратно выросла стоимость доставки контейнера по маршруту Шанхай — Роттердам, то есть доля логистических затрат в цене товара возросла со средних 7% более чем до 20%, что вызовет новый всплеск инфляции в зоне евро. Во-вторых, на рынке начинает сказываться нехватка судов и контейнеров из-за увеличения времени доставки. Как результат, средняя стоимость доставки контейнера в мире (США — Китай, Европа — США и т. д.) выросла вдвое.
В-третьих, был нанесен очередной удар по и без того чахлой европейской промышленности. Мировое производство за последние десятилетия перестроилось на концепцию just-in-time (JIT), когда крупные производства отказываются от формирования складов материалов и компонентов, получая все необходимое «с колес», точно в срок. Это позволяло промышленным производствам экономить миллиарды долларов, и во многом JIT — это и есть суть глобализации.
Увеличение сроков доставки из Азии в Европу привело к тому, что многие европейские предприятия столкнулись с нехваткой полуфабрикатов. Например, из-за кризиса в Красном море американская компания Tesla решила на две недели остановить с помпой открытый в 2022 году завод в Берлине. Следом приостановили производства Volvo, европейский завод Hyundai и еще десятки предприятий поменьше.
Но самое важное ― цены на нефть резко пошли вверх, и тут сыграли сразу два фактора. Первый: война в Йемене потенциальна способна запустить цепочку локальных конфликтов между нефтедобывающими странами региона в треугольнике Израиль — Иран — Саудовская Аравия. Второй: после разрыва отношений с Россией топливодефицитная Европа перестроилась на поставки нефти из стран Ближнего Востока. Эта нефть шла в ЕС через Красное море. Это была вторая после трубопровода «Дружба» артерия, снабжавшая дефицитную Европу импортным топливом. И она оказалась перекрыта.
В обход Африки это топливо доставляется в среднем на десять дней дольше, что требует дополнительных затрат на логистику, а также заметного увеличения коммерческих запасов нефти. Но запасы топлива и нефти во всем мире находятся на многолетних минимумах. Гигантская система трубопроводов, портов, танкеров и нефтебаз позволяет компенсировать скачки и разрывы в поставках. Однако сейчас все намного серьезнее. Никакая система не сможет компенсировать двойной разрыв торговых отношений.
«Проблемы с перевозками в Красном море могут длиться месяцами», — заявил Винсент Клерк, глава крупнейшего контейнерного оператора в мире компании Maersk, хорошо отдавая себе отчет в том, что погоня за хуситами по пустыне на американских самолетах может длиться десятилетиями, не давая никакого ощутимого результата.
И кстати: ступив в зыбучую йеменскую пустыню, США рискуют снова угодить в афганскую ловушку и на десятилетия погрязнуть в бесцельной войне ценой несколько триллионов долларов.
А после перехода всех «красных линий» в военно-техническом сотрудничестве НАТО и Украины, теракта в Белгороде, потопленного крейсера «Москва» и десантного корабля «Новочеркасск» у России нет моральных, этических и юридических ограничений на поставку оборонительных систем в гуманитарных целях йеменским хуситам. Открылся прекрасный шанс показать странам коалиции, что в «прокси-войну» можно играть вдвоем.