Европейцы задумались о собственной безопасности в условиях деградации американской военной мощи и обещаний Дональда Трампа сократить поддержку союзникам по НАТО. Теперь лидеры ЕС хотят выиграть время и перезапустить собственный военный потенциал за счет дальнейшего разжигания войны на Украине
В европейском политическом истеблишменте царят настроения, близкие к панике. Остатки надежд на сохранение старого мирового порядка исчезают, словно туман при ярком солнце, а будущее не сулит ничего хорошего изнеженной и несубъектной Европе. И если раньше основное беспокойство вызывала деградация экономического потенциала ЕС, то сейчас европейцы задумались и о перспективе обеспечения собственной безопасности.
Многие десятилетия Европа полагалась на американский «зонтик» в рамках НАТО. Но, во-первых, США сегодня столкнулись с многочисленными вызовами в разных частях земного шара, а их военная мощь уже не кажется столь убедительной. Позорное бегство из Афганистана, вероятный уход с Ближнего Востока и неспособность справиться с йеменскими хуситами стали тому яркими подтверждениями.
Во-вторых, в ближайшем будущем Вашингтон может и вовсе бросить европейцев на произвол судьбы. Эти опасения связаны с очень вероятной победой Дональда Трампа на выборах в ноябре этого года.
По данным издания Politico, во время своего первого президентского срока Трамп заявил главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, что США не будут защищать Европу, если на нее нападут. И уже тогда начал сокращать численность американских войск в Европе. В рамках этой предвыборной кампании Трамп публично повторил свое обещание.
Логику республиканского кандидата можно понять: европейцы наотрез отказывались поднимать расходы на оборону до 2% ВВП. Например, Германия тратила всего 1,25‒1,3% и экономила в год около 30 млрд долларов, фактически перекладывая эти расходы на США. Трамп рассуждал примерно так: если не напугать европейцев отказом их защищать, они никогда не сдержат своих обещаний.
Но если до начала СВО угрозы Европе воспринимались как несущественные, то после украинского кризиса европейцы всерьез задумались о собственном оборонном потенциале. В октябре 2023 года девять стран ЕС впервые провели совместные военные учения вне рамок НАТО с участием сухопутных сил, авиации и военно-морского флота. А в январе этого года министр иностранных дел Италии Антонио Таяни в интервью изданию La Stampa заявил, что Европейский союз должен создать единую мощную европейскую армию. «В мире с такими тяжеловесами, как США, Китай, Индия, Россия, с кризисами, какой мы переживаем на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе, граждан Италии, Германии, Франции или Словении может защитить только одна организация, уже существующая, и это Евросоюз», — сказал он.
Европейцев тоже нетрудно понять: они всегда признали право США на мировое господство, многие десятилетия следовали в фарватере внешней политики Вашингтона и резонно полагали, что платой за подобное послушание должен служить американский зонтик безопасности. Но если Вашингтон намерен заставить Европу полностью оплачивать собственную безопасность, то какой смысл оставаться политическим сателлитом США? В таком случае европейцам гораздо выгоднее проводить независимую внешнюю политику, попутно избавившись от ряда угроз, связанных с антиамериканскими настроениями в мире.
Однако, проведя ревизию, в ЕС осознали, что их собственный военный потенциал пребывает в плачевном состоянии.
Конфликт на Украине показал, что европейская оборонная промышленность оказалась неспособна произвести обещанную Киеву военную технику и боеприпасы, что стало откровением для европейских политиков. Попытки залить проблему деньгами привела лишь к росту цен на боеприпасы — например, снаряды калибра 155 мм за последние два года подорожали в четыре раза. Новые предприятия ВПК просто не запустились, вместо этого пришлось модернизировать старые советские мощности.
Еще большей проблемой для армий стран ЕС становится полное нежелание европейцев воевать даже в случае гипотетического нападения на их страны. В одном из самых «воинственных» государств Восточной Европе , Польше, согласно опросу, проведенному изданием Rzeczpospolita, только 15% выразили намерение защищать родину с оружием в руках (большой вопрос, сколько из них выполнит обещание), 29% выразили готовность стать волонтерами, а остальные обещали убежать — 11,9% за границу, а 25,5% — в безопасное место в Польше. 22% опрошенных вообще не намерены ничего делать, а 11,6% поляков не захотели отвечать на этот вопрос.
Жители Германии, развязавшей две мировые войны, стали образцом пацифизма: согласно опросу YouGov, только 5% немцев в случае войны собираются добровольно пойти в армию, а еще 6% подчинятся призыву. 33% жителей Германии намерены жить прежней жизнью, а 24% опрошенных покинут страну. Больше всего отказников среди молодежи.
В итоге в армии Германии просто не хватает солдат: в Бундесвере служит 180 тыс. человек, в то время как нормативная численность должна составлять 203 тыс. военнослужащих. Министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что не возражает против службы иностранных граждан в Бундесвере, а глава парламентского комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн предложила предоставлять иностранцам, отслужившим в Бундесвере, германское гражданство.
Наверняка Берлин при этом рассчитывает на десятки тысяч опытных украинских солдат, которые останутся не у дел после завершения конфликта на Украине. Наверняка пополнит свои ряды и французский Иностранный легион.
Такая изящная вербовка легионеров попутно решит еще одну болезненную проблему: в перспективе любых соглашений на территории Украины в плачевном социально-экономическом состоянии останутся сотни тысяч мужчин с боевым опытом, явно неудовлетворенных поддержкой западных элит, за которые проливали кровь. Они могут повернуть оружие против бывших патронов, если не заняться их социализацией. Но возвращение огромной территории к мирной жизни стоит намного дороже пула контрактов для наемных украинских солдат.
В Великобритании, которая постоянно намекает на свое возможное участие в войне на стороне Украины, вооруженные силы тоже тают на глазах даже без боевых действий.
По данным газеты The Times, из-за хронического недобора рекрутов за последний год количество военнослужащих в сухопутных войсках уменьшилось с 79 139 до 75 983 человек, а согласно планам военного ведомства Британии, до конца 2025 года их число упадет до 72,5 тыс. человек. Британскому ВМФ даже пришлось снять команды с двух военных кораблей, чтобы заполнить вакансии на других судах.
На этом фоне премьер-министр Великобритании Риши Сунак совершил визит в Киев, в ходе которого стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Однако этот документ, переполненный общими фразами о намерениях, не содержит обязательств по гарантиям безопасности Украины со стороны Британии за исключением обещания предоставить в 2024 году Киеву военную поддержку на сумму 2,5 млрд фунтов стерлингов, что аж на 200 млн фунтов больше, чем в прошлом году. Кроме того, в Великобритании менее чем через год состоятся парламентские выборы, на которых, согласно опросам, правящая Консервативная партия с треском проиграет. И, следовательно, обещания действующего правительства мало чего стоят.
Аналогичные соглашения о «гарантиях безопасности» с Украиной планируют подписать Польша и Франция. Но вряд ли в документах будут прописаны более обстоятельные обязательства. Кроме того, как мы видим, европейцам даже собственная безопасность кажется недостаточной.
Реанимировать военно-промышленный комплекс ЕС и привести армии европейских стран в боеспособное состояние представляется возможным лишь при условии выделения десятков миллиардов евро в течение многих лет. Но уже сегодняшние траты вызывают протесты, и далеко не кухонные, среди рядовых граждан еврозоны. Германию парализовала забастовка фермеров, протестующих против планов правительства урезать им субсидии на жалкие пару сотен миллионов евро в год. Бастуют работники сельского хозяйства во Франции и Голландии. Оппозиционные политики говорят, что поддержку Украины пора сворачивать, — и их популярность стремительно растет.
Как в таком случае обосновать необходимость выделения десятков миллиардов евро на вооружения? Нужна серьезная внешняя угроза, в которую мог бы поверить европейский избиратель. «Готовящееся нападение России» подходит для этого как нельзя лучше.
Борис Писториус в интервью газете Tagesspiegel заявил, что Россия якобы угрожает странам Балтии и война с ней может начаться «во временном промежутке от пяти до восьми лет». Главнокомандующий норвежскими вооруженными силами Эйрик Кристофферсен заявил, что время на подготовку к войне с Россией уже на исходе и странам НАТО надо поторопиться, поскольку военные действия начнутся через два-три года. А начальник Генерального штаба Великобритании Патрик Сандерс предупредил граждан страны, чтобы они были готовы к войне, сравнимой по масштабу с мировыми войнами XX века, и предложил вдвое увеличить численность британской армии. Европейские СМИ пестрят прогнозами нападения России и картами будущих атак на станы ЕС со ссылкой на «секретные военные документы». Горизонт «угрозы» — аж до 2044 года.
Силовики всеми силами убеждают европейских лидеров вложить деньги в их карьерные траектории. Есть одна заминка: в случае установления мира на Украине эта мнимая угроза исчезнет, а вместе с ней рухнут планы модернизации армий и оборонных предприятий. Следовательно, возникает необходимость поддерживать украинский военный конфликт как можно дольше, чтобы получить время и бюджеты.
Дискуссия о собственных вооруженных силах в Европе идет очень давно, у этой идеи есть свои сторонники и противники. Есть точка зрения, что набравшая силу евробюрократия теперь поддерживает идею наращивания военного потенциала ЕС — это сильно укрепляет ее мировой вес и возможность влиять на геополитические процессы внутри и вокруг Евросоюза.
Например, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в статье, опубликованной в газете El País, предложил не добиваться мира на Украине, а развивать оборонную промышленность ЕС. «Этот процесс должен сопровождаться возрождением европейской оборонной промышленности. Война на Украине показала, что она даже отдаленно не готова к тому, с чем мы столкнулись, поскольку рассчитана на мирное время», — пишет Боррель.
У европейских национальных лидеров такие планы вызывают головную боль: необходимо существенно перестраивать промышленность и в целом модели экономик, перераспределяя массу средств для воссоздания с нуля военной промышленности. Никакой консолидации по этому вопросу ни у граждан, ни у политиков пока нет.
Нет единства и в силовых структурах ЕС, ведь большая часть из них многие десятилетия строит свои карьеры с расчетом на систему Североатлантического Альянса и просто не готова к самостоятельному развитию и конкуренции за военные бюджеты. Неудивительно, что генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил, что не видит никакой угрозы со стороны России. «Мы не видим прямых и непосредственных угроз в отношении кого-либо из союзников», — сказал Столтенберг. Он явно заинтересован в сохранении евроатлантического единства и не собирается лить воду на мельницу сторонников военно-политической автономии Европы.
В краткосрочной перспективе НАТО продолжит демонстрировать участникам свой мощный оборонительный потенциал. С 31 января по 31 марта в Европе пройдут учения Steadfast Defender 2024, которые станут крупнейшими с 1998 года. В них примут участие около 90 тыс. военнослужащих, 50 боевых кораблей, 80 самолетов и 1100 единиц наземной военной техники из 31 государства НАТО и Швеции. Легенда учений состоит в отражении «нападения России», что приводит в действие пятую статью Североатлантического договора о коллективной обороне.
Но параллельно страны Балтии самостоятельно строят на границах с Россией линию обороны. В частности, в Эстонии планируется возвести 600 укрепленных бункеров. Польша сенсационно согласилась принять войска Германии на своей территории «в рамках усиления восточного фланга НАТО». В самой ФРГ заявили, что до апреля представят первый после окончания холодной войны план обороны. Все эти инициативы так или иначе учитывают взаимодействие союзников в рамках хорошо испытанного натовского формата, но в то же время «приводят в чувство» собственные армии и «стелют соломку» под гипотетические действия без поддержки из-за океана.
Выигрывая время для модернизации своего оборонного потенциала и рассчитывая потянуть время до определения победителя судьбоносных выборов в США, европейцы вынуждены не только регулярно обеспечивать вооружениями и боеприпасами украинскую армию, но и напрямую финансировать жизнеспособность государства.
Еще в прошлом году европейские тяжеловесы приняли решение о выделении Украине на период 2024‒2027 годов 50 млрд евро из бюджета Евросоюза, но Венгрия наложила вето. Вопрос отложили до очередного саммита ЕС, который состоится 1 февраля.
Казалось бы, нет ничего проще, чем продолжить финансирование Киева из национальных бюджетов стран ЕС, но европейские правительства не могут пойти на этот шаг по политическим причинам. В Европе стремительно растет популярность правых движений, которые выступают против помощи Украине и предлагают тратить деньги на решение внутренних проблем.
Такие партии уже одержали победу на выборах в Нидерландах и Словакии. В Германии продолжается бурный рост рейтингов «Альтернативы для Германии» — она предлагает обсудить не только нормализацию отношений с Россией, но и перспективу выхода страны из ЕС.
Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер уже сделал резкое заявление в адрес других стран Евросоюза: «Не может быть так, что Германия делает для помощи Украине больше, чем другие». Этот камень явно брошен в огород Франции, которая начала потихоньку зарабатывать на желании Германии поставлять боеприпасы Украине. В декабре министерство обороны ФРГ опубликовало контракт на закупку у французской фирмы 68 тыс. артиллеристских снарядов калибра 155 мм на сумму 278 млн евро (на аналогичную сумму правительство ФРГ урезало субсидии своим фермерам) для последующей передачи их украинской армии.
По данным газеты Financial Times, если на саммите ЕС не удастся преодолеть возражения Венгрии, то Еврокомиссия займет на финансовом рынке 20 млрд евро для помощи Украине, что не потребует согласия всех стран Евросоюза.
В целом же лидеры стран ЕС, словно опытные наперсточники, пытаются ввести своих избирателей в заблуждение, делая вид, что тратят на украинскую войну не их деньги, а какие-то «общественные».
Именно по этой причине не утихают предложения украсть российские замороженные ЗВР. Министр обороны Бельгии Людивин Дедондер уже подтвердила, что Киеву будут переданы 611 млн евро из доходов по процентам от активов России в этой стране. Всего в ЕС находится около 180 млрд евро российских резервов, большая их часть как раз в Бельгии. Само тело активов на Западе воровать пока опасаются.
Что будет с Украиной, если одобрить внешнюю финансовую помощь так и не удастся?
Противоречащие друг другу заявления украинских чиновников по поводу необходимых объемов западного финансирования свидетельствует о полном отсутствии государственной стратегии по ключевым вопросам. Перед Новым годом министр экономики Украины Юлия Свириденко в интервью Financial Times заявила, что без западной финансовой помощи придется задержать выплату зарплаты для 500 тыс. госслужащих, 1,4 млн преподавателей и выплаты для 10 млн пенсионеров. Спустя две недели Владимир Зеленский во время визита в Латвию подтвердил безвыходность положения заявив, что без западного финансирования «умрут старые люди». «У нас более 11 миллионов пенсионеров», — сказал Зеленский, уточнив, что он не давит на жалость и это не шутки.
Но уже на следующий день премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил, что с марта текущего года пенсии повысят на 13%. Спустя еще две недели министр социальной политики Украины Оксана Жолнович шокировала публику новым откровением: «Когда мы говорим о выплате пенсий, то ориентируемся на наши внутренние национальные резервы и уплату единого социального взноса, который сейчас в принципе покрывает расходы на пенсии по возрасту».
Согласно государственному бюджету Украины на 2024 год, его траты на все социальные расходы составят 470 млрд гривен, или 11,5 млрд долларов по курсу, заложенному в бюджете. При этом только ЗВР Украины на начало 2024 года превысили 40 млрд долларов.
Всего в текущем году украинские власти намерены потратить около 82 млрд долларов, из них половину составляет дефицит бюджета, который планировалось покрыть за счет западных займов и грантов. Даже если Киев не получит в 2024 году ни цента, его ЗВР хватит до 2025 года, а если девальвировать гривну или перестать разворовывать бюджетные средства, то «кубышки» хватит и на два года.
Однако такие меры приведут к социально-экономической дестабилизации, инфляции и падению уровня жизни, тогда как до сих пор украинскому руководству удавалось сохранять здесь относительную стабильность за счет внешних займов, как пациенту на аппарате искусственного дыхания. Неспособность Зеленского справиться с социальными вызовами наложится на давно зреющее недовольство армии и населения из-за насильственной мобилизации, неудач на фронте, коррупционных скандалов и может привести к бунту.
Так что, похоже, европейцам все же придется оперативно раскошелиться. Тем более что в США вопрос помощи Украине все дальше уходит на второй план.
В Белом доме и Пентагоне заявили, что деньги для поддержки Украины закончились, и пока Конгресс США не одобрит новый пакет помощи, предложили странам Европы взвалить финансовое бремя по поддержке Киева на свои плечи. Однако еще в начале декабря прошлого года официальный представитель Пентагона Пэт Райдер заявил, что у его ведомства остались неиспользованными 5,9 млрд долларов из пакетов помощи Украине, ранее одобренных Конгрессом. После этого США предоставили Киеву поддержку на общую сумму 425 млн долларов, то есть должно было остаться более 5 млрд долларов.
Самым простым выходом из ситуации для США было бы признать право палестинцев на свое государство, китайцев — на Тайвань, русских — на защиту своих национальных интересов. Но такой расклад будет трактоваться на Западе как поражение
Что изменилось за истекшие полтора месяца? Прежде всего, приоритеты США: помимо военной поддержки Израиля американской армии самой пришлось начать военные действия против йеменских хуситов и терпеть нападения прокси-сил Ирана в Сирии и Ираке. В сложившихся условиях ракеты ПВО расходуются как семечки, а американская промышленность способна производить в год не более 500 ракет для ЗРК Patriot. Острая нехватка боеприпасов даже вынудила американскую армию модернизировать 1900 ранее списанных зенитных ракет Stinger, заменив в них часть компонентов на новые.
Не выдержав ударов по своим военным базам в Сирии и Ираке, США продолжают сдавать позиции на Ближнем Востоке. По данным журнала Foreign Policy, Белый дом обсуждает вопрос вывода своих войск из Сирии. Официальные лица эту информацию опровергли, но днем позже министр обороны США Ллойд Остин подтвердил начало переговоров с властями Ирака о выводе американских войск из этой страны.
Кроме того, по данным Financial Times, в течение последних трех месяцев американские чиновники просили власти Китая повлиять на Иран и йеменских хуситов, чтобы снять напряженность на Ближнем Востоке. Вероятнее всего, Пекин удивила эта просьба от страны, поставляющей оружие на Тайвань. Зато убедила в неспособности США поддерживать силой остатки старого миропорядка.
В таких условиях Украина все чаще воспринимается как балласт. И противостояние Белого дома с республиканским большинством в палате представителей Конгресса, которое отказывается голосовать за консолидированный пакет помощи Украине, Израилю и Тайваню, лишь играет на руку администрации Джо Байдена. Ведь, как показывает практика, отсутствие согласия конгрессменов не мешает поставлять оружие Израилю, а наличие давно одобренных пяти миллиардов долларов не сильно помогает Украине.
Стратегия Белого дома в отношении Киева заключается в том, чтобы не допустить разгромного поражения украинской армии накануне президентских выборов в США, но более не тратить на этот бесперспективный конфликт свои ресурсы. Судя по всему, Байден был бы не прочь заключить мир между Россией и Украиной и представить его как собственную победу: мол, Соединенные Штаты отстояли большую часть территории Украины, не потеряв при этом ни одного своего солдата.
Однако Киев, Лондон, Берлин и Париж явно намерены продолжать военные действия — не будет же Вашингтон вводить против них санкции. И в случае возникновения крупных неприятностей у ВСУ Соединенные Штаты, конечно же, поддержат Киев новой партией вооружений, которая давно ждет своего часа на складах НАТО в Европе. В конце концов, американских «абрамсов» в бою мы тоже пока не увидели, а они уже переданы Украине.
Но вопросы оперативной и регулярной военной и финансовой помощи Вашингтон полностью переложил на европейских союзников. И вряд ли в обозримом будущем здесь что-то изменится.
В год выборов администрация Белого дома пытается максимально зачистить внешнеполитическое поле с военными рисками — «заморозить» Украину, не допустить расползания войны на Ближнем Востоке и всячески избегать конфронтации с Китаем и Северной Кореей. Самым простым выходом из ситуации было бы признать право палестинцев на свое государство, китайцев — на Тайвань, русских — на защиту своих национальных интересов. Но такой расклад будет трактоваться на Западе как поражение США, и в первую очередь президента Байдена. А значит, вместо геополитической активности Белый дом предлагает союзникам и оппонентам «затаить дыхание» и дождаться итогов выборов. Но ни те ни другие с этим не согласны.
На этом фоне украинские власти продолжают делать вид, что не понимают, почему США отказываются выделять им даже согласованную помощь. Президент Украины Владимир Зеленский продолжает ориентироваться на советы Лондона (который может помочь исключительно советами), заявляя об отказе от мирных переговоров с Москвой и очевидно надеясь вынудить США возобновить военную помощь Киеву под угрозой его полного поражения. Пытаясь обострить ситуацию и вызвать жесткие ответные действия, Украина раз за разом наносит удары по объектам инфраструктуры и городам в глубине российской территории, приграничным деревням и селам.
Другие действия Зеленского уже явно свидетельствуют о серьезном психологическом надрыве из-за развала «международной коалиции» поддержки Украины и потере имиджа главного мирового страдальца.
За минувший год украинский президент серьезно испортил отношения не только с КНР, но и с представителями стран глобального Юга. Похоже, что и с будущим президентом США Зеленский
Так, на Всемирном экономическом форуме в Давосе украинский президент очень хотел встретиться с главой китайского правительства Ли Цяном, но получил отказ. Очевидно, что китайские власти еще не простили Зеленскому его хамские комментарии о разработанном в Пекине мирном плане.
Как глава киевского режима решил исправить сложившуюся ситуацию? Зеленский предпочел унизить китайского премьера, заявив, что и не собирался с ним встречаться, поскольку это не его уровень — дескать, он согласится только на прямой диалог с председателем КНР Си Цзиньпином.
Китайцы же прекрасно помнят, как месяц назад Зеленский, желающий продемонстрировать «широкую международную поддержку», по пути в Аргентину уговорил премьер-министра Кабо-Верде Жозе Улисиша Коррейа-и-Силву ненадолго встретиться с ним в аэропорту, за что последний получил нагоняй от президента этого крошечного островного государства.
Аналогичным образом Зеленский продолжает загонять в тупик свои безнадежно испорченные отношения с экс-президентом США Дональдом Трампом, который, вероятнее всего, вернется в Белый дом в начале будущего года. Накануне американских президентских выборов 2020 года Зеленский пообещал Трампу возбудить уголовное дело против сына кандидата от Демократической партии США Хантера Байдена, через которого Джо Байден получал взятки от украинских предпринимателей за крышевание их бизнеса. Но затем передумал и обвинил президента Трампа в «давлении на Украину».
А в прошлом году Трамп пообещал, что сможет прекратить конфликт на Украине за 24 часа, на что Зеленский начал каламбурить, заявив, что пригашает экс-президента в Киев, где за 24 минуты докажет, что тот неправ. Можно было бы подумать, что Зеленский сболтнул это не подумавши, но нет: находясь в Давосе, он продолжил доказывать, что предложение Трампа то ли глупость, то ли преступление. «Я скажу так, мне отец так всегда говорил: “Сначала подумай — потом скажи”», — именно этой фразой Зеленский решил завершить свой обличающий Трампа спич, что помимо воли автора стало лучшей шуткой комика за всю его карьеру.
За минувший год украинский президент серьезно испортил отношения не только с КНР, но и с представителями стран глобального Юга, так и не дождавшись от них поддержки своей «формулы мира»: ему заявили прямо, что без России обсуждать ее нет смысла. Похоже, что и с будущим президентом США хороших отношений у Зеленского не сложилось.
Нынешние европейские лидеры — последняя надежда украинского президента, их объединяет убийственная платформа: они все поставили свои карьеры на войну с Россией, проиграв которую обязаны уйти в забвение.
Драгана Трифкович, политолог, директор Центра геостратегических исследований (г. Белград):
—Ситуация в Европе непростая. Недовольство граждан растет из-за политических решений, предложенных европейскими лидерами. Речь идет о санкциях, которые они ввели против России, а также о финансировании войны на Украине. Учитывая, что европейские лидеры не имеют решения накопившихся проблем, они переключают внимание общественности на тему войны. Можно сказать, что и НАТО хочет переключить внимание с безответственности политических элит и недовольства граждан на конфликт с Россией.
На данный момент граждане европейских стран не готовы принять военную пропаганду, но это не значит, что она не даст результатов. Риторика НАТО в отношении России напоминает подготовку к войне в Югославии, которой предшествовала серьезная антисербская пропагандистская кампания.
Это предупреждение для России, что после окончания конфликта на Украине будет вторая фаза. А расширение НАТО к границам России было частью стратегии окружения с целью нападения.
Большая часть оружия из Европы была отправлена на Украину, и теперь Вашингтон планирует укрепить собственную промышленность за счет продажи нового оружия в Европу. При этом большой проблемой остаются человеческие ресурсы. НАТО привыкло атаковать более слабого противника с безопасного расстояния. Трудно представить, где Альянс найдет армию, готовую вести сложный позиционный бой с сильным противником. Ее просто нет, и поэтому необходимо мобилизовать граждан.
Ситуация может измениться в более благоприятную сторону только в случае смены политических элит в Европе. Если к власти придут лидеры, неподконтрольные Вашингтону, это снизит конфликтный потенциал.
Тимофей Бордачев, политолог, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ:
— Западным политикам нужно создавать постоянный информационный фон, который будет заменять обсуждение внутренних проблем развития Европы. У них нет Ивлеевой, нет мертвого кота. У европейцев для этих целей российская агрессия и российская угроза.
Ни с какими реальными военными планами это не связано, потому что американцы никогда в жизни не позволят Европе никакой самодеятельности в этой области. Слава богу, в этом они европейцев контролируют очень хорошо. И заметьте, американцы вообще про такую войну не говорят. Ни госсекретарь США Энтони Блинкен, ни Джейк Салливан, советник президента США по нацбезопасности, ни разу себе не позволяли подобных высказываний, в отличие от европейских генералов.
Что касается восстановления производственных мощностей. В марте 2022 года канцлер Германии Олаф Шольц провозгласил политику резкого наращивания военных возможностей страны. Но ничего не сделано. Денег не выделили. Никаких изменений в плане военного строительства не наблюдается. Все понимают, что это несерьезно и что нет такой проблемы, для которой требовались бы какие-то сверхусилия.
Сергей Ермаков, ведущий аналитик РИСИ:
— Есть определенные политики с ярко выраженными геополитическими амбициями на Западе, которые считают, что Европа должна быть сильной в военном отношении. Они беспокоятся, что Соединенные Штаты Америки могут сократить свою помощь и вообще снять с себя серьезные обязательства по защите Европы либо обставить это все какими-то претензиями и условиями, которые будут трудновыполнимы.
Это прежде всего относится к заявлениям Трампа о пересмотре политики в отношении НАТО. В США даже приняли меры, чтобы ни один американский президент не смог вывести страну из НАТО, но опасения у европейцев присутствуют. Поэтому они стараются развивать собственные силы в военной сфере, проект европейской армии обсуждается уже много лет.
Другое дело, что раньше для этого повода не было. Сейчас, как им кажется, есть прекрасный повод использовать Россию в качестве такой страшилки и под это дело оправдывать серьезное выделение средств на оборону и перестройку экономики, поскольку неспособность европейцев помочь Украине очевидна в военно-техническом плане. Причем мы не говорим о какой-то высококлассной военной технике передового уровня: даже простых 155-миллиметровых снарядов поставить в должном количестве не могут. Это требует перестройки всей экономики. А для этого надо пойти на меры, которые предоставят объяснения для европейской общественности и рядовых налогоплательщиков.
Американцы также заинтересованы в военном усилении Европы, но немного по другим причинам: чтобы снять кризис со своего баланса, а европейцев направить в то русло, чтобы они требовали вооружений от Вашингтона и тратили больше денег на оборону. Для этого должна быть какая-то внешняя угроза. И вот она выдумана в лице России.
Александр Рар, немецкий политолог, журналист, экс-советник правительства ФРГ:
— Никто в Германии воевать в России не хочет, я таких людей не знаю. На Западе никто этого не хочет, да и не может. Это бессмысленно: Россия — ядерная держава. Но именно на Украине они будут бороться до конца. Они будут поставлять массу денег, вопреки желанию собственного населения и части своих граждан и некоторых европейских стран, таких как Венгрия, Словакия. Будут поставлять оружие и, я думаю, наемников в малом количестве, чтобы ни в коем случае не спровоцировать прямую войну с Россией.
И канцлер Олаф Шольц, и люди в Христианско-демократическом союзе понимают, что прямого столкновения солдат НАТО и России даже на территории Украины нужно не допустить. Они хотели бы закрыть эту тему и договориться, согласиться с тем, что Россия получит ту территорию, на которой она сейчас находится. За Восточную Украину и Крым в Европе воевать никто не будет, но Западную Украину и Киев будут стараться удерживать в тисках НАТО и Европейского союза.
Нынешние медийные заявления о войне Европы с Россией — это, по-моему, не подготовка к войне. Это, в первую очередь, попытка объяснить своему населению, которое достаточно критически ко всему относится, что в Англии, что в Германии, почему в будущем предстоит в этих странах урезать социальные пособия, сворачивать инфраструктурные проекты и так далее за счет выделения громадных средств на военные нужды.
Украинской армии через пару недель, может быть, не будет вообще, хотя они говорили еще недавно, что у них вторая сильная армия во всей Европе. А на Западе говорят, что мы не можем бросить Украину, потому что мы не можем проиграть: западные элиты – это элиты триумфализма, такая у них установка.
Меня часто спрашивают, может ли действительно случиться война. Полностью это исключить, конечно, нельзя. По моему мнению, красная линия для Запада — это если Россия возьмет Киев. Ради Херсона, Харькова, Запорожья, Запад на Россию не пойдет, тем более что они все понимают, что восток Украины — это особая статья. Но взятие Киева будет означать, что Украина больше не будет существовать как прозападное или европейское государство.