Лизинговые и факторинговые компании активно выходят на долговой рынок даже сейчас, в условиях высоких ставок: им нужны деньги на рост бизнеса, к тому же пора рефинансировать существующие займы.
Лизинговые и факторинговые компании продолжают массово занимать деньги на финансовом рынке, выпуская облигации. За последние три месяца на облигационном рынке отметились как крупные игроки, например «Глобал факторинг нетворк рус», «Совкомбанк Факторинг», «МСБ-Лизинг», «Техно Лизинг», так и относительно небольшие — AzurDrive, «Бэлти Гранд Лизинг», «Цивилизация» и другие. Компании не смущают гигантские ставки по купону, которые им надо платить (от 16 до 20%, а иногда и выше), так как в конечном счете эти издержки переходят на их клиентов. А реальный сектор, который растет: логистика, промышленность, сельское хозяйство, — готов платить.
Рынок факторинга бурно растет. Так, по оценкам Ассоциации факторинговых компаний, только за девять месяцев прошлого года он вырос на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го, а общий портфель достиг 1 трлн 791 млрд рублей. За девять месяцев прошлого года факторы получили 96,5 млрд рублей дохода. Эти цифры превосходят даже отличный 2021 год, когда совокупный факторинговый портфель вырос на 37% ( в 2022-м рынок снизился на 5%).
И похоже, факторинговые компании видят перспективы дальнейшего роста, так как продолжают занимать для развития бизнеса на долговом рынке. Так, готовится к дебютному размещению облигаций в конце января один из заметных игроков факторингового рынка «Совкомбанк Факторинг» — «дочка» Совкомбанка. Компания работает с малым и средним бизнесом. По размеру портфеля (71 млрд рублей) она занимает восьмое место, за 12 месяцев, с 1 октября 2022 года по 1 октября 2023-го, она выдала клиентам 312 млрд рублей. По данным последней открытой отчетности компании за 2022 год, ее выручка составила 8,08 млрд рублей (+170% к 2021-му), чистая прибыль — 348 млн рублей (+70% к 2021-му).
«Совкомбанк Факторинг» собирается выпустить пятилетние облигации на полмиллиарда рублей. Ориентир ставки купона — 15‒15,5% годовых, то есть при хорошем раскладе занять удастся даже чуть ниже ключевой ставки. Правда, такие низкие доходности обычно нехарактерны для облигаций факторинговых и лизинговых компаний. На долговой рынок недавно вышли небольшие игроки факторингового рынка — «Глобал факторинг нетворк рус» и «Смартфакт».
У «Глобал факторинг нетворк рус» 23-е место по размеру портфеля, (1,2 млрд рублей). По данным последней отчетности за девять месяцев 2023 года, выручка компании выросла на 12%, достигнув 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — на 46%, до 11,7 млн рублей. «Глобал факторинг нетворк рус» обслуживает небольшие и средние производства и торговые компании, а для развития бизнеса активно занимает: в обращении уже двенадцать выпусков в совокупности на миллиард рублей. Недавно компания заняла еще 150 млн рублей более чем под 20% годовых (ставка первого купона составила 20,5% годовых, второго — 21,2%).
По оценкам Ассоциации факторинговых компаний, только за девять месяцев прошлого года рынок факторинга вырос на 50% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го, а общий портфель достиг 1 трлн 791 млрд рублей
«Смартфакт» взяла в долг на облигационном рынке 200 млн рублей на три года под 19% годовых. Компания оказывает услуги электронного регрессного факторинга, работая преимущественно с федеральными торговыми сетями и крупными предприятиями. Развивает собственную факторинговую платформу — онлайн-сервис, позволяющий клиентам удаленно управлять факторинговыми операциями: устанавливать и изменять лимиты на факторинговое обслуживание, контролировать загрузку лимитов, свободные остатки и платежи от дебиторов.
Рынок лизинга тоже быстро набирает обороты: по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», совокупный лизинговый портфель показал самый большой рост за последние годы, увеличившись за девять месяцев 2023 года на 31% год к году. В денежном выражении размер общего портфеля составляет сегодня 8,14 трлн рублей. Это недотягивает до звездного 2021 года с 62% прироста, но с лихвой компенсирует провал 2022-го на 13%.
Представители лизинговой отрасли на долговом рынке еще активнее. Это связано с тем, что в некоторых секторах спрос на лизинговое оборудование растет колоссальными темпами.
Так, по словам директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зои Советкиной, по итогам девяти месяцев 2023 года среди розничных сегментов наибольший прирост показали грузовики — 132% к аналогичному периоду прошлого года. В корпоративном сегменте на 120% вырос лизинг железнодорожной техники.
Руководитель направления анализа облигаций инвестиционного банка «Синара» Александр Афонин подтверждает, что крупнейшим и наиболее активно растущим сегментом является автолизинг — не только грузовой, но и легковой. По итогам первого полугодия 2023 года его доля составляла 49% всего рынка лизинга.
Такие высокие темпы роста заставляют лизинговые компании активно занимать, чтобы не отставать от конкурентов и не снижать долю на рынке. Так, в декабре прошлого года начал размещать трехлетние облигации «МСБ-Лизинг». Компания сдает в аренду малым и средним предприятиям грузовики, вагоны, суда, а также строительную, дорожную и железнодорожную технику. Среди крупных клиентов — кондитерский комбинат «Кубань», Ростовский порт, сельхозпредприятия «Росагротрейд» и «Агроальянс». «МСБ-Лизинг» собирается занять 300 млн рублей вначале под 18% (такая ставка будет действовать для 1‒12-го купонов), а дальше уже под 16‒17% годовых. У компании уже есть пять выпусков облигаций общим объемом полмиллиарда рублей.
Еще один заметный игрок — «Бизнес Альянс», он также специализируется на лизинге железнодорожной техники, судов и различного оборудования. Клиенты компании — НЛМК, «Силовые машины», АФК «Система», «Брусника». «Бизнес Альянс» планирует в первой декаде февраля сделать два займа на долговом рынке, по 500 млн рублей каждый. Ставка первого займа — плюс 4% годовых к ключевой. По второму выпуску предусмотрено 20% по первому купону и более низкие ставки по второму и последующим.
В конце декабря решила привлечь 300 млн рублей на пять лет под 17% и компания «Техно Лизинг». Она сдает в аренду буровые самоходные установки, экскаваторы и самосвалы, а также фуры — тягачи и полуприцепы — и сельскохозяйственную технику.
В начале года о выпуске облигаций объявил еще один заметный игрок на рынке лизинга — группа «Простые решения». Облигации в объеме 10 млрд рублей размещаются на десять лет. «Простые решения» специализируются на передаче в лизинг многих видов техники (транспорта, различного оборудования) и даже недвижимости.
Недавно Мосбиржа зарегистрировала два новых выпуска облигаций компании «РЕСО-Лизинг». Их параметры пока не раскрываются. «РЕСО-Лизинг» не новичок на долговом рынке, общий объем его прошлых займов — 96 млрд рублей. Компания сдает в аренду грузовики, легковые машины, погрузчики для складов и бульдозеры.
Небольшие и средние компании тоже активно выходят на облигационный рынок: компания «Бэлти-Гранд» в конце прошлого года начала привлекать 300 млн рублей на пять лет под 17%. Такая ставка по купону будет действовать до 2025 года, затем ее понизят до 14%. «Бэлти-Гранд» — небольшая компания, специализирующаяся в числе прочего на лизинге элитных легковых автомобилей — Bentley, Ferrari и т. д.
В конце декабря зарегистрировала выпуск трехлетних облигаций и небольшая лизинговая компания «Цивилизация». Это ее дебют на долговом рынке. Параметры выпуска пока не раскрываются — какой будет объем и ставка по купону, еще неизвестно. Компания также занимается сдачей в лизинг премиальных автомобилей — Audi и BMW, а также китайских Exeed. У «Цивилизации» можно взять в лизинг технику для уборки снега, мотоциклы и грузовики КамАЗ.
Еще одна компания — «Лизинг-Трейд» — заняла в конце января на рынке 200 млн рублей на пять лет. Ставка по первому купону — 20% годовых и более низкие по последующим купонам. «Лизинг-Трейд» сдает в лизинг трактора, манипуляторы, самосвалы, фуры, оборудование для нефтехимической и металлообрабатывающей промышленности.
Помимо впечатляющего роста рынка есть и другие причины активного выхода лизинговых и факторинговых компаний на долговой рынок. Например, желание привлечь беззалоговые займы. Основное преимущество облигаций перед банковским кредитованием в том, что лизинговые и факторинговые компании не зависят при оформлении таких займов от требований банков и не только освобождаются от залогового обременения, но и сами могут устанавливать сроки привлечения денег, расходовать их на любые цели. То есть такое финансирование более гибкое, чем банковские кредиты. Особенно это касается эмитентов второго и третьего эшелонов, утверждает аналитик «Финама» Никита Бороданов.
У некоторых компаний, например у «МСБ-Лизинга», по оценкам аналитиков, более половины портфеля может находиться в залоге по кредитам. Облигации — более простой способ привлечь деньги и рефинансировать текущие долги.
Как пояснил «Моноклю» генеральный директор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев, облигации для компании — эффективный способ диверсификации фондирования, наравне с банками. «Мы пользуемся этим инструментом более пяти лет и привлекли уже более миллиарда рублей. Текущие ставки отвечают общей сложившейся конъюнктуре рынка. Банковское кредитование сейчас порой дороже», — добавляет он.
По словам генерального директора «Техно Лизинга» Александра Пешкова, для компании сегодняшний выпуск уже не первый, предыдущее размещение было более двух лет назад. «С учетом того, что банки сейчас кредитуют дороже (как правило, на один процент), чем ключевая ставка, нам выгодно размещение облигаций. Ставка облигаций компании всего на один процент превышает ключевую, облигационный транш позволяет зафиксировать для наших клиентов стоимость пассивов и уберечь их от возможных шоковых изменений ставки в будущем», — отметил Пешков (ставки по лизингу сейчас в ряде случаев привязаны к ключевой).
Коммерческий директор AzurDrive Анастасия Земляникина объясняет, что облигационные займы компания часто использует для финансирования новых проектов. «Это дает нам возможность пробовать себя в новых сегментах, прощупывать спрос на маленьких цифрах и объемах, быть более гибкими и чувствовать тенденции рынка. Сегменты, которые показывают положительную динамику, становятся частью нашего основного бизнеса, мы привлекаем банковское финансирование и активно развиваем их», — рассказала Земляникина.
Опрошенные «Моноклем» аналитики обращают внимание, что лизинговые и факторинговые компании действительно стали чаще занимать на долговом рынке, но этот тренд начался еще три года назад. И главная причина — желание оседлать растущий рынок.
«Только с сентября прошлого года лизинговые компании разместили 19 выпусков на общую сумму свыше 30 миллиардов рублей. Предприятия из этой отрасли сегодня выходят на рынок в том числе для того, чтобы не снижать темпы роста бизнеса, поскольку спрос на технику сохраняется», — говорит Александр Афонин из банка «Синара».
С ним согласен управляющий директор инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрий Александров: «Несмотря на высокие ставки, оборудование необходимо обновлять, оборотный капитал нужно поддерживать, и даже если бизнес не готов развиваться, поддерживающий CAPEX все равно остается», — говорит Александров.
Никита Бороданов из «Финама» обращает внимание, что на росте облигационных займов в лизинге и факторинге сказался общерыночный тренд: в целом компании из всех секторов начали больше внимания уделять этому сегменту финансового рынка. Особенного сильный рост числа размещений облигаций начался с прошлого года: с января по декабрь 2023-го число таких размещений в корпоративном секторе выросло более чем в четыре раза — с 50 до 216. На рынке факторинга и лизинга за год произошел и вовсе пятикратный рост числа размещений.
Высокие ставки — временное явление, и эмитенты знают, как с ним справиться. Сами ставки облигаций компаний зачастую плавающие, то есть привязаны к ключевой. Снизится ключевая — уменьшатся и купоны. Либо устанавливается оферта, которая в будущем может позволить снизить ставки, объясняют аналитики. Зоя Советкина из «Эксперт РА» обращает внимание, что, несмотря на удорожание фондирования, значительная часть лизингодателей, особенно крупных, не повысила ставки по текущим договорам. «Жертвуя своей маржей, лизингодатели стремятся удержать клиентскую базу, делая упор на выстраивание долгосрочных отношений», — отмечает она.
Многие факторинговые и лизинговые компании и вовсе не чувствуют повышенную ключевую ставку, так как перекладывают все затраты по ней на клиентов. Дмитрий Александров поясняет, что и лизинг, и факторинг «перепродают» деньги, поэтому текущие ставки перекладываются на клиентов компаний. Их маржинальность страдает несильно, так как финансовая компания не будет привлекать дорогие деньги, если не будет понимать, как их разместить с привычной для себя рентабельностью в новые сделки.
Многие факторинговые и лизинговые компании и вовсе не чувствуют повышенную ключевую ставку, так как перекладывают все затраты по ней на клиентов
Но в целом лизинговые компании могут себе позволить занимать и сейчас: по оценкам Александра Афонина, рентабельность капитала у крупных лизинговых компаний доходит до 30‒40%.
Высокие темпы роста рынка лизинга и факторинга поддерживает спрос реальных секторов экономики.
В сфере факторинга, по словам аналитиков, растут все сектора — выделить какой-то один лидирующий сегмент нельзя. Генеральный директор «Росбанк Факторинга» Борис Мельников отметил, что в 2023 году наблюдался рост спроса на услуги факторинга во всех областях — как в торговле, так и в производстве, от фармацевтики до черной металлургии.
В лизинге же, как указано выше, лидерами стали сегменты грузовых и легковых автомобилей, а также железнодорожной техники и промышленного оборудования. Лизинг грузовиков и железнодорожных вагонов растет благодаря освоению новых регионов, росту грузооборота и необходимости обновления парка. Драйвер роста лизинга легковых автомобилей — развитие шерингового бизнеса и услуг такси. Промышленность растет благодаря активному развитию производств, взявших курс на импортозамещение, объясняют эксперты.
Анастасия Земляникина из AzurDrive подчеркнула, что самый большой рост у ее компании в 2022 и 2023 годах произошел именно в сегменте промышленного оборудования. На сайте компании говорится, что у нее можно взять в лизинг складские погрузчики, косметологические лазеры, пневмонагнетатели, различные компьютерные серверы.
Роман Трубачев из «МСБ-Лизинга» сказал, что в его компании тоже фиксируется повышенный спрос на производственное оборудование, и связал это с активной политикой импортозамещения. Линейка такого оборудования, представленная на сайте компании, обширна: взять в лизинг можно и станки лазерной резки металлов, и промышленные швейные машины, и даже конвейеры. Свыше половины портфеля его компании по предметам лизинга занимают привычные сегменты — железнодорожные вагоны (более 30%) и спецтехника (более 20%).
А генеральный директор «Бэлти-Гранд» Кирилл Добринский, напротив, отметил, что у его компании продолжают расти традиционные направления — лизинг грузового и легкового автотранспорта для малого и среднего бизнеса. «Каких-то особенных изменений в структуре в период высоких ставок мы не заметили», — сказал он.