Лидер российского каршеринга «Делимобиль» объявил о проведении IPO на Московской бирже. Этот шаг направлен прежде всего на сокращение долговой нагрузки компании, а также на нивелирование рисков, связанных с продолжающимся удорожанием в России автомобилей и их обслуживания.
В официальном сообщении «Делимобиля» объявлено, что IPO компании на Мосбирже состоится уже в ближайшее время, в конце января — начале февраля. Основную часть предложения составят акции, выпущенные в качестве дополнительной эмиссии: до 10% от текущего уставного капитала.
«Делимобиль» планировал выйти на IPO начиная с 2019 года, причем на Нью-Йоркскую биржу, но изменение геополитической обстановки заставило компанию сменить международную биржевую площадку на отечественную. «Делимобиль» сейчас обладает самым большим парком автомобилей для совместного использования — свыше 24 тыс. В Москве компания занимает 50% рынка каршеринга, в стране — около 40%. В официальном проспекте для инвесторов говорится, что у нее 9,3 млн зарегистрированных пользователей.
Каршеринг — бизнес, требующий больших оборотных средств, и обычно оператор такого сервиса не приобретает автомобиль в собственность, а берет в лизинг. Чтобы удерживать лидерские позиции, «Делимобилю» жизненно необходим приток капитала. Компания одной из первых запустила услуги каршеринга в 2015 году и до сих пор решала вопрос финансирования в первую очередь с помощью кредитов. Из-за этого ее долговая нагрузка остается высокой. Впрочем, в последние годы «Делимобиль» постепенно ослабляет долговое давление: по данным «БКС Мир инвестиций», если в 2021 году чистый долг превышал прибыль до вычета налогов (EBITDA) в 5,3 раза, то в 2022-м уже в 3,6 раза, а сейчас в 3,5 раза. Инвестиционные аналитики также обращают внимание на тот факт, что «Делимобиль» в прошлом году вышел на безубыточность, чем не мог похвастаться ранее. Согласно официальному отчету, чистая прибыль за девять месяцев прошлого года составила 1,1 млрд рублей, в то время как в 2022-м был зафиксирован убыток в 456 млн.
Рынок каршеринга в России сейчас в сложной ситуации. Безусловно, самый неблагоприятный фактор — стремительный рост цен на автомобили, на запчасти к ним и на обслуживание. Но с другой стороны, тот же фактор обусловливает и перспективы дальнейшего развития услуг каршеринга, поскольку высокие цены делают приобретение автомобиля в собственность практически несбыточной мечтой для многих, что все больше подталкивает людей к использованию каршеринга.
Специалисты «Делимобиля» подсчитали, что в 2023 году в Москве расходы на каршеринг при среднем объеме поездок составили 171 тыс. рублей. Такси получилось дороже на 54%: 264 тыс. рублей. А стоимость владения средним бюджетным личным автомобилем в столице оказывается дороже в целых шесть раз и достигает 1,05 млн. Правда, здесь есть нюанс: аналитики «Делимобиля» в стоимость владения авто добавляют расходы на дорогущие столичные парковки. Если постоянно ими пользоваться, в год набежит более 500 тыс. рублей. Без расходов на парковки стоимость владения личным средним автомобилем сейчас составляет около 580 тыс. рублей, что, впрочем, все равно почти в три с половиной раза больше расходов на каршеринг.
Да, каршеринг имеет серьезные неудобства: с этим видом услуг постоянно происходят инциденты, связанные с несправедливым начислением штрафов за аварии, плохим состоянием салона, различными техническими сбоями. Но все же даже с такими оговорками, по мнению аналитиков, в ближайшее время он продолжит развиваться в России. По разным оценкам, текущий уровень использования услуг каршеринга водителями в России составляет 1,2%, однако в теории в обозримом будущем он может увеличиться более чем до 20%.
В ближайшее время «Делимобиль» намерен расти за счет осваивания городов с числом жителей от 500 тыс. человек. В нашей стране 36 таких перспективных городов, из них «Делимобиль» пока присутствует в десяти. Основными конкурентами «Делимобиля» сейчас являются «Яндекс Драйв», пока существенно отстающий по парку (к концу 2022 года он составлял 13 тыс. машин), «Сити Драйв» (11 тыс. машин), а также «Белка» (5000 авто).
Компания дает очень оптимистичные оценки развития рынка каршеринга в России. Если в 2022 году он составлял 33 млрд рублей, то к 2028-му вырастет более чем в семь раз, до 234 млрд. Но не факт, что эти прогнозы сбудутся. За ближайшие годы может, например, кардинально измениться геополитическая ситуация или же, скажем, рывок в области производства электромобилей сделает отечественная автомобильная промышленность. В результате в тех же крупных городах многие вдруг захотят иметь в собственности небольшой и, вероятно, доступный по цене электрокар (кстати, их парковка сейчас в столице бесплатная). Да и вообще идея, что все вокруг будет общим, витает в умах человечества не одно столетие. Но принципы коммунизма никак не получат широкого распространения, разбиваясь о философию индивидуализма: своя рубашка (и автомобиль) ближе к телу.