Свердловская железная дорога (СвЖД) завершила строительство и получила разрешение на запуск инфраструктуры, связывающей особую экономическую зону (ОЭЗ) «Титановая долина» в Верхнесалдинском городском округе Свердловской области с железнодорожной магистралью. От станции Верхняя Салда протянута ветка длиной 7,3 км до новой станции Промышленная на территории ОЭЗ. В границах ОЭЗ также построено 12 станционных путей, 18 стрелочных переводов и контейнерная площадка с объединенным постом управления. Новая станция способна принимать и полувагоны (открытые, с низким бортом), предназначенные для перевозки промышленных грузов, и небольшие 20-футовые контейнеры (самые востребованные в морских перевозках), и классические контейнеры длиной 40 футов. Верхнюю Салду, в свою очередь, модернизировали для работы с длинносоставными поездами: проложили три новых пути и 11 стрелочных переводов, обновили системы связи и управления движением поездов. Проект, реализованный на условиях концессии с правительством региона, длился два года, в него вложено, по оценкам, 2 млрд рублей.
Новая инфраструктура обеспечит перевозки в 500 тыс. тонн грузов резидентов «Титановой долины» в год с возможностью последующего роста. Но, как подчеркивает сам подрядчик, ее значение выходит за рамки организации логистики для ОЭЗ. «Новая инфраструктура позволит сформировать полноценный промышленно-логистический кластер в Свердловской области», — говорится в пресс-релизе РЖД.
Дело в том, что в прошлом году стартовали еще два крупных проекта в Свердловской области по строительству мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ): на станции Гипсовая в Екатеринбурге и на станции Седельниково к югу от города. Их ввод запланирован на 2025 и 2028 годы. Вместе с ТЛЦ «Уральский», построенным в 2022 году в Екатеринбурге, а также с вводимым сегодня в строй логистическим комплексом в ОЭЗ «Титановая долина» они образуют «сухой порт» общей мощностью от 20 до 80 млн тонн грузов в год. Значение этого промышленно-логистического узла трудно переоценить, в частности в связи с нарастающей внешнеэкономической активностью на востоке. По словам начальника СвЖД Ивана Колесникова, «мы фактически формируем новую транспортную технологическую площадку за пределами Транссиба».
Уральский «сухой порт» — десятый по счету в России. Первые подобные проекты — в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Приморском крае — были привязаны к морским портовым зонам, отсюда и «портовое» название. Однако постепенно концепция трансформировалась в сугубо «сухопутную», и сегодня она означает интеграцию в единую систему транспортной, логистической и сопутствующей инфраструктуры региона. В рамках этого подхода в 2023 году уже был открыт ТЛЦ в Новосибирске. И это мировой тренд, на фоне которого, кстати, Россия отстает от современных стандартов. Количество «сухих портов» в развитых странах исчисляется многими десятками.