Кризис захлестнул региональные американские банки; на этот раз, в отличие от марта 2023-го, достается Восточному побережью.
Причина тоже несколько иная: напомним, год назад Silicon Valley Bank и Signature подверглись набегу вкладчиков и были вынуждены распродать с убытком облигации со своего баланса (подробнее см. «Кто убил канарейку», «Эксперт» № 12 за 2023 год). Вкладчики же забирали деньги, потому что были недовольны слишком низкими ставками.
Учтя опыт обанкротившихся банков, остальные небольшие игроки весь 2023 год повышали ставки по депозитам. И это логичным образом снизило их доходы. Более того, на банковских балансах начинает сказываться сложная ситуация с кредитами под залог коммерческой недвижимости — лидером падения стал 28-й по активам New York Community Bancorp (NYCB). В прошлом году он приобрел активы обанкротившегося Signature Bank, кроме того, у него самый большой портфель кредитов под залог многоквартирных домов в Нью-Йорке и второй по величине — в стране. NYCB также активно кредитует под залог коммерческой недвижимости и выдает кредиты на строительство. Не успело агентство Reuters порадоваться тому, что банки США со всеми нереализованными убытками по ценным бумагам почти в 700 млрд долларов спокойно пережили остаток 2023 года, а аналитики —порекомендовать покупать акции New York Community Bancorp в преддверии снижения ставки ФРС, как NYCB совершенно неожиданно выпустил плохой отчет за четвертый квартал. Банк объявил о чистом убытке в 252 млн долларов вопреки ожидаемой прибыли и о резком, в несколько раз, росте резервов на возможные потери по кредитам: до 552 млн. И, что еще хуже, у NYCB начала снижаться депозитная база.
Вслед за NYCB выпустил плохую отчетность универсальный банк Valley National Bancorp со штаб-квартирой в Нью-Джерси (37-е место по активам). Чистая прибыль в четвертом квартале 2023 года рухнула на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. На результаты негативно повлиял рост расходов и резервов, а также снижение непроцентных и процентных доходов: последние упали из-за повышения ставок по депозитам. Депозиты тоже снизились. Valley уже распродает свой кредитный портфель.
Задело и банки помельче: падали котировки 34-го по активам Webster Financial Corporation и 57-й по активам BankUnited, Inc. из Майами. Все перечисленные игроки активно кредитовали коммерческую недвижимость. Досталось даже японскому Aozora Bank: он активно вкладывал в американскую недвижимость и теперь ждет убытков по итогам года.
У американских банков на конец 2023 года было 3 трлн долларов кредитов под коммерческую недвижимость, бóльшую часть таких кредитов выдали региональные банки. При этом из-за низкой заполняемости цены на офисы в США за прошлый год упали на 25%, ситуация с торговыми центрами тоже сложная, доля вакантных квартир в многоквартирных домах понемногу растет.
Национальное бюро экономических исследований в конце 2023 года подсчитало, что залоги не покрывают стоимость 14% всех кредитов на коммерческую недвижимость и 44% кредитов на офисные здания. Одно неосторожное движение — читай: банкротство даже относительно небольшого банка, — и этот каскад может обрушиться, погребя под собой множество игроков.
С учетом того, что рейтинговое агентство Moody's уже пересматривает рейтинг New York Community Bancorp, а это может лишить его инвестиционного статуса, дела NYCB плохи. Скорее всего, в ближайшее время банк будет продан или санирован. Самое интересное, удастся ли американским финансовым властям купировать новый кризис. Март 2023 года показал, что у ФРС достаточно возможностей для того, чтобы подхватить падающие небольшие банки: весь прошлый год она выдавала им деньги через программу срочного финансирования банков. Одиннадцатого марта эта программа сворачивается, но ФРС, скорее всего, найдет способ поддержать американский банковский сектор.