Известный американский журналист и общественный деятель, постепенно превращающийся в политика, Такер Карлсон прибыл в Москву и в своем аккаунте на платформе X записал видеообращение на фоне Кремля и храма Христа Спасителя. Карлсон анонсировал интервью с президентом России Владимиром Путиным, объяснив, что на Западе представлена лишь одна точка зрения на украинский конфликт, а это, по сути, является пропагандой. «Вам нужно посмотреть это интервью, а потом уже решить как свободным людям, а не рабам», — заявил он.
Анонс набрал за двое суток более 100 млн просмотров и вызвал на Западе шквал негодования.
Журнал Newsweek предположил, что Такера Карлсона в США могут обвинить в шпионаже в пользу России, а в ЕС якобы против него введут санкции. Экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон вылила на Карлсона поток оскорблений. Эти неуклюжие попытки опорочить журналиста стали лишь бесплатной рекламой предстоящего события и дополнительно подогрели и без того немалый интерес к нему западной публики.
Двухчасовое интервью Такера Карлсона с Владимиром Путиным было сначала размещено на сайте журналиста, а спустя час появилось на платформе X, где только за первые 12 часов набрало 100 млн просмотров.
Для людей, внимательно следящих за высказываниями российского лидера, пожалуй, не было сказано ничего нового, за исключением едва уловимых смысловых полутонов и аккуратно расставленных акцентов, если рассматривать каждый тезис в отдельности. Однако целевой аудиторией этого разговора был западный зритель, для которого практически все услышанное стало новостью или сенсацией.
В качестве примера, позволяющего получить общее представление об информированности западного зрителя, можно привести кочующее из одного западного СМИ в другое утверждение, что Россия не выполняла условия Минских соглашений. И когда «западному аналитику» предъявляют слова украинского президента, прямо утверждающего, что «не может» выполнить ранее подписанное соглашение, он искренне изумляется.
Что до простого американского зрителя, к которому в том числе обращался Путин, то он вообще никогда не слышал о Минских соглашениях и с трудом найдет Украину на карте. Как правило, сознание среднего обывателя наполнено чужими выводами: «Россия — это плохо, а Украина — хорошо». А пытаться твердить эту формулу в варианте точностью до наоборот было бы глупо.
Таким образом, Путин поставил перед собой нетривиальную задачу: в максимально сжатой форме комплексно изложить российскую точку зрения на происходящее в мире, сделав это в форме, понятной как американской политической элите, так и простому обывателю.
Путин понимал, что профессиональная задача Карлсона — разговорить собеседника, быстро атакуя его неожиданными вопросами и стремясь превратить начало разговора в захватывающий, но бессмысленный блиц, и поэтому сразу обезоружил интервьюера встречным вопросом: «У нас с вами ток-шоу или у нас серьезный разговор?» — на что был дан единственно возможный ответ: «Разговор, конечно же, серьезный».
Получив пространство для маневра, Путин вкратце изложил историю России, стараясь донести до собеседника мысль, что конфликт с нынешними украинскими властями — это не попытка отобрать территории, а защита русских людей, волею судьбы оказавшихся во враждебной им среде.
Перейдя к проблематике отношений с Западом последних двадцати лет, Путин сделал акцент на то, что Россия многократно пыталась стать союзником западных стран, но даже его прекрасные личные отношения с президентами США не помогали преодолеть настрой американской политической элиты, продолжающей видеть в России врага. Что касается Украины, то Запад первым нарушил демократические принципы, дважды, в 2005 и 2014 годах, лишив силовым путем избранного президента этой страны Виктора Януковича поста главы государства.
А последний раз премьер Великобритании Борис Джонсон в марте 2022 года сорвал уже фактически заключенное мирное соглашение между Москвой и Киевом, посоветовав разорвать его и продолжить воевать.
При этом российский лидер уточнил, что Москва всегда предпочитала решать проблемы за столом переговоров (но уже с учетом вновь сложившихся обстоятельств) и сегодня им препятствует лишь одно — отказ Киева и поддерживающего его Запада.
Отвечая на вопрос Карлсона о роли нынешнего президента США Джо Байдена в возможных переговорах, Путин отметил, что «дело не в личности лидера — дело в настроениях элит».
Что касается самого Такера Карлсона, то он как раз и является представителем новой американской элиты, открытым для равного диалога с Россией и пытающимся донести альтернативную точку зрения до американского избирателя.
В конце прошлого года Дональда Трампа спросили, готов ли он предложить Такеру Карлсону пост вице-президента США. «Думаю, я бы рассмотрел его кандидатуру. У него отличный здравый смысл», — ответил 45-й, а возможно и 47-й президент США. А станет ли Трамп снова хозяином Белого дома и будет ли способен, в отличие от того, как получилось во время его первого срока, реализовать свои обещания по налаживанию отношений с Россией, в чем-то зависит от реакции американцев на это интервью Путина.