Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал интервью телеканалу France 24, в котором, отвечая на вопрос о возможном выходе его страны из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил, что членство Еревана в этой организации «фактически заморожено». Что же касается возможного закрытия российской военной базы в Гюмри, то Пашинян заявил, что этот вопрос не стоит на повестке дня. Российская военная база находится в Армении согласно договору между Москвой и Ереваном, который был продлен в 2010 году на 34 года.
А двумя неделями ранее в интервью газете The Telegraph Пашинян, касаясь членства Еревана в ОДКБ, заявил: «В Армении ведутся дискуссии о том, насколько стратегия, основанная на альянсе, соответствует долгосрочным интересам Армении». И добавил, что Армения может начать сотрудничество с США, Францией или с другими странами.
Эти заявления были восприняты как антироссийские, но ничего нового в них не прозвучало. Напротив, за последние полгода Никол Пашинян даже смягчил тон своих высказываний. А в таком свете его свежие выпады в отношении ОДКБ и обещание «окончательно» уйти на Запад выглядят как попытка напомнить Москве о себе и прозондировать почву относительно возможности восстановить отношения.
Пятого сентября прошлого года был отозван постоянный и полномочный представитель Армении в ОДКБ Виктор Биагов, которого демонстративно назначили послом Армении в Нидерландах, где располагается Международный уголовный суд (МУС), ранее выдавший ордер на арест президента РФ Владимира Путина. А до того правительство Армении направило в парламент проект решения о ратификации Римского статута МУС. Затем Пашинян дал интервью итальянской газете La Repubblica, в котором назвал «стратегической ошибкой» попытку построить безопасность Армении на связях с Россией. Кроме того, он спрогнозировал возможный уход России с Южного Кавказа: «...однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет». А супруга Никола Пашиняна Анна Акопян приняла участие в саммите первых леди в Киеве и передала Украине гуманитарную помощь от Армении.
Затем Ереван объявил об армяно-американских военных учениях Eagle Partner 2023, которые предполагалось провести с 11 по 20 сентября на территории Армении.
Однако анонсированные учения затмило другое событие: 19 сентября армия Азербайджана перешла в наступление, за два дня разгромила остатки армянских сил в Нагорном Карабахе и заняла ту часть региона, которая еще оставалась под контролем армян по итогам войны 2020 года.
Претензии Пашиняна к ОДКБ хорошо известны: он обвиняет организацию в бездействии во время войны 2020 года. Однако Нагорный Карабах не был присоединен к Армении, более того, Ереван даже не признавал его независимость, и, соответственно, у ОДКБ не было мандата на участие в этом конфликте. Справедливости ради нужно сказать, что, когда происходили стычки на признанной границе Армении с Азербайджаном, ОДКБ тоже не участвовала в них. Но в этом не было крайней необходимости, поскольку — во многом благодаря усилиям Москвы — многочисленные приграничные инциденты не переросли в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном.
В последнее время Армения активно развивала военно-техническое сотрудничество с Францией. А 23 февраля министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню во время своего визита в Ереван заявил, что Армения может получить от Парижа ракетные комплексы «Мистраль».
Ереван всерьез опасается, что Баку способен силой пробить Зангезурский коридор, чтобы соединить основную часть Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой, между которыми имеет несчастье находиться Армения. Договоренности о создании Зангезурского коридора были частью мирного договора о прекращении карабахской войны 2020 года, заключенного при посредничестве Москвы. По этому договору армяне сохраняли контроль над третью территории Нагорного Карабаха, включая его столицу Степанакерт, а Азербайджан гарантировал функционирование на своей недавно отвоеванной территории Лачинского коридора, соединяющий Армению с подконтрольной ей частью Нагорного Карабаха.
Однако после двухдневной войны сентября 2023 года Армения лишилась не только Лачинского коридора, но и всей территории Нагорного Карабаха. Ереван вполне здраво рассудил, что, если Баку нарушил договоренности 2020 года, автоматически оказалось аннулировано и обязательство Армении создать Зангезурский коридор. Однако Баку так не считает и заявляет территориальные претензии на ряд приграничных территорий Армении, намекая на то, что вопрос создания Зангезурского коридора остается открытым.
А попытка Пашиняна, пусть и в резкой форме, напомнить, что связи с ОДКБ еще не разорваны, а лишь «заморожены», говорит о том, что он не слишком уверен в надежности французского зонтика безопасности.