Совкомбанк расширит свой розничный бизнес за счет приобретения Хоум Банка, не потратив на это ни копейки живых денег: за 51% он отдаст всего 5% своих акций, а остальные 49% оплатит позже.
Прошло всего лишь два месяца с момента IPO Совкомбанка, а он уже решил сделать крупное приобретение ― расширить свой розничный бизнес за счет приобретения Хоум Банка (Хоум Кредит энд Финанс Банк). Эмитент крупнейшей в России по большинству показателей карты рассрочки «Халва», Совкомбанк и эту свою покупку оплатит в рассрочку. Эта сделка — очередная в процессе перехода наших активов из рук иностранцев через руки временных держателей к уже заинтересованным инвесторам. По ее завершении число активных розничных клиентов Совкомбанка вырастет на 50% — до 9 млн, а розничный и депозитный портфели — на 25 и 20%, до 915 млрд и до 945 млрд рублей соответственно.
Сам же Хоум Банк долгое время был одним из лидеров на рынке розничного кредитования, но несколько лет назад его звезда значительно потускнела. Сейчас он занимает 34-е место по активам в ренкинге banki.ru (пятое место в нем занимает НКЦ), Совкомбанк в этом же ренкинге на девятом месте.
Начнем со структуры сделки. На первом этапе Совкомбанк получит 51% акций Хоум Банка в обмен на свои акции новой эмиссии в размере 5% уставного капитала. Акционеры Хоум Банка традиционно для сделок M&A (слияния и поглощения) и IPO/SPO возьмут на себя обязательства не продавать полученные акции Совкомбанка до 1 января 2025 года, так что никто из новоиспеченных миноритариев Совкомбанка не пострадает.
На втором этапе, до конца 2024 года, Совкомбанк планирует приобрести оставшиеся 49%. В этот раз оплата будет уже денежными средствами, но в рассрочку в течение 2024–2025 годов. Для сделки Хоум Банк оценили в 0,8 капитала (без учета «вечных» облигаций и дивидендов за 2023 год).
Как поясняет аналитик «Финама» Игорь Додонов, если исходить из базового капитала Хоум Банка на 1 января этого года на уровне 43 млрд рублей и чистой прибыли за прошлый год в 14,26 млрд рублей, Совкомбанк покупает его менее чем за 2,5 прибыли. Это существенно ниже собственного мультипликатора P/E Совкомбанка, составляющего 3,8, так что сделка выглядит вполне привлекательной для его акционеров.
Рынок тоже оценил новости о сделке вполне позитивно. Цена акций Совкомбанка с вечера 16 февраля (день публикации пресс-релиза о покупке) по 20 февраля поднялась примерно на 8%. Причем за несколько дней до этого, с 5 по 8 февраля, акции Совкомбанка и так подорожали примерно на 21% ― как решили на рынке, на ожиданиях неких положительных новостей. Собственно, Совкомбанк не разочаровал: 16 февраля помимо намерения о покупке Хоум Банка было объявлено о рекордной прибыли за 2023 год в размере 95 млрд рублей и о планах выплатить дивиденды в размере 30% от чистой прибыли. Так что несколько скромные для хороших новостей 8% роста котировок скорее всего объясняются тем, что рынок уже отыграл их заранее. Впрочем, как напоминает начальник аналитического управления, член совета директоров банка БКФ Максим Осадчий, происходит все это в условиях низкой информационной прозрачности: доступная отчетность банков по РСБУ очень сильно агрегирована, то есть слабо детализирована.
Покупка Хоум Банка означает для Совкомбанка прирост клиентской базы на 50% — это особенно важно, так как стоимость привлечения новых клиентов для банков сейчас очень высока
Напомним, что декабрьское IPO Совкомбанка оказалось суперуспешным: оно прошло по верхней границе ценового диапазона. Общий размер IPO составил 11,5 млрд рублей. Предложение акций состояло исключительно из дополнительной эмиссии, действующие акционеры свои акции не продавали. Доля физических лиц в размещении составила 65%, институциональных инвесторов — 35%. Средства от IPO предполагалось использовать в общекорпоративных целях в рамках дальнейшего развития Совкомбанка.
Как пояснил журналистам совладелец и первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский, переговоры о покупке Хоум Банка начались еще в 2023 году и ускорились благодаря IPO. «Одно дело пытаться договариваться без расхода капитала, то есть насчет оплаты собственными акциями непубличного характера, другое дело, когда акции имеют объективную биржевую оценку», — пояснил он.
Тут есть интересный момент. Если не будет задержки с одобрением сделки, Хоум Банк будет консолидирован в отчетность Совкомбанка уже в 2024 году. И помимо средств от IPO и доходов Совкомбанка в оплату второй части сделки пойдут доходы, а возможно, и капитал самого Хоум Банка.
Выгода от сделки для Совкомбанка вполне очевидна. Помимо прироста клиентской базы, как по розничным кредитам, так и по депозитам, о чем мы писали в начале, Совкомбанк получит экспертизу Хоум Банка не только в рознице, но и в POS-кредитовании.
По словам Сергея Хотимского, интеграция начнется уже сейчас, и, по опыту, в течение 9–12 месяцев банки смогут перейти на единую лицензию. Он также предполагает, что если в 2024 году будут затраты на интеграцию, то в 2025-м общий эффект может составить около одного рубля дополнительной прибыли на акцию ― по подсчетам «Монокля», это больше 20 млрд рублей.
На 1 января 2024 года кредиты физическим лицам до вычета резервов составляли 27% активов Совкомбанка (по методике сборника «Статистические показатели банковского сектора РФ»), корпоративные кредиты — 32,6%, кредиты банкам — 13,9%. В случае Хоум Банка кредиты физлицам достигают уже 67,5% активов, корпоративные кредиты всего 6,8%, кредиты банкам — 10%. Как видим, речь скорее идет о желании Совкомбанка расширить свое присутствие в розничном сегменте.
Ведущий эксперт ЦМАКП Ренат Ахметов также считает, что Совкомбанк идет на сделку для развития розничного сегмента своего бизнеса, и это экономически оправданный шаг. По его мнению, в среднесрочной перспективе эти затраты должны с лихвой окупиться (тут мы держим в уме масштабы ожидаемого прироста числа розничных клиентов ― 50%!).
«Хоум Банк специализируется преимущественно на розничном сегменте как фондирования, так и кредитования (депозиты физических лиц составляют 94 процента от совокупного объема депозитов, а кредиты физическим лицам — 94 процента от совокупного кредитного портфеля), — рассказывает Ренат Ахметов. — Что касается Совкомбанка, то его бизнес-модель более универсальна и сбалансирована (доля средств населения в ресурсной базе около 49 процентов, кредитов населению в портфеле ― 43 процента)».
Игорь Додонов дополняет, что Хоум Банк, помимо специализации на розничном кредитовании, также является лидером в РФ в сегменте POS-кредитования. Он предполагает, что Совкомбанк вполне может за счет клиентов Хоум Банка еще больше продвинуть свои карты рассрочки «Халва», а также получит значительное количество точек продаж практически по всей стране. «Есть потенциал, связанный с продажей клиентской базе Хоум Банка других банковских и страховых продуктов. Кроме того, Совкомбанк, вероятно, сможет выиграть от оптимизации административных затрат», ― предполагает аналитик «Финама».
В самом Совкомбанке синергию своего собственного розничного бизнеса с Хоум Банком оценивают очень высоко. «Вместе с Хоум Банком мы получаем отличную экспертизу в товарном кредитовании, — рассказал “Моноклю” управляющий директор Совкомбанка Андрей Оснос. — При этом у нас 200 тысяч магазинов, которые принимают “Халву”. У них 125 тысяч магазинов с товарным кредитованием. У нас — рассрочка, у них — товарное кредитование. Конечно, есть пересечения и напрямую это не суммируется, но по клиентам мы моментально прирастаем на 50 процентов — в этом году это будут самые большие темпы прироста клиентской базы». Что касается клиентской базы, то, по информации Андрея Осноса, у Хоум Банка 38 миллионов клиентов, из них три миллиона активных, причем пересечение с клиентской базой Совкомбанка в шесть миллионов активных клиентов «Халвы» не больше 5%. Это проверяли перед сделкой.
Кроме того, как пояснил Андрей Оснос, стоимость привлечения новых клиентов сейчас очень высокая. Ведь в целом число клиентов банков уже не растет. У всех уже есть одна-две-три карты, поэтому привлекать клиентов стало дорого. «Мы же моментально перевыполняем план, который поставили рознице. Выдача кредитов сама по себе дорогая процедура, да и привлечение депозитов тоже. Помимо клиентов мы моментально получаем кредиты и депозиты, за которые мы ни копейки не заплатили», — добавил он.
Но дело не только в рознице. Довольно интересная синергия может также получиться из того, что и Хоум Банк, и Совкомбанк активно работают с маркетплейсами. К примеру, первый недавно запустил совместный проект с «Авито» по POS-кредитованию покупателей. Уникальность проекта в том, что впервые покупки в кредит стали доступны для товаров частных продавцов. Для них продажи в кредит бесплатны и ничем не отличаются от обычных заказов: деньги на карту продавца зачисляются сразу после того, как покупатель заберет заказ. Совкомбанк, в свою очередь, развивает кредитование для продавцов маркетплейсов — в частности, у него есть выгодные кредитные продукты для продавцов на Ozon и Wildberries.
Андрей Оснос говорит, что сейчас розничное кредитование чувствует себя несколько хуже, чем, например, средний бизнес. По его мнению, в этом году, как и в прошлом, локомотивом банковского бизнеса является средний бизнес, причем этот локомотив идет на реактивной тяге. Главная причина — процессы импортозамещения. «Розницу развивать сейчас очень тяжело, но когда в каком-то секторе не очень хорошо — это самое лучшее время для покупки, — пояснил управляющий директор Совкомбанка “Моноклю”. — Тогда есть продавцы. Когда в секторе все хорошо — продавцов нет. Мы постоянно смотрим вокруг. Все знают про это. Если кто-то что-то продает, он приходит к нам автоматически».
Для Совкомбанка также важно, что Хоум Банк до недавнего времени был «дочкой» большой чешской финансовой группы с отличным западным риск-менеджментом.
«Это был сильный конкурент со специализацией на товарном кредитовании, ― подчеркивает Оснос. ― Такую экспертизу так просто не приобрести. У них отличная команда андеррайтеров, продавцов, риск-менеджеров, IT-специалистов. Найти и привлечь грамотных IT-специалистов очень трудно. Наша же команда состоит из людей, которые пришли из других купленных нами банков. Это и HR, и розница, и IT, и финансы, да и все остальные. Многие из них остались и уже десять лет с нами».
«С точки зрения публикуемой отчетности, Хоум Банк не выглядит котом в мешке: просрочка в портфеле ссуд менее одного процента, норматив достаточности собственных средств (Н1) около 15 процентов. Довольно качественный актив (по крайней мере, на первый взгляд)», ― заключает Ахметов. Тут, скорее, нужно беспокоиться самому Совкомбанку, у которого H1 на 1 января 2024 года составляет 12%, впрочем, до антилидеров среди системно значимых кредитных организаций по этому показателю — ГПБ с его 10,5% и ВТБ с 9,9% — ему еще далеко.
Однако не все аналитики согласны с тем, что это однозначно выгодное приобретение. Так, Максим Осадчий хотя и признает, что покупатель получает актив с очевидной синергией, причем на первом этапе без ущерба собственному бизнесу ― за счет допэмиссии акций, а не за счет кеша и что Совкомбанк значительно расширит бизнес, но в целом считает, что сейчас не лучшее время для экспансии.
Дело в том, что в ситуации, когда из-за боязни вторичных санкций некоторые банки в Эмиратах, Турции и Китае перестают обслуживать российских клиентов, а Банк России прикладывает все больше усилий для охлаждения кредитования, сейчас банкам лучше проявлять осторожность, а не вкладываться в развитие. Впрочем, без некоторого аппетита к риску рост бизнеса практически невозможен.
Отдельно отметим, что в плане тяжести санкций Совкомбанк (одним из первых попавший в санкционные списки) от присоединения Хоум Банка никакой выгоды не получит, даже временной. Как напоминает Игорь Додонов, последний, хотя формально и не отключен от SWIFT, находится в SDN-списке США и не может осуществлять валютные переводы.
Выгода Совкомбанка вполне очевидна, в этой сделке вопрос скорее к акционерам Хоум Банка. Почему они согласились на такие условия? Ведь по факту денежную часть оплаты они частично получат из прибыли самого Хоум Банка!
«Условия сделки, прямо скажем, не очень щедрые для акционеров Хоум Банка, ― рассуждает Максим Осадчий. ― Первый этап предусматривает обмен контрольного пакета Хоум Банка на допэмиссию новых акций Совкомбанка в размере пяти процентов его уставного капитала, причем без права продавать эти акции до конца года. То есть на первом этапе живых денег нынешние акционеры Хоум Банка не увидят, а контроль над банком потеряют. Столь жесткие по отношению к продавцам условия сделки заставляют задуматься об истинном состоянии Хоум Банка». Осадчий напоминает: в мае 2022 года Хоум Банк перешел из рук чешской группы PPF в руки новых собственников во главе с Иваном Тырышкиным. Затем банк был передан компании «Хоум капитал», собственники которой не раскрываются.
Тут есть интересный момент: десять лет назад, в январе 2014-го, активы Совкомбанка составляли всего 124 млрд рублей, в то время как Хоум Банк мог похвастаться активами в размере 325 млрд рублей. Время шло, и к январю 2024-го Совкомбанк подошел с 3,18 трлн рублей активов (расчет «Монокля» по данным отчетности банка за третий квартал 2023 года и прироста активов за четвертый квартал по данным формы 101). Что же касается Хоум Банка, то его активы на 1 января 2024 года составили скромные 291 млрд рублей (аналогичный расчет). Для сравнения: активы всей банковской системы за последние пять лет выросли на 94,4%, Совкомбанка — на 230% (!), а Хоум Банка на скромные 10%.
Один из лидеров розничного рынка хронически отстал от рынка, а ранее скромный универсальный банк значительно этот рынок обогнал.
Более того, даже по розничному сегменту за время санкций Хоум Банк проиграл своему будущему владельцу. По данным, которые приводит Максим Осадчий, розничный кредитный портфель Хоум Банка сократился на 7,9% — с 214,4 млрд рублей на 1 февраля 2022 года до 197,4 млрд рублей на 1 января 2024-го, тогда как розничный кредитный портфель Совкомбанка за этот период вырос на 45% — с 561 до 813,5 млрд рублей. Кроме того, в декабре прошлого года уставный капитал Хоум Банка снизился в два раза — с 4,2 до 2,1 млрд рублей.
По результатам трех кварталов рентабельность капитала (ROE) по МСФО Хоум Банка находится на уровне 25%, ниже показателей таких гигантов, как Сбер (26%) и ВТБ (26,7%), даже до «Тинькофф» с 34,7% ему далеко, что уж говорить про Совкомбанк с 51%.
Разобраться в том, как именно это произошло и кто виноват в неудачах бывшей звезды розничного кредитования, сейчас практически невозможно. Детальная статистика и отчетность российских банков до недавнего времени была полностью закрыта, да и сейчас разве что можно сказать, что мы из полной темноты вышли в полосу плотного тумана. Даже в текущей структуре собственности Хоум Банка невозможно разобраться: из-за санкций эти данные все еще закрыты.
Однако Хоум Банк все еще остается очень привлекательным активом. Вопрос только в том, почему его текущие собственники пошли на эту сделку.
Ответ на самом деле довольно прост: они тоже внакладе не останутся. Как объясняет Ренат Ахметов, во-первых, они получают диверсифицированную структуру сделки (половину деньгами, половину акциями с перспективой роста стоимости: те, кто купил акции Совкомбанка по 11,5 рубля на IPO, уже сейчас в плюсе на 63%!), во-вторых, они в любом случае продадут дороже, чем приобрели: в сентябре 2022 года PPF Group продала Хоум Банк пулу частных российских инвесторов (в частности, председателю совета директоров СПБ биржи Ивану Тырышкину) за 531 млн евро (около 32 млрд рублей по курсу на тот момент). Можно предположить, что «Хоум капитал» перекупил его за сопоставимую сумму. Сейчас банк продадут за 48 млрд рублей, то есть в полтора раза дороже.