«Если российская экономика продолжит развиваться столь же динамично, как в прошлом году, то уже в ближайшее время мы станем четвертой экономикой мира по размеру ВВП по паритету покупательной способности», — заявил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Эта цель более чем достижима, так как от четвертой экономики в 2023 году — Японии — нас отделяют единицы процентов. Но в этом движении вверх по шкале экономической мощности интересно обратить внимание еще на одну цифру. После выхода из пятерки Германии и Японии Россия оказывается самой малочисленной страной среди лидеров. И одновременно второй после США страной среди лидеров по уровню ВВП на душу населения по ППС. Простые арифметические операции показывают нам, что четверка лидеров по душевому ВВП по ППС распределится в ближайшем будущем примерно так: США — 75 тыс. долларов ВВП на душу, Россия — 47 тыс. долларов ВВП на душу (сейчас у нас порядка 36 тыс. долларов, но исходим из того, что мы обойдем Японию при примерно 7 трлн ВВП по ППС), Китай — 21 тыс. долларов, Индия — 8500 долларов.
Конечно, в этой игре удельных доходов самых мощных экономик мира есть некоторая условность, но мы бы обратили на этот довольно удивительный наш переход особое внимание.
Соотношение ВВП на душу по ППС среди крупнейших экономик мира указывает нам на то, что Россия остается даже в экономическом плане конкурентом США, так как она вторая после них. Кроме того, Россия оказывается страной с потенциально высоким уровнем жизни. Он у нас западный, европейский, если хотите. В потенциале.
А как же смехотворные зарплаты? — спросите вы. Пенсии, пособия. Все так. Пока наш главный капитал — это территория и ресурсы, которые на ней есть. Не только пресловутые нефть и газ, но и огромное количество земли, воды, пространства, полезные ископаемые всех сортов. Просто мы не научились использовать на всю катушку этот капитал, не умели распределять доход, который он приносит, более равномерно, более справедливо и поэтому более экономически эффективно, да еще и выводили за рубеж значимую часть этого дохода: частники — в виде дивидендов, государство — в виде резервов.
Маргарет Тэтчер как-то сказала, что в России достаточно 30 млн жителей, чтобы снабжать мир нефтью и газом. Госпожа герцогиня, проживавшая в стране размером с две российские области, просто не представляла себе, сколько денег и труда надо ежегодно вкладывать, чтобы поддерживать дееспособность такой огромной территории, и потому не понимала, что 30 млн с этим не справятся. А справятся 150, у которых хватит сил поставить себе задачи более серьезные, чем нефтегазовое обслуживание мира. Впрочем, и мы только сейчас вполне начинаем это осознавать. И, надеемся, делать.
Что сблизит потенциальный высокий уровень жизни на нашей Родине с реальным? Повторимся: труд и капитал. Два важнейших фактора экономического роста. Труд простых людей и капитал государства и бизнеса.
Владимир Путин обозначил целый веер направлений для инвестиций в ближайшие шесть лет. Дороги, аэропорты, инфраструктура городов, школы. Больницы, жилье. В сфере промышленности — всемерное развитие индустриальной экономики, прежде всего станкостроения, развитие критических важных технологий — электроники, искусственного интеллекта, спутниковой инфраструктуры. Если все это будет осуществлено, общая сумма инвестиций в нашу экономику за шесть лет составит порядка 250 трлн рублей. Кажется, гигантская сумма. Однако если сравнивать, например, с США и по паритету, то мы вложим за шесть лет примерно в три раза меньше, чем американцы. Это естественно, так как размер нашей экономики существенно меньше. Но для сохранения соперничества нам нужно стремиться к тому, чтобы наши инвестиции были более эффективны, давали больший прирост производительности труда, больше капитализировали нашу Родину и создавали предпосылки для миграции в Россию квалифицированного труда и капитала.
Здесь нам в помощь наши люди, наша культура и наша территория. Развивая образование и здравоохранение, инвестируя в обширные пространства, не ухудшая при этом их природные характеристики, связывая эти пространства современными магистралями, мы имеем все шансы стать настоящим магнитом для интеллектуального и технологического капитала со всего мира. Что позволит нам стать действительно богатыми и сохранить и развить у себя дома выдающуюся индустриальную культуру уходящего Запада.