Технологический суверенитет, импортозамещение, демография и военная победа. Владимир Путин определил задачи стратегического развития страны до 2030 года
Предельно насыщенное выступление Владимира Путина в рамках послания Федеральному собранию в этом году было больше похоже на перечень наказов системе госуправления, чем на политическое заявление. Сотканное из множества целей социально-экономического развития страны, его можно изучать еще долго, расставляя акценты и подчеркивая те или иные стратегические линии.
Складывается ощущение, что в последние годы президенту становится тесно в традиционном двухчастном формате политического сезона, разделенном на пресс-конференцию с журналистами и гражданами страны и послание: традиционно в первом уделялось внимание обратной связи с народом, а во втором возникала реакция в диалоге с бюрократией. Но Путину все чаще приходится прибегать и к длительным форматам выступлений на форумах и конференциях и даже соглашаться на разговор с иностранными журналистами, погружая слушателей в историю и геополитическое видение международной проблематики.
Возможно, пригодятся главе государства и новые форматы — например, ежегодное обращение с наказом правительству по вопросам экономического развития страны и оценке исполнения национальных проектов, которых становится все больше, а оценка эффективности работы по ним растворяется где-то в министерских кабинетах.
В послании Владимир Путин не мог совсем обойти вниманием достижения своего длительного руководства страной, обращался и к далекому 2000 году как точке отсчета, отметил и десятилетие «русской весны», и преодоление эпохи коронавируса, и успехи в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, с бедностью и отсталостью в поиске суверенного, самостоятельного пути развития государства. Буквально через запятую, но что поделать, если и в самом деле динамика позитивная, и даже с фронта в зоне СВО наконец приходят добрые вести: чего стоит одна лишь взятая Авдеевка. О ней, кстати, Путин ни слова не сказал, ограничившись минутой молчания в память погибших.
Главное все же у нас впереди: стремление к четвертой экономике мира в 2030 году после реализации программы «сильной, суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее. Для достижения поставленных целей у нас есть и ресурсы, и колоссальные возможности, — заключил президент. — Мы — одна большая семья, мы вместе, и потому сделаем все так, как планируем и хотим сделать, как мечтаем».
Что же все-таки было главное в послании президента? Попробуем так сложить мозаику.
Во-первых, уже через две недели гражданам страны предстоит прийти на избирательные участки и подтвердить легитимность курса лидера страны. Послание неизбежно заключало в себе элементы предвыборной программы Владимира Путина, конкретные десятки предложений и наказов, обсчитанных и подтвержденных бюджетом. В потоке задач и новаций каждый потенциальный избиратель просто обязан был услышать о своем личном интересе.
Из двух часов выступления теме СВО Владимир Путин уделил примерно минут десять, еще столько же — геополитическим раскладам. Программа президента — для страны-победителя, государства мирного времени, которое сейчас преодолевает кризис, но уже понимает, как развиваться и над чем работать после его преодоления. Сотни миллиардов дополнительных бюджетных средств на различные программы (по некоторым оценкам, в общей сложности порядка 10 трлн рублей) выглядят просто фантастически для страны под самым большим пакетом санкций в истории. При этом речь идет именно о социальном фокусе развития, а не об изнуряющем спурте в развитии ВПК.
А дело в том, что успехи военпрома — уже для отчета. Гиперзвуковой авиационный комплекс «Кинжал» применяется на поле боя, как и ударный гиперзвуковой комплекс морского базирования «Циркон» — вот это хорошая новость. В войска поставлены первые серийные тяжелые баллистические ракеты «Сармат». «На боевом дежурстве стоят гиперзвуковые блоки межконтинентальной дальности “Авангард” и лазерные комплексы “Пересвет”. Завершаются испытания крылатой ракеты неограниченной дальности “Буревестник” и беспилотного подводного аппарата “Посейдон”», — закончил перечислять президент и перешел к отношениям с Соединенными Штатами.
В этой части Владимир Путин объяснил очень важную вещь всем, кто захотел услышать: никаких «лоскутных» переговоров о разрешении кризиса не будет: «Если хотите обсуждать ответственные, важные для всей планеты вопросы безопасности и стабильности, то необходимо делать это только в едином комплексе, естественно включая все те аспекты, которые затрагивают наши национальные интересы и прямо влияют на безопасность нашей страны, на безопасность России».
Это очень сильная установка на пути к созданию нового «контура равной и неделимой безопасности в Евразии». Убедить противников вернуться к такому масштабному диалогу будет непросто, поэтому Путину вновь приходится напоминать о последствиях ядерной эскалации, риски которой новое поколение западных политиков уже не ощущает.
Альтернатива — в продвижении повестки так называемого глобального Юга, частью которого все более явно становится «северная» Россия: снижение веса западных стран в мировой экономике — объективная реальность, которая должна быть закреплена и в пересмотре геополитического баланса, считает президент.
И все же в фокусе послания было социально-экономическое развитие России. В первую очередь здесь очевиден вектор на индустриализацию и импортозамещение. Технологический суверенитет, но без предельной изоляции от мировых рынков. Важно соблюсти баланс коммерческих выгод от глобальных товарных цепочек и защиты собственных производителей, которые просто не получат шанс в условиях незащищенной конкуренции, но продукция которых жизненно необходима для развития национальной промышленности.
Социальная часть послания направлена на развитие внутреннего рынка. Во-первых, стимулирование спроса: налоговые новации, повышение МРОТ, увеличение доходов домохозяйств. Во-вторых, в контексте демографии и научно-образовательного процесса: экономике жизненно необходимы талантливые подготовленные кадры, спортивные и здоровые.
В-третьих, вся страна нуждается в интенсивном инфраструктурном спринте: здесь строительство дорог и железнодорожных магистралей, связность регионов, газификация, аварийное жилье. В послании также содержалось пожелание не отстать от Запада в области высоких технологий, направить усилия в сферу разработки искусственного интеллекта и суперкомпьютеров.
И последнее: кто будет эти планы претворять в жизнь. Логично, что, обращаясь к чиновникам, Владимир Путин призывал их к интенсивной работе, определив критерий несоответствия высокому доверию: «Вы знаете, что слово “элита” во многом дискредитировали те, кто, не имея никаких заслуг перед обществом, считают себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями, особенно имею в виду тех, кто в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике 90-х годов».
В то же время президент подчеркнул, что «подлинная, настоящая элита — все, кто служит России: труженики и воины, надежные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России». И чтобы эти заявления не звучали голословно, Владимир Путин дал старт специальной кадровой программы для ветеранов и участников специальной военной операции. Она «будет строиться по тем же стандартам, что и наши лучшие проекты: Высшая школа государственного управления, которую называют “школой губернаторов”, а также конкурс “Лидеры России”. Их выпускники выходят на высокие позиции во многих сферах, даже становятся министрами, главами регионов».
Трудно сказать, усмотрели ли чиновники в таких новых кадрах помощников, конкурентов, контролеров или моральные ориентиры. Сначала им надо вернуться с победой.
Первый важный посыл экономической части послания — необходимость расширять импортозамещение и внутреннее производство, для чего необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в основной капитал.
Президент опирается на очевидный для бизнеса и части экономистов, но долгое время игнорировавшийся чиновниками и экономистами прозападного толка факт: только ставка на внутренний рынок приведет к росту благосостояния всей страны и всех граждан. Теперь это связывается не просто с импортозамещением, но шире — с технологическим суверенитетом.
«Мы должны сами в гораздо больших объемах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее <…> В предстоящие шесть лет уровень валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности России должен увеличиться не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом», — сказал президент. Есть и цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а доля импорта в ВВП к 2030 году составить 17% (в 1999 году доля импорта достигла 26% ВВП, в 2023 году 19%).
Похожую цифру старый журнал «Эксперт» называл как целевую два года назад: по нашим тогдашним подсчетам, нормальной целью можно считать сокращение импорта до 15% ВВП, что дало бы «лишние» 2,5% ежегодного прироста ВВП (подробнее см. «Почему мы бедны», «Эксперт» № 3 за 2022 год).
Естественно, для этого нужен рост инвестиций. Цель из послания — плюс 70% объема инвестиций в ключевых отраслях к 2030 году. Президент особо отметил, что в инвестициях динамика очень хорошая: их рост в 2021 году составил 8,6%, а план был 4,5%. В 2022 году — 15,9% при плане 9,5%. А за девять месяцев прошлого года при плане на год 15,1% прирост составил 26,6%. Путин предложил и дальше двигаться с опережением плана, и тут стало понятно, почему экономический блок и экономическое сообщество всегда дают слишком консервативные прогнозы.
Что до конкретных мер по инвестициям, то среди них докапитализация на 300 млрд рублей Фонда развития промышленности, 200 млрд на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции, увеличение базы для расчета амортизации до 200% затрат на российское оборудование и НИОКР.
«Уже давал поручение запустить особый режим первичных размещений акций компаний, которые работают в приоритетных высокотехнологичных направлениях. Обращаю внимание коллег и в Минфине, и в Центральном банке: нужно ускорить запуск этого механизма, включая компенсацию затрат на размещение ценных бумаг. Нужно делать это, в конце концов», — напомнил президент. Капитализация российского фондового рынка к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66% ВВП.
Еще один важный пункт послания — списание двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам, что позволит им экономить 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год. Это означает «прощение» примерно 1,65 трлн рублей (всего российские субъекты и муниципалитеты должны сейчас 3,2 трлн рублей, 2,47 трлн из них как раз бюджетные кредиты).
Это не первое решение такого рода. Прошлой осенью 12 регионов уже получили возможность списания задолженности по бюджетным кредитам на сумму налоговых доходов, которые поступили в 2022 году в федеральный бюджет от реализации инвестиционных проектов. Но первое настолько масштабное. Сэкономленные средства будут направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Вернутся в региональные бюджеты в качестве новых инфраструктурных кредитов и деньги, которые будут поступать от погашения таких кредитов, выданных в прошлом. С 2025 года портфель инфраструктурных кредитов субъектам федерации будет прирастать не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно.
Темпы и качество экономического роста позволяют надеяться, что в ближайшие годы мы войдем в четверку крупнейших экономических держав мира, уверен Путин. Тем более что на это будет работать связка с дружественными странами: в 2028 году страны БРИКС с учетом государств, которые недавно стали членами этого объединения, будут создавать около 37% глобального ВВП, тогда как показатель «Группы семи» опустится ниже 28%. «Мы совместно с дружественными государствами будем и дальше создавать эффективные и безопасные логистические коридоры, на передовой технологической базе строить новую глобальную финансовую архитектуру, свободную от политического вмешательств», — пообещал президент.
Одним из знаковых стало предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения — именно это означают слова президента о модернизации фискальной системы к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы с одновременным снижением налоговой нагрузки на семьи, особенно многодетные.
Долгие годы на прогрессивную шкалу было фактически наложено табу: консенсус экономистов и чиновников полагал, что серьезное повышение ставок на личные доходы для ультрабогатых людей ничего не даст, так как их капиталы и так располагаются за рубежом либо будут выведены туда в любой момент. Лишь с 2021 года было сделан осторожный шаг в эту сторону — до 15% поднята ставка для доходов свыше 5 млн рублей в год.
Между тем на самом деле налоги население платит лишь примерно с половины своих доходов. В 2022 году они составили 79,1 трлн рублей, а поступления от НДФЛ с них — 5,57 трлн, то есть налоговая база — 42,8 трлн рублей. И это при том, что 1 трлн был получен от налогообложения состоятельных россиян по повышенной ставке 15% для доходов свыше 5 млн рублей. Остальную часть доходов налоговая все еще «не видит», несмотря на тотальную прозрачность всех операций, и повышение ставок для белого бизнеса тут уже точно не поможет.
Уже в 2024 году скоростная автомагистраль Москва — Казань будет продлена до Екатеринбурга, в 2025-м — до Тюмени. А в перспективе — через всю страну, до Владивостока
Семь лет назад, по нашим подсчетам, в России было 0,5% ультрабогатых, с доходом свыше 10 млн рублей в месяц в тех ценах, или 200–300 тыс. домохозяйств. В европейских странах они платили бы со своих доходов налог по ставке 30–40%. Российскому бюджету это позволило бы собирать дополнительно от 500 млрд до 2 трлн рублей ежегодно (см. «Цена справедливости», «Эксперт» № 9 за 2017 год).
С тех пор очень многое изменилось. Значительная часть личных капиталов была выведена за рубеж в 2022‒2023 годах. Но санкции становятся все жестче, как и отношение к россиянам и российскому по происхождению бизнесу. Часть людей и капиталов возвращается в страну, другой части еще предстоит определиться окончательно. Но очевидно, что выведение из тени доходов тех самых 0,5 или даже 0,1% сверхбогатых и обложение их доходов налогом пусть даже по бросовой для Запада ставке 20% дало бы серьезную прибавку консолидированному бюджету и было бы воспринято как важнейший шаг в сторону социальной справедливости и сокращения разрыва в доходах.
Что же касается льгот для семей с детьми, то специалисты по налогам говорят: для выстраивания стимулирующей и справедливой системы налогообложения вообще неплохо было бы изменить объект налогообложения и сделать так, чтобы НДФЛ облагался не полученный, а истрачиваемый доход, причем с учетом того, как именно он тратится.
Тогда, если налогоплательщик тратит свой доход на то, чтобы содержать многодетную семью, обеспечивать родителей, давать образование детям или учиться самому, такие расходы можно облагать по минимуму. То же самое сделать для долгосрочных инвестиций. А для тех средств, которые останутся после социальных и инвестиционных трат, уже ввести прогрессивную шкалу (подробнее см. «Семью побольше — налог поменьше», «Эксперт» № 6 за 2017 год).
Тема более справедливого налогообложения касается и бизнеса. По замыслу президента, надо стимулировать вложения компаний в развитие, в реализацию инфраструктурных, социальных проектов, при этом закрывая лазейки для ухода от налогов или занижения своих налоговых платежей.
В части налогообложения бизнеса президент предложил убрать пороговые значения, которые резко повышают нагрузку, и стимулы для дробления бизнеса: «Не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению — к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки», — сказал президент и поручил проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации.
«При этом подчеркну: никаких штрафов — подчеркиваю это особо — никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии». Кроме того, президент поручил уже со следующего года предусмотреть механизм не резкого, а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощенки» на общий порядок налогообложения.
Чтобы оформить и упростить регулирование всех социальных новаций, Владимир Путин прибегнул к испытанному механизму национальных проектов, объявив о новых.
Национальный проект «Семья» предусматривает меры по улучшению жилищных условий российских семей с детьми и их материальной поддержке. Для 39 регионов, где коэффициент рождаемости был ниже среднероссийского, по программам поддержки семей до конца 2030 года будет направлено 75 млрд рублей.
«В прошлом году в России было построено свыше 110 миллионов квадратных метров жилья. Это в полтора раза больше самого высокого советского показателя, который был достигнут в 1987 году», — сказал Путин. Президент отметил, что миллионы российских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе более 900 тысяч — с помощью семейной ипотеки.
В связи с этим он предложил продлить эту программу до 2030 года (ранее она действовала до июля 2024-го), сохранив при этом ее базовые параметры. А для семей с детьми до шести лет включительно сохранить льготную ставку кредита — 6% годовых. Кроме того, при рождении третьего ребенка государство продолжит погашение части ипотечного кредита в размере 450 тыс. рублей, выделив на эти цели в текущем году до 50 млрд рублей.
Президент также предложил вдвое увеличить налоговый вычет на второго ребенка — до 2800 рублей в месяц — и до шести тысяч рублей в месяц на третьего и каждого последующего ребенка, повысив при этом размер годового дохода, на который распространяется вычет, с 350 до 450 тыс. рублей.
Кроме того, как минимум до 2030 года сохранятся выплаты семье в размере 630 тыс. рублей при рождении первенца и 202 тыс. рублей — второго ребенка. А индексации этих социальных выплат в будущем будут продолжены «Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии», — заявил Путин.
В рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» будет необходимо нарастить финансирование системы по оказанию помощи больным людям и детям-инвалидам со стороны федерального бюджета, вывести ее на единый высокий стандарт и обеспечить максимальную доступность для тех, кто больше всего нуждается в такой помощи, — таковых полмиллиона россиян. «К 2030 году нужно точно уже сделать так, чтобы услугами долговременного ухода воспользовались и были обеспечены 100 процентов граждан, которые в этом нуждаются», — заявил президент.
Предложено запустить новую комплексную программу по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья. Будет расширена сеть женских консультаций, модернизованы перинатальные центры, детские поликлиники и больницы. В ближайшие шесть лет на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения дополнительно направят более триллиона рублей.
За ближайшие шесть лет федеральный центр выделит 65 млрд рублей на строительство в регионах, прежде всего в малых городах, на сельских территориях, дополнительно не менее 350 спортивных объектов.
Сегодня около 18,5 тыс. школ требуют капитального ремонта, и до 2030 года федеральные власти помогут регионам полностью решить эту проблему, выделив дополнительно более 400 млрд рублей. В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, за счет федерального бюджета будет построено не менее 150 школ и более 100 детских садов.
«Молодежь России». «Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны», — сказал президент. С 1 сентября 2024 года предлагается ввести федеральную выплату — пять тысяч рублей в месяц для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах. А для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах, техникумах, которые работают в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс. человек, с 1 марта 2024 года вдвое увеличат федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами — до 10 тыс. рублей. Кроме того, более 9 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета на обновление инфраструктуры педагогических вузов.
В рамках реализации национального проекта «Кадры» предлагается укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза с участием будущих работодателей. «Ребята начиная с шестого класса, могут познакомиться с разными специальностями. Обращаюсь сейчас к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одной из моих поездок, музеи, лаборатории», — сказал президент.
Проект «Профессионалитет» уже позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики и электроники. Благодаря ему до 2028 года будет подготовлено около миллиона специалистов рабочих профессий. «Такие подходы мы должны распространить на всю систему профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий», — заявил Путин.
Он поручил правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. На эти цели в ближайшие шесть лет будет направлено 120 млрд рублей, еще 124 млрд — на капитальный ремонт 800 общежитий вузов и университетов.
До 2030 года планируется построить не 25 университетских кампусов, как было запланировано, а не менее 40 студенческих городков, на что будет потрачено 400 миллиардов рублей.
Отдельный пул проектов связан с развитием транспортной инфраструктуры. Так, уже в 2024 году скоростная автомагистраль Москва — Казань будет продлена до Екатеринбурга, а в 2025-м — до Тюмени. А в перспективе — через всю страну, до Владивостока. «Скоростное движение на более короткие расстояния — это не только туризм и отдых, это расширение деловой мобильности, рост доступности трудовых ресурсов, увеличение образовательных опций в других регионах, — говорит эксперт Института Столыпина в области транспортной логистики Мария Никитина. — Скоростное движение также становится доступным и для грузоперевозок, особенно когда речь идет о ретейле. Если брать этап развития такого движения из Тюмени до Владивостока, то это хорошая конкуренция и для железнодорожного транспорта».
За шесть лет в России также должно быть построено более 50 обходов городов. Пример — трасса Джубга — Сочи, которая сократит время в пути от трассы М-4 «Дон» до Сочи в четыре раза — до полутора часов — и позволит активно развиваться Черноморскому побережью. Мария Никитина называет эту трассу реальным прорывом: транспортная инфраструктура наших курортов не была рассчитана на ограничения полетов и на наплыв туристов одновременно. Так что транспортная доступность Краснодарского края — это реально насущный и важнейший вопрос.
Более доступными должны стать и авиаперелеты: президент считает необходимым повысить так называемую авиационную мобильность граждан. К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню прошлого года. Для этого за шесть лет должна быть модернизирована инфраструктура не менее 75 аэропортов — это больше трети аэропортовой сети России.
Высокоскоростные магистрали президент пообещал провести между Москвой и Петербургом, затем в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на Черноморское побережье, в Минск.
«Предложенные мероприятия действительно очень сильно повлияют на мобильность населения, на рост грузопотоков и рост экономики», — сказал “Моноклю” первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев. По его словам, наибольшее влияние окажет как раз развитие ВСМ. «Опорный каркас высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры России должны сформировать три ключевых проекта: Москва — Санкт-Петербург, через Тверь и Великий Новгород, Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Ростов — Адлер. Эти маршруты революционно повлияют на транспортную подвижность между соответствующими регионами», — говорит Фадеев.
«По мере развития автодорожной и железнодорожной сетей уменьшатся диспропорции между столичными и другими регионами, что в полной мере отвечает стратегическим целям пространственного развития России. Отток населения из периферийных территорий в крупнейшие городские агломерации благодаря развитию инфраструктуры замедлится», — резюмирует первый Максим Фадеев.
Отдельно Путин коснулся очередей на пограничных пунктах пропуска. «Особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке. По регламенту таможенный досмотр составляет 19 минут, в реальности практически каждый водитель грузовой фуры нередко ждет на границе часами, — констатировал президент. — Типовое время досмотра грузового транспорта на границе не должно превышать десять минут. Современные технологии позволяют это сделать».
Очевиден вектор на дальнейшую индустриализацию и импортозамещение с опорой на внутренний рынок. Технологический суверенитет, но без предельной изоляции от мировых рынков
Такие требования важны и для ритмичной работы транспортного коридора «Север — Юг», который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана.
Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, эксперт Института Столыпина, говорит, что при всем при этом ситуация на автомобильных погранпереходах восточного и южного направлений уже улучшилась: например, в начале февраля этого года перевозчики простаивали в очередях на пунктах пропуска между Россией и Китаем не более семи дней, тогда как, скажем, в феврале 2020-го — до двух месяцев. «Время пересечения границы стабилизировалось в том числе благодаря запуску электронной очереди на одном из основных погранпереходов между Россией и Китаем — “Забайкальск — Маньчжурия”», рассказывает Филатов. Ну а сокращение времени таможенного досмотра грузовых фур до десяти минут, конечно, позволит значительно ускорить пересечение границы со странами-партнерами.
Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. «В свое время мы, извините за моветон, “зевнули” немножко, вовремя кое-что не сделали, ну ладно: теперь должны наверстать и наверстаем, — пообещал президент. — До 2030 года их пропускная способность возрастет со 173 до 210 миллионов тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань».
«Пришло наконец осознание, что наши проекты в логистике не должны быть ориентированы на западные бизнес-модели. Это когда мы все считаем через бенчмарк Суэцкого канала, забывая, что нам могут его отрубить, так же как отрубили западные рынки, — говорит Никитина. — Вот это подчеркнул президент, что транспортное обеспечение разворота на Восток надо было осуществить раньше, так же как теперь нельзя пропустить потенциал транспортного коридора “Север-Юг”».
Повышение пропускной способности железных дорог южного направления тоже важный вопрос, напоминает Филатов. Сейчас после прибытия в порты Черного, Азовского и Каспийского морей большая часть грузов доставляется до конечного потребителя автотранспортом. Бизнес сталкивается с нехваткой свободных мощностей на этих направлениях. И чтобы нарастить грузопоток, важно ускоренно модернизировать железнодорожную инфраструктуру.