Индекс PMI в феврале достиг наилучших за десять лет значений. Торможение роста денежной массы продолжается
Промышленное производство в январе выросло на 0,7% к декабрю с поправкой на сезонный фактор, подсчитал Росстат. Однако значительная часть прироста официального сезонно скорректированного индекса, примерно 0,5 процентного пункта, обусловлена всплеском производства электроэнергии, газа и пара вследствие холодной погоды, подсчитал Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
По его мнению, по итогам января можно говорить о сохранении тенденции стабилизации промышленного производства, сформированной в июне прошлого года. В добыче полезных ископаемых уровень производства после кратковременного санкционного спада в значительной мере восстановился с поправкой на сезонность еще в июне 2022 года, но затем почти год, до лета 2023-го, вновь снижался, хотя и крайне низкими темпами. С июля здесь происходит восстановление невысокими темпами.
А ситуация в комплексе обрабатывающих отраслей более сложная: есть те, кто преодолел «яму» 2022 года и растет дальше (продукты питания, текстиль, бумага, мебель, ювелирные изделия, компьютеры, электрооборудование), и те, кто восстановил докризисный уровень и больше не растет (напитки, лекарства, кокс, нефтепродукты, химические вещества и продукты, пластмассовые изделия, железнодорожные локомотивы и вагоны). Существует и зона неблагополучия — отрасли, которые все еще не могут выйти на докризисные объемы выпуска. Из крупных отраслей это прежде всего деревообработка и легковой автопром.
В феврале индекс менеджеров по закупкам PMI обрабатывающих отраслей России составил 54,7 пункта, поднявшись с январских 52,4 пункта и тем самым повторив рекордное значение января 2017 года. Рост новых заказов в феврале оказался самым быстрым с 2011 года: этому способствовали высокий клиентский спрос, внедрение новых видов продукции и успешные инициативы по реализации продукции. При этом давление на общее число заказов продолжило оказывать снижение новых экспортных заказов (четвертый месяц подряд), ставшее самым резким почти за год.
Рост производства в обработке стал самым сильным с марта 2019 года. Компании в феврале возобновили активность по найму сотрудников (после январского застоя): число работников росло пятнадцатый месяц из шестнадцати последних. Производственные издержки тем временем существенно повысились в феврале: давление оказывали значительные затраты на транспортировку, цены поставщиков и стоимость сырья. Несмотря на увеличение издержек, отпускные цены при этом росли самыми медленными с июня 2023 года темпами.
В целом компании с оптимизмом смотрели на перспективы производства в ближайшие 12 месяцев. Степень деловой уверенности оказалась самой высокой за семь месяцев на фоне запланированных инвестиций в новое оборудование и надежды на дальнейшее расширение числа новых заказов.
Росстат обнародовал с большим запозданием данные по динамике доходов в последнем месяце прошлого года. Рост реальной зарплаты в декабре ускорился до 8,5% годовых (по отношению к декабрю 2022 года) с 7,2% в ноябре. Декабрьская средняя номинальная начисленная доналоговая зарплата составила 103,9 тыс. рублей, а среднегодовое значение — 73,7 тыс. Реальные располагаемые доходы населения выросли в 2023 году на 5,4% с ускорением в четвертом квартале (+8,0%). По отношению к локальному пику десятилетней давности реальная зарплата выросла на 23%, а вот средний душевой денежный доход в реальном выражении немного (на 2%) не дотягивает до уровня 2013 года.
В январе сохранился понижательный тренд в динамике денежной массы. Прирост широкого денежного агрегата М2 в номинальном выражении опустился до 19% годовых, в реальном выражении — до 10,7%. Торможение реального денежного предложения продолжается уже семь месяцев подряд: на пике в июне прошлого года реальная денежная масса росла на 21% в годовом выражении.