На этой неделе будет рассмотрена апелляционная жалоба владельцев крупнейшего в России производителя ферросплавов группы ЧЭМК на решение суда первой инстанции, по которому три завода группы должны быть переданы в собственность государства.
Сплавы железа с различными элементами (хромом, марганцем, никелем, титаном и др.) используются при легировании стали для придания ей определенных свойств, которые важны при изготовлении, например, продукции военного назначения.
Пятого февраля Генеральная прокуратура РФ в интересах Российской Федерации подала иск «об истребовании имущества из чужого незаконного владения». Речь идет о входящих в группу ЧЭМК предприятиях: это собственно Челябинский электрометаллургический комбинат, Серовский завод ферросплавов и «Кузнецкие ферросплавы». Владелец этих активов — компания «Эталон», которую, в свою очередь, контролирует семья челябинского предпринимателя Юрия Антипова. Совокупная выручка трех заводов, по данным «СПАРК-Интерфакса», составила более 167 млрд рублей по итогам 2022 года. Прибыль за тот же период — свыше 21 млрд. Значительная часть выпускаемых группой ферросплавов поставляется на экспорт, в том числе в недружественные страны. Это стало для Генеральной прокуратуры одной из причин потребовать вернуть предприятия в собственность государства. Само исковое заявление не опубликовано, однако выдержки из него стали доступны общественности. Из них следует, что надзорный орган посчитал незаконной приватизацию всех трех предприятий, прошедшую в начале 1990-х годов, поскольку решение о продаже акций заводов в частные руки было принято без одобрения федеральным правительством. К тому же, по мнению прокуратуры, группа ЧЭМК попала под контроль резидентов из недружественных стран: имеется в виду, что часть продукции продается на экспорт через иностранную компанию-трейдера, причем по заниженным ценам.
Отправленные на экспорт ферросплавы могли быть использованы при производстве вооружений и боеприпасов промышленностью недружественных стран, поставляющих оружие на Украину, что по понятным причинам противоречит интересам России. В этой ситуации возможным выходом стало бы прекращение поставок ферросплавов в недружественные страны. Понятно, что это привело бы к существенному снижению объемов производства на заводах, вынужденных производить продукцию только для небольшого внутреннего рынка. Однако потери можно было бы нивелировать за счет полученной в предыдущие годы прибыли. Отметим, что по итогам 2022 года журнал Forbes включил Юрия Антипова и его семью в рейтинг «50 россиян с наибольшими доходами от дивидендов» с показателем в 43,2 млрд рублей.
На следующий день после подачи иска он был принят к производству Арбитражным судом Свердловской области. Тогда же суд ввел обеспечительные меры, наложив арест на акции предприятий и запретив акционерам распоряжаться их имуществом, за исключением ряда действий, направленных на то, чтобы заводы нормально функционировали. Двадцать шестого февраля суд удовлетворил иск прокуратуры, что для российского судопроизводства стало прецедентом: очень быстро. Решение принимали в закрытом режиме, поэтому аргументы суда неизвестны.
С рассмотрением апелляционной жалобы тянуть тоже не стали: она поступила в суд 6 марта, а ее рассмотрение по существу назначено в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде (г. Пермь) на 13 марта. Если она не будет удовлетворена, решение суда первой инстанции вступит в силу и акции этих предприятий перейдут в собственность Российской Федерации. Но судя по всему, долго там не задержатся.
Напомним: в ходе встречи Владимира Путина с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером в середине февраля президент в ответ на рассказ главы региона о том, что Челябинский металлургический комбинат не в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по снижению вредных выбросов, предложил вредное производство вынести за пределы города и привлечь к этой работе инвесторов при поддержке правительства. Причем, как подчеркнул президент, это должен быть местный инвестор. Иными словами, есть большая вероятность, что после окончания судебных разбирательств активы группы ЧЭМК получит одна из российских промышленных компаний, уже имеющая бизнес в Челябинской области и заинтересованная в получении контроля над производством ферросплавов.