Неожиданное торможение роста цен на плодоовощную продукцию. Сальдо платежного баланса стабилизировалось на невысоком уровне
Опережающие и оперативные индикаторы указывают на усиление роста российской экономики в январе–феврале после некоторого торможения в ноябре–декабре прошлого года, констатирует Банк России в мартовском обзоре «О чем говорят тренды».
Этот вывод подтверждает анализ Центра развития НИУ ВШЭ в региональном разрезе: в январе существенно сместилось в пользу растущих регионов распределение субъектов федерации по экономической динамике. Число регионов с явным преобладанием роста, то есть тех, где экономическая активность выросла по крайней мере в четырех из пяти ключевых секторов экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля), увеличилось с 45 в декабре до 61 (из 85). При этом не было ни одного региона, в котором ухудшение конъюнктуры (спад выпуска) произошло бы более чем в трех секторах.
Появляются также свидетельства возросшей гибкости предпринимателей в ответ на многочисленные шоки и ограничения, с которыми они столкнулись в последние годы. В частности, острота кадровой проблемы может частично сниматься за счет повышения эффективности производства благодаря лучшей организации труда, оптимизации использования рабочего времени, его интенсификации. «Эти изменения, если они носят устойчивый характер, увеличивают потенциальный уровень российского ВВП (при прочих равных условиях)», — признаёт ЦБ.
В феврале 2024 года потребительская инфляция замедлилась до 0,68% к предыдущему месяцу после 0,86% в январе. В то же время инфляция в годовом выражении — к февралю 2023 года — выросла на 22 базисных пункта, до 7,69%. В секторе продовольственных товаров рост цен замедлился за счет снижения темпов удорожания плодоовощной продукции, на остальные продукты питания рост цен сохранился практически на уровне января. В сегменте непродовольственных товаров инфляция замедлилась на фоне снижения цен на электротовары, отечественные и импортные легковые автомобили. В секторе услуг цены существенно выросли, почти на 1,1% к январю.
Число регионов с явным преобладанием роста увеличилось в январе до 61
Российские банки выдали в январе новых кредитов нефинансовым компаниям на 3,77 трлн рублей, на 46% меньше, чем в декабре. Сезонный спад не должен вводить в заблуждение: январское значение на 40% превышает уровень января 2023 года и на четверть — показатель января 2022-го. Таким образом, растущий тренд корпоративного кредитования остается неизменным.
На этом фоне ЦБ продолжает «заговаривать» рынок. В свежем ежеквартальном отчете «Банковский сектор» регулятор вновь подтвердил свой прогноз резкого, как минимум двукратного, торможения корпоративного кредитования — до 6‒11% в 2024 году против рекордного роста на 20,1% в 2023-м, показанного, несмотря на значительный рост ключевой, а вслед за ней и рыночных процентных ставок во втором полугодии.
Тем не менее регулятор вынужден признать «адаптацию российской экономики к высоким номинальным процентным ставкам, что раньше наблюдалось только в периоды высокой инфляции». Возможными причинами этого, по мнению ЦБ, выступают существенно возросшие инфляционные ожидания экономических агентов, что уменьшает их восприимчивость к номинальному уровню процентных ставок. Кроме того, считает ЦБ, наблюдая сохраняющееся высокое качество кредитного портфеля и рост доходов заемщиков, банки склонны активно развивать кредитование. В частности, ослабляются неценовые условия выдачи кредитов. Помимо этого важную роль в стимулировании спроса в экономике играют программы льготного кредитования и сохранение положительного бюджетного импульса.
Профицит счета текущих операций РФ в начале года стабилизировался на невысоких значениях. В феврале он вырос до 5,2 млрд долларов против 4,5 млрд в январе под влиянием главным образом опережающего роста товарного экспорта.