В Театре Моссовета — премьера спектакля Евгения Марчелли «Замужняя невеста» с Марией Кнушевицкой
Пьеса «Замужняя невеста» написана около двухсот лет назад тремя русскими драматургами. Один из них — Александр Грибоедов. Еще один — плодовитый автор и заведующий петербургской труппой в дирекции Императорских театров Александр Шаховской. Пьеса написана стихами. Сюжет повествует о провинциальном семействе, которое настаивает на том, чтобы их племянник Любим, прежде чем жениться, получил их разрешение. Одно из опасений членов семьи — невеста может оказаться модницей и станет проматывать деньги на наряды. Но Любим, проживая в столице, уже успел обзавестись женой, а теперь собирается выдать ее за невесту (отсюда и название пьесы) и получить согласие семейства на женитьбу уже после того, как все случилось. Благо у Любима имеется союзница среди членов семьи — вдова Вельдюзева, которая готова во всем ему потворствовать. В пьесе есть все, что могло бы рассмешить театральную публику начала XIX века.
Актеры Театра Моссовета эту пьесу нашли сами и долго ее репетировали, прежде чем пригласить художественного руководителя театра придать спектаклю окончательную форму. У Евгения Марчелли репутация режиссера, умеющего превратить любую классическую пьесу в нескучный спектакль. Ему удается из хорошо известного сюжета вытащить до тех пор скрытые от зрителя смыслы. В том, что касается разнообразия и диапазона эмоциональной жизни сценических персонажей, Евгению Марчелли нет равных среди отечественных режиссеров. Но даже он был удивлен тем, что в пьесе «Замужняя невеста» отсутствуют отрицательные персонажи. Он определил для себя ее жанр так: «…добрая, нежная, почти рождественская сказка про большую семью, члены которой со всей серьезностью относятся к появлению в их круге нового человека». Но стиль, как и в предыдущей постановке Евгения Марчелли в нехарактерном для него жанре — сказке «Бременские музыканты», остался узнаваемым.
У спектакля скупая сценография: все действие происходит за длинным столом на фоне кирпичной стены, закрашенной черной краской. Эпоха передана только в костюмах: женщины — в платьях с пышными юбками, их поддерживает корсет, мужчины — строго в сюртуках. Спектакль начинается с перформанса с едой. Стол, за которым происходит действие, накрывают на глазах у зрителей. После того как застольная сцена заканчивается, недоеденные блюда перемещают в стальное ведро — еда превращается в отбросы. Поначалу актеры старательно произносят авторский текст, но, стоит в нем обнаружиться хоть какому-то конфликту, сбиваются на современную речь. Это импровизация: актеры пересказывают своими словами то, что говорили только что на языке начала XIX века — языке, который еще не успел преобразить Пушкин: пьеса «Замужняя невеста» была написана задолго до того, как он стал влиятельным автором. Затем актеры возвращаются к архаичному тексту, но в какой-то момент из них снова выплескиваются эмоции, заставляя перейти на современный язык и манеру поведения. Это еще один прием, характерный для Евгения Марчелли: актеры в его спектаклях существуют в нескольких мирах — это мир пьесы, созданной автором, то время, в котором она была написана, и еще актеры напоминают зрителю: они живут здесь и сейчас.
Мария Кнушевицкая играет роль помещицы Матрены Звонкиной —старшей из всего семейства, еще помнящей времена, когда патриархальные традиции были сильны и в аристократической среде: «…муж у нас держал в руках жену, и часом припугнет, а были мы счастливы». Она легко поддается обаянию невесты Любима и, даже догадавшись, что та на самом деле никакая не невеста, благословляет новобрачных. Актрисе девяносто лет. Из них шестьдесят пять она выходит на сцену Театра Моссовета. Играла в одном из самых знаменитых спектаклей Театра Моссовета «Дальше — тишина…» вместе с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Мария Кнушевицкая, что бы она ни делала на сцене, одним своим присутствием вызывает зрительскую любовь и благодарность за все эмоции, пережитые в этих стенах. В них и в самом деле есть и ее заслуга.