О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд, получить рыночную оценку для последующих сделок, повысить уровень корпоративного управления или попросту занять большую долю рынка
В 2024 году в России может пройти около полутора десятков IPO — вдвое больше, чем годом ранее. В основном о планах выйти на Мосбиржу заявляют IT-компании, показывающие серьезные темпы роста, финансовые организации, которые чувствуют себя на рынке акционерного капитала как рыба в воде, и известные игроки потребительского рынка.
Бизнес преследует разные цели. Одним нужны деньги на развитие бизнеса и захват новых ниш. Другие хотят получить справедливую рыночную оценку или выйти в кеш, продав доли основных акционеров. Третьим рыночная оценка необходима для сделок M&A — например, так сделал Совкомбанк, который спустя два месяца после IPO купил Хоум Банк, обменяв свои акции на его (подробнее см. «Совкомбанк купит Хоум Банк в рассрочку», «Монокль № 9 за 2024 год). Есть даже компании, которые выходят на рынок акций только ради пиара и желания повысить лояльность персонала с помощью программы опционов.
Компании из сферы IT в 2024 году часто рассказывают о своих планах пополнить ряды эмитентов Мосбиржи. Это либо крупные игроки, работающие с государственными заказами, либо вендоры, пытающиеся заменить западную продукцию на российском рынке. Уход западных компаний и спрос на российские решения позволил многим игрокам показать двукратные темпы роста. Но для захвата еще большей части рынка нужно привлекать дополнительный капитал, который можно потратить не только на развитие бизнеса, но и на покупку небольших конкурентов или компаний из смежных сфер. По этому пути пошла, например, компания «Астра», которая спустя полгода после IPO купила российского провайдера облачной инфраструктуры Rusonyx.
Один из представителей IT-рынка, разработчик решений в области распознавания лиц компания «Папилон» может выйти на IPO уже в этом либо максимум в следующем году. Компания создает системы идентификации для биометрических систем, активно внедряемых в России, а также осуществляет засекреченные разработки для силовых структур. Известно, что одна из «дочек» компании разрабатывает нейросети для распознавания лиц.
Интересно, что у компании уже есть опыт IPO, но за рубежом. У «Папилон» есть «дочка» в Турции — Papilon Savunma. В конце 2021 года она вышла там на IPO, тогда компанию оценили в 143 млн турецких лир, или в 1,5 млрд рублей.
Другая IT-компания, объявившая о намерении стать в 2024 году публичной, ― ИКС-холдинг, крупный разработчик собственных систем хранения данных, а также производитель системы для оперативно-разыскных мероприятий «Цитадель». ИКС-холдинг, которым владеет бизнесмен Антон Черепенников (ряд СМИ связывают его с Алишером Усмановым), стал одним из бенефициаров «закона Яровой», который обязал операторов связи закупать дорогостоящие СОРМ — системы для обеспечения оперативно-разыскных мероприятий. «Цитадель» как раз является одним из основных их производителей.
ИКС-холдинг не стал отвечать на вопрос «Монокля», зачем разработчику таких закрытых проектов нужно IPO. До сих пор компания не выпускала даже облигаций, правда, заявила о желании дебютировать в 2024 году и на этом рынке. Аналитическая компания «Технология доверия» оценивает ИКС-холдинг» в 300 млрд рублей.
Выйти на рынок акций хочет также производитель компьютеров из города Шуя «Аквариус». В пресс-службе компании нам пояснили, что IPO может пройти в ближайшие три года. Комментировать подробнее параметры выхода в компании отказались.
«Аквариус» производит компьютеры на собственном заводе. Но здесь есть небольшой нюанс: у компании нет собственных процессоров или материнских плат. Фактически то, чем занимается «Аквариус», — это сборка устройств из готовых компонентов. По оценкам Cnews Analytics, в 2020 году компания стала крупнейшим поставщиком для госсектора, активно переходящего на отечественные решения.
Еще один заметный игрок на российском IT-рынке — IVA Technologies — может провести IPO в ближайшее время. Компания разработала мессенджер IVA Connect (им пользуются госорганы), облачную платформу видеосвязи «Вкурсе», нейросеть IVA GPT. В 2022 году выручка компании, по заявлению ее представителей (отчетность за этот период у компании закрыта), выросла в два раза. В пресс-службе IVA Technologies «Моноклю» рассказали, что сейчас рассматриваются разные варианты развития бизнеса, подробностями подготовки к IPO делиться отказались.
К IPO готовится крупный провайдер облачной инфраструктуры Selectel. Компания оценивается аналитиками в 40‒50 млрд рублей. В 2023 году ее выручка выросла на 26%, до 10,2 млрд рублей. Selectel была создана в 2008 году бывшими акционерами «ВКонтакте» Вячеславом Миралишвили и Львом Левиевым. Сейчас компания является оператором шести дата-центров. По некоторым данным, услугами этих дата-центров в том числе пользуется «ВКонтакте». В России активно растет рынок облачных услуг, что связано не только с импортозамещением, но и с расширением цифровизации бизнеса, сообщили в пресс-службе Selectel.
Среди других IT-компаний, готовящихся в 2024 году к IPO, разработчик решений для хранения данных Arenadata , онлайн-платформа для изучения английского Skyeng, платформа онлайн-курсов Skillbox и компания «Элемент», занимающаяся производством микроэлектроники. Никакой конкретной информации об их планах пока нет.
Другая группа компаний, заявляющая о планах выхода на IPO, ― представители финансовой сферы. Среди них крупные лизинговые компании, которые растут быстрыми темпами (подробнее см. «Лизинг и факторинг сделали ставку на рост», «Монокль» № 5 за 2024 год). Так, готовится к IPO гигант «РЕСО-лизинг» и другой заметный игрок — «Аренза-Про». Пока компании думают о параметрах предстоящего размещения, их конкурент «Европлан» 29 марта уже провел IPO на Мосбирже и привлек 13,1 млрд рублей. Размещение, как принято в последнее время, прошло по верхней границе ценового диапазона — 875 рублей за бумагу. Расчет делался на высокий спрос и желание инвесторов приобрести любую новинку. Рыночная капитализация компании на момент размещения составила 105 млрд рублей.
В пресс-службе «Европлана» «Моноклю» объяснили, что компания до IPO активно занимала на долговом рынке и планирует продолжить делать это. «Европлан» также привлекал банковское финансирование. IPO же стало для компании не просто инструментом финансирования, но дало ей новый статус: «Европлан» надеется таким образом повысить узнаваемость среди клиентов.
В конце года хочет провести IPO краудлендинговая платформа JetLend — она специализируется на кредитовании малого бизнеса. На площадке обещают доходность значительно выше, чем по депозитам: средняя доходность всех инвесторов платформы якобы составляет астрономические 90%. Ожидаемая капитализация платформы — от 11 до 20 млрд рублей. В конце прошлого года JetLend уже вышла на облигационный рынок, заняв 80 млн рублей.
На днях о планах провести IPO заявила МФК «Займер», лидер рынка микрозаймов. За 2023 год компания выдала 53,1 млрд рублей 1,3 млн уникальных клиентов. Гендиректор «Займера» Роман Макаров объяснил «Моноклю», что компания в 2021 году уже осуществила три выпуска облигаций для квалифицированных инвесторов, в текущем году планируется их погасить. Заемные деньги нужны были для завоевания большей доли рынка. Выход на облигационный рынок также помог повысить стандарты управления и инвестиционного развития. «В условиях высокой процентной ставки привлечение акционерного капитала становится предпочтительнее и дешевле», ― объяснил Макаров подготовку к IPO. Размещение нужно и для дальнейшего развития корпоративного управления. «Выпущенные акции могут быть использованы для структурирования сделок слияний и поглощений и программ мотивации менеджмента», ― добавляет глава компании. Он уточнил, что в рамках IPO единственный акционер «Займера» планирует предложить инвесторам акции компании на сумму около 3 млрд рублей, но при этом остается владельцем преобладающего пакета. Макаров также рассказал, что к IPO компания готовится второй год, все возможные риски были тщательно спрогнозированы. «Мы провели множество изменений в сфере корпоративного управления, утвердили дивидендную политику, которая подразумевает ежеквартальные выплаты в размере от 50 процентов чистой прибыли», ― говорит он.
На IPO могут в этом году выйти и четыре компании инвестиционного холдинга Владимира Евтушенкова АФК «Система» ― сеть клиник «Медси», фармкомпания «Биннофарм», сеть гостиниц Cosmos Hotel Group и агрохолдинг «Степь». Тут нет ничего удивительного: вывод «дочек» на биржу — стандартная стратегия холдинга.
Предложить свои акции готовятся производитель ювелирной продукции с собственной розничной сетью Sokolov и еще одна сеть ювелирной продукции — Sunlight. Для Sokolov 2023 год стал крайне успешным: число магазинов выросло с 416 до 650. В 2024-м холдинг хочет открыть еще 300 торговых точек. В этом году также планируется на 30% увеличить выручку. Sunlight тоже развивается быстрыми темпами: по итогам 2023 года выручка компании должна составить 67 млрд рублей против 43 млрд годом ранее.
В 2023 году на рынок акционерного капитала вышли 11 компаний: все те же компании из финансового сектора — сеть ломбардов МГКЛ, микрофинансисты CarMoney, — а также Совкомбанк. IPO проводили и IT-разработчики — «Астра» (создатель одноименной операционной системы), «Диасофт» (разработчик ПО для автоматизации банков), каршеринг «Делимобиль». На рынок акционерного капитала вышли также несколько компаний из совершенно разных сфер: сеть магазинов мужской одежды Henderson, исследовательская компания из сферы медицины Genetico, один из крупнейших топливных операторов «Евротранс», ликеро-водочный завод «Кристалл», один из крупнейших золотодобытчиков ЮГК.
При проведении IPO разные компании преследуют разные цели. Директор по инвестициям управляющей компании «Эра Инвестиций» Иван Лавриненко отмечает, что бизнесмены выходят на IPO, когда хотят получить рыночную оценку, продать доли основных акционеров (выйти в кеш), прорекламировать бренд или повысить лояльность персонала через программу опционов.
Руководитель IR-службы «Диасофт» Татьяна Таскаева заявила «Моноклю», что с помощью IPO удалось привлечь инвестиции на реализацию стратегии роста и выхода в новые сегменты. Кроме того, компания смогла получить справедливую оценку.
В пресс-службе «Делимобиля» сказали, что IPO стало одним из инструментов для привлечения капитала. Компания использует дифференцированный подход: она старается получать финансирование из разных источников. В 2023 году компания разместила облигации на 9 млрд рублей, для развития автопарка используется и традиционный финансовый лизинг.
Директор по управлению корпоративными финансами финтех-сервиса CarMoney Артем Саратикян говорит, что для МФО привлечение средств в капитал, в отличие от долговых обязательств, позволяет снизить давление на нормативы. «Например, минимально допустимое значение норматива НМФК1 (норматив достаточности собственных средств. — “Монокль”) установлено на уровне 6,0 процента. Значение этого показателя у CarMoney на конец 2022 года находилось на уровне 8,36 процента, поэтому нам приходилось сдерживать новые выдачи», ― говорит Саратикян. По его словам, после размещения акций на Московской бирже в июле 2023 года проблема с регуляторным капиталом была решена, а на конец декабря 2023-го норматив достиг показателя 14,75%. «Это позволяет нам и дальше растить бизнес», ― говорит представитель CarMoney.
Артем Саратикян добавил, что фондирование операционной деятельности ведется, наоборот, преимущественно за счет долговых средств ― кредитных линий, облигационных выпусков, инвестиционных займов и других инструментов. «В конце марта мы, например, запустили программу выпуска биржевых облигаций, о размещении в рамках которой будет скоро объявлено», ― сказал он.
Представители опрошенных компаний рассказали, что подготовка к IPO отняла у них определенное время, пришлось внимательно просчитывать все риски. Так, по словам Татьяны Таскаевой, в «Диасофт» при подготовке к IPО советовались с профессиональными консультантами. Однако эти усилия окупились: благодаря IPO удалось реализовать стратегию роста, выйти в новые сегменты рынка, существенно повысить узнаваемость бренда. «Считаем, что расходы на публичное размещение с учетом последовательной позитивной динамики финансовых результатов “Диасофт”, отсутствия долговой нагрузки оправданны», ― говорят в компании.
Финансовый директор сервиса кикшеринга самокатов Whoosh, ставшей единственной компанией, решившейся на IPO в 2022 году, Александр Синявский говорит, что сервису тоже пришлось потратить силы на подготовку размещения. Привлеченные через IPO средства для компании были не бесплатными. Акционерный капитал в экономической теории считается самым дорогим. Но выход на IPO был оправдан. «Нам это дало “новую валюту” в виде котируемых акций. У нас появились новые возможности для осуществления расчетов в M&A-сделках и для мотивации менеджеров через опционную программу», ― сказал Синявский.
Компании из финансов и IT, штурмующие рынок IPO, лучше готовы к этому, чем игроки из других секторов. У таких компаний лучше налажен процесс подготовки качественной отчетности, процедуры корпоративного управления, системы внутреннего контроля и управления рисками, объясняет партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Антон Ефремов. В случае с финансовыми компаниями это связано еще и с требованиями Банка России.
Вместе с тем, по словам исполнительного директора департамента рынка капиталов инвестиционной компании «Универ Капитал» Артема Тузова, «успешной для IPO» отраслью сегодня является только IT. «Все остальные компании, в том числе финансовые, тратят значительные средства для привлечения инвесторов без гарантированного результата», ― отмечает он.
Многие компании боятся выходить на IPO, считая его более сложным инструментом, чем долговой рынок. На рынке облигаций эмитентов сегодня кратно больше, чем на рынке акционерного капитала. Руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Анастасия Пузанова объясняет это тем, что рынок облигаций в России имеет многолетнюю историю, его можно назвать зрелым. Рынок же акций пока не такой. «Облигационный рынок не останавливал первичные размещения даже в самые турбулентные для бизнеса времена. Это позволило накопить огромный опыт работы с разными состояниями эмитентов. А многолетняя пауза в проведении IPO российскими компаниями на национальной фондовой бирже стала причиной заморозки российского рынка акций», ― говорит эксперт.
Аналитики «Газпромбанк Инвестиций» напоминают, что проведение IPO, в отличие от выпуска облигаций, требует от компании выполнения множества условий контролирующих органов. И это может отпугивать потенциальных эмитентов. Кроме того, некоторые компании не выходят на IPO из-за позиции их бенефициаров. «Оценка бизнеса собственником может значительно превышать возможную сумму размещения на IPO», ― говорят в «Газпромбанк инвестициях». Проще говоря, мажоритарии часто слишком дорого оценивают свой бизнес.
Инвесторы в облигации и в акции — это разные группы инвесторов, добавляет Антон Ефремов. Те, кто инвестирует в облигации, рассчитывают на возврат капитала. Инвесторы в акции смотрят на стратегию и верят в будущее компании, чтобы заработать на росте котировок. По облигациям компании предлагают конкретный размер периодически выплачиваемого купонного дохода, а в конце срока обращения — погашение номинальной стоимости облигаций, продолжает эксперт. На такие условия легче найти инвесторов, которые просто хотят заработать на более высоких, чем по депозитам в банке, ставкам.
«По акциям же эмитенты могут только пообещать дивиденды, если у компании будет прибыль к распределению. А вложенный в акции капитал нельзя получить обратно: акции можно только продать на бирже, если будет достаточная ликвидность этих бумаг и приемлемая цена. Поэтому при IPO важна история успеха и стратегия развития компании на пять-десять лет, чтобы инвесторы поверили, что они могут заработать на росте котировок акций и дивидендах», ― заключает Ефремов.
Не все растущие быстрыми темпами компании выходят на IPO, некоторым из них легче привлекать капитал другим способом — на том же долговом рынке, с помощью кредита, вклада акционеров, объясняет начальник аналитического отдела инвестиционной-компании «РИКОМ-Траст» Олег Абелев. Хотя есть компании, для которых IPO — это единственная возможность развития здесь и сейчас, и другие инструменты привлечения капитала для них недоступны или неинтересны.
Часто компании не выходят на IPO по банальной причине— они не нуждаются в дополнительных средствах, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. Некоторые компании останавливает то, что привлечение средств через IPO может быть невыгодным. «У нас в стране есть примеры нишевых магазинов, которые обслуживают покупателей определенных товаров и зарабатывают хорошие деньги для владельцев и небольшого числа сотрудников. Ниши эти не столь велики, чтобы привлечь крупнейших ретейлеров, так что бизнес существует десятилетиями в форме частных компаний», ― приводит пример аналитик «Финама». Понятно, что такому бизнесу IPO не нужно. По той же причине не становятся публичными рекламные агентства, дизайн-бюро и консалтинговые компании, добавляет Делицын. «Проводя IPO, компания соглашается на раскрытие значительного объема информации, а доля акций собственника уменьшается. Иногда даже для крупных компаний это нежелательно», ― говорит он.
Рынок IPO в 2024 году продолжает поддерживать высокая активность спекулятивных инвесторов, заявила на форуме «Стратегическая сессия финансового рынка: год IPO» управляющий директор по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам агентства «Эксперт РА» Гульназ Галиева.
Именно «физики» стали безусловными хозяевами этого рынка. По данным Мосбиржи, доля розничных инвесторов в некоторых небольших IPO прошлого года достигала 100%. Например, такие инвесторы полностью выкупили бумаги Genetico, CarMoney, «Мосгорломбарда», завода «Кристалл». Доля физлиц в IPO «Евротранса» составила 73%, в IPO Совкомбанка и «Астры» ― 70%.
Институциональные инвесторы покупали более ликвидные бумаги с объемом размещения более 3,5 млрд рублей. Но даже в таких размещениях их доля не превышала 50%. Крупные заявки выставляют сегодня только пять-шесть крупных игроков, рассказала начальник департамента рынков фондового капитала Газпромбанка Татьяна Капустина.
Многие компании боятся IPO, считая его более сложным инструментом, чем выход на долговой рынок. На рынке облигаций эмитентов сегодня в разы больше, чем на рынке акционерного капитала
Большое число физлиц делает рынок более волатильным. Инвесторы-непрофессионалы неспособны дать корректную оценку стоимости бумаг новой компании. Как правило, они склонны переоценивать их, в результате большинство IPO проводится сегодня по верхнему ценовому диапазону. Однако затем возможны резкие спады, когда инвесторы на фоне тех или иных событий начинают продавать бумаги. Из-за отсутствия крупных инвесторов, использующих более продуманные стратегии, расшатать котировки акций, особенно небольших компаний, стало гораздо проще.
По словам Ивана Лавриненко, среди институциональных инвесторов остались ПИФы, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а также крупные family offices. Их общая доля в оборотах на рынке акций составляет, по некоторым оценкам, около 20%.
Однако эта доля может увеличиться, в ближайшее время НПФ смогут активнее участвовать в IPO. Центробанк и Минфин предлагают снизить для них порог участия — сегодня они могут покупать акции эмитентов при первичном размещении, если капитализация эмитента не менее 50 млрд рублей. Этот порог хотят снизить до 3 млрд рублей. Предлагается также увеличить долю акций, которую может купить НПФ, с 5 до 10% от общего объема размещения.
Институционалам свойственно более глубокое изучение компании. Они во многом формируют диапазон стоимости во время организуемых перед IPO созвонов с компанией и организаторами, в котором в итоге идет размещение. «Многие компании сейчас стремятся при аллокации отдавать около половины акций в руки институционалов. Считается, что этот класс инвесторов более качественный, так как склонен дольше держать бумагу и не продавать ее, снижая волатильность», ― объясняет Лавриненко.
По данным Мосбиржи, доля розничных инвесторов в некоторых небольших IPO прошлого года достигала 100%. Например, такие инвесторы полностью выкупили бумаги Genetico, CarMoney, «Мосгорломбарда», завода «Кристалл»
Олег Абелев говорит, что институционалы — это уже не такие большие компании, как были до 2021 года. «Тогда они были представлены в основном крупными зарубежными фондами и инвестиционными банками. Сейчас новый институциональный игрок — это фонд, крупный по российским меркам, или управляющие компании, которые формируют линейку фондов», ― говорит Абелев и добавляет, что в ближайшее время не стоит ждать появления большого числа новых институциональных инвесторов.
Сооснователь и член совета директоров инвесткомпании Dome Foundation Евгений Лашков соглашается: институциональные инвесторы начали постепенно наращивать активность во второй половине 2023 года, однако масштабы их присутствия по-прежнему ограниченны. «Появление новых институциональных инвесторов в краткосрочной перспективе маловероятно», — говорит Лашков. Количество институционалов сегодня невелико, а тех, кто способен размещать миллиардные заявки, и вовсе не более дюжины, заключает эксперт. Это означает, что в ближайшие годы наш рынок обречен на небольшие IPO.
«Если розничные инвесторы ошибаются и поддаются золотой лихорадке, то институционалы могут позже купить акции на рынке по более низкой цене, ― продолжает Леонид Делицын. ― Но вряд ли эмитенты резко возражают против золотой лихорадки и стремятся ограничить рост цены. Напротив, многие эмитенты хотят с самого начала получить максимально возможную оценку».
Вместе с тем опрошенные «Моноклем» эксперты уверены, что, несмотря на нехватку институционалов, рынок вполне способны вытащить и розничные инвесторы. Вероятнее всего, так называемый бум IPO продолжится еще как минимум год.
Анастасия Пузанова считает, что интерес к IPO со временем будет только расти. «Сегодня мы видим самых смелых эмитентов. С ростом числа размещений путь проведения IPO станет понятнее, а расходы — ниже. Это приведет на фондовый рынок еще больше компаний», ― уверена она.
Иван Лавриненко обращает внимание, что инвесторы заинтересованы в большом числе эмитентов. Это увеличивает возможности для инвестирования. Компании тоже видят плюсы в публичности. Факторов, способствующих остановке процесса выхода компаний на IPO, нет, считает эксперт.
Бум IPO, вероятно, только начался в прошлом году, считает аналитик управляющей компании «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. «Власти страны ставят амбициозные цели по развитию российского фондового рынка, в том числе за счет стимулирования компаний выходить на рынок посредством IPO. Поэтому мы не ожидаем снижения темпов новых публичных размещений акций российских компаний», ― говорит он.
Леонид Делицын же напоминает, что прошлый бум IPO (он был в 2006‒2007 годах, когда на рынок выходило ежегодно около 30 компаний — ред.) длился не дольше двух лет. «За два года те, кто хочет зарабатывать на IPO, успевают истратить весь свой инвестиционный ресурс. Он переходит венчурным инвесторам, которые финансируют проекты следующего поколения. Эти проекты выходят на биржу в среднем лишь десять-пятнадцать лет спустя, а к тому моменту сбережения накапливаются уже у детей участников бума. Так цикл повторяется заново. У нас сейчас бум IPO лишь начинается. Учитывая значительное количество технологических компаний, готовых к размещению, и курс государства на вывод на биржу стратегически важного хайтека, вполне можно ожидать, что бум продлится два года», ― заключает эксперт.