X5 Retail Group проходит через процедуру «принудительной редомициляции». На очереди еще пять крупнейших отечественных компаний. Так они смогут свободно брать кредиты в российских банках, защищаться в судах и платить дивиденды: офшорные материнские компании стали для этого серьезным препятствием
Управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»X5 Retail Group, которая, проходит через процедуру «принудительной редомициляции». Хотя термин не совсем верный: переезд выглядит принудительным только внешне — заявление в суд подано от имени Минпромторга, но инициаторами, скорее всего, были российские владельцы.
Двадцать девятого марта холдинг сообщил, что Министерство промышленности и торговли РФ подало в Арбитражный суд Московской области заявление о приостановлении корпоративных прав X5 Retail Group в отношении ее российской «дочки» «Корпоративный центр Икс 5». Заседание суда назначено на 23 апреля. Позже было объявлено о запрете с 1 апреля открывать короткие позиции по глобальным депозитарным распискам (ГДР) компании, а с 5 апреля приостановились торги ими на Мосбирже.
Повторим: это не классическая редомициляция, и она почти наверняка не принудительная. Редомициляцией обычно называют добровольную смену юрисдикции компании с сохранением всех ее бизнес-структур (как было, к примеру, у VK, он же «ВКонтакте», и «Тинькофф», он же «ТКС групп»). В данном случае переезда X5 Retail Group в российскую юрисдикцию не будет. Да и процесс, судя по всему, был запущен по просьбе владельцев холдинга, а не по одностороннему решению Минпромторга. Напомним, что X5 Retail Group на 47,86% принадлежит CTF Holdings S. A., связанной с «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. Так что правильнее было бы назвать происходящее удалением офшорной прокладки между российским бизнесом и российскими же конечными бенефициарами. Причем делается это в обход санкций, западного регулирования и без учета мнения совладельцев-нерезидентов. В итоге принудительной процедуру можно назвать только с точки зрения иностранных акционеров. С точки зрения российских владельцев, это, наоборот, возврат контроля над своими активами.
Делается все в соответствии с принятым в прошлом году федеральным законом «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями (ЭЗО)» (№ 470-ФЗ, подробнее см. статью «Россия готова ответить на конфискацию», «Монокль» № 5 за 2024 год). Как поясняет старший юрист «Дэнуо» Мария Винокурова, целью документа было создать альтернативу редомициляции иностранных холдинговых компаний с российскими бенефициарами в Россию, потому что редомицилироваться могут не все. «Президент Х5 Екатерина Лобачева еще год назад обращала внимание на то, что у холдинга нет ни технической, ни юридической возможности переехать из Нидерландов в любую другую юрисдикцию», — напоминает Мария Винокурова.
Редомициляция возможна, если российские бенефициары сохранили корпоративный контроль за офшорной прокладкой. Однако даже тогда она может быть сопряжена с дополнительными расходами. Например, у «Яндекса» эта процедура проходила по сложной схеме — с участием не только нидерландской Yandex N. V. и нового МКАО «Яндекс», но и промежуточного звена в виде ЗПИФ «Консорциум.Первый». В рамках этой схемы ЗПИФ выкупил у Yandex N. V. российский бизнес «Яндекса» за 475 млрд рублей. В случае, когда корпоративный контроль утрачен — например, из-за санкций, наложенных на владельцев, — даже такая схема не поможет. То есть в условиях западных ограничений традиционная редомициляция действительно часто бывает невозможна, а необходимость в ней есть, даже без учета требований российского правительства.
По словам руководителя корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия» Ирины Егоровой, механизм № 470-ФЗ предусмотрен для предприятий, ведущих бизнес в России, у которых стопроцентным учредителем или акционером является кипрская (чаще всего) или нидерландская организация. Обычно такая организация является секретарской: в подавляющем большинстве случаев ее контрольный пакет принадлежит российским бенефициарам (однако иногда среди бенефициаров есть и иностранцы). Теперь в силу международных санкций эти компании больше не могут выполнять возложенные на них функции. «Они не принимают необходимые корпоративные решения в отношении своих российских активов: не одобряют сделки, не голосуют по вопросу выплаты дивидендов и так далее, то есть фактически блокируют нормальную деятельность, — объясняет Ирина Егорова. — Когда-то выводить дивиденды в юрисдикции с льготным налогообложением было выгодно, в текущей же ситуации это неактуально, данная прослойка стала ненужной и требует исключения из корпоративной структуры».
Почему использование нового механизма начали с X5 Retail Group, сказать, не зная инсайдерской информации, невозможно. По мнению аналитика ФГ «Финам» Игната Иванова, это может быть связано с тем, что X5 зарегистрирована в Нидерландах: переехать из этой юрисдикции труднее, чем, например, с Кипра. Другая вероятная причина — влияние Михаила Фридмана на решение о принудительной редомициляции. «Бизнес Фридмана, как и он сам, находится под санкциями ЕС и США, поэтому добровольный переезд был крайне затруднительным, а на исход принудительной процедуры иностранные регуляторы повлиять решительным образом не смогут», — предполагает аналитик.
К идее избавления наших компаний от офшорных прокладок следует относиться положительно: бенефициары и миноритарные акционеры вернут доступ к своему российскому активу, в том числе смогут получать дивиденды
Что касается применения новой схемы, например, к «Яндексу», то, по словам Игната Иванова, потребности в редомициляции нидерландской головной компании, теперь управляющей только несколькими стартапами, нет: бизнес «Яндекса» разделен и практически все активы уже официально переехали в РФ. От себя добавим, что сложная схема с выкупом российской части бизнеса через ЗПИФ «Консорциум.Первый», которой воспользовался IT-гигант, вряд ли подпадает под определение редомициляции.
Российским владельцам X5 Retail Group — как основным, так и миноритариям — опасаться последствий решения суда не нужно. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, ссылаясь на пресс-релиз X5 Retail Group N. V., поясняет: распределение долей в новой компании («КЦ Икс 5») будет пропорционально участию в ГДР. То есть сколько было у инвестора расписок X5 Group, столько он получит акций «КЦ Икс 5». Потом «КЦ Икс 5» будет преобразован в ПАО и залистингован на Мосбирже.
Вступление в права собственности в «КЦ Икс 5» совпадает с датой суда, продолжает Суверов. «Сам суд по закону должен вынести решение в течение одного дня. Получается, что мы станем акционерами “КЦ Икс 5” уже 24 апреля, а запись в реестре появится в течение трех рабочих дней, то есть до 26 апреля», — успокаивает стратег «Арикапитал». Вообще, российские держатели ГДР X5 дополнительно ничего не должны делать: процедура замены бумаг пройдет автоматически, как это было с ТКС и «ВКонтакте».
Добавим все же ложку дегтя. Действительно, в пресс-релизе отмечается, что закон предусматривает отдельную процедуру распределения для держателей ГДР X5 в российских депозитариях в рамках процесса, который будет установлен Центральным банком России и не потребует подачи заявки на участие со стороны владельцев бумаг. Однако в том же пресс-релизе предупреждают, что соответствующий акт ЦБ РФ еще не издан.
С инвесторами-нерезидентами ситуация сложнее. «Закон предусматривает компенсацию тем нерезидентам РФ, которые не согласятся вступать в права “КЦ Икс 5”. Причем решение, выплачивать им компенсацию или нет, зависит от правкомиссии (Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. ― “Монокль”)», — поясняет Сергей Суверов. По закону компенсация должна быть по рыночной цене, но какую именно выберут — мы не знаем. Стратег «Арикапитал» напоминает, что у X5 порядка 30% free-float принадлежит недружественным нерезидентам.
Кроме того, на зарубежных акционеров, участвующих в распределении акций «КЦ Икс 5», будут распространяться временные ограничения, касающиеся операций с ценными бумагами, получения дивидендов, размещения ценных бумаг и любых будущих выплат на счетах типа C.
Советник «Дэнуо» Леонид Кропотов также успокаивает российских владельцев и инвесторов Х5: если иск Минпромторга к холдингу будет удовлетворен (а сегодня в этом нет сомнений), предполагается преобразование ООО «Корпоративный центр Икс 5» в акционерное общество с дальнейшим распределением акций напрямую между бенефициарами X5 Retail Group N. V. «При успешной реализации данного плана российские держатели бумаг смогут получать дивиденды и осуществлять свои права акционеров без каких-либо ограничений, в то время как права иностранных акционеров будут ограничены в соответствии с положениями контрсанкционного регулирования как в части распоряжения бумагами, так и в части получения выплат, — говорит эксперт. — Полагаем, такая мера дополнительно мотивирует иностранцев продать свои бумаги россиянам по приятной цене».
Что касается весьма интересующего розничных инвесторов вопроса дивидендов (X5 не платит их уже два года), то, как поясняет Ирина Егорова, соответствующее корпоративное решение должно быть принято актуальными собственниками бизнеса. Новый «КЦ Икс 5» ничем не будет отличаться от стандартной российской организации, действующей на основании устава и принимающей решения с учетом корпоративных документов. Игнат Иванов подтверждает, что решение о выплате дивидендов примут органы управления нового юридического лица: оно будет рекомендоваться советом директоров и утверждаться собранием акционеров.
Кому еще предстоит избавление от офшорной прокладки? Перечень экономически значимых организаций, утвержденный 1 марта 2024 года, состоит всего из шести компаний: АБ Холдинг (Альфа-банк), «ЮНС-Холдинг» («АльфаСтрахование»), «Корпоративный центр Икс 5» (X5 Group), производитель удобрений «Акрон Групп», «Городской супермаркет» («Азбука вкуса»), добывающее предприятие «Разрез Аршановский». Первые две ЭЗО курируются Минфином, последняя — Минэнерго, остальные — Минпромторгом. Можно предположить, что по пути X5 пойдет АБ Холдинг: среди владельцев есть обложенный личными санкциями Михаил Фридман. Остальные же могут выбрать и выбирают другие варианты.
Ирина Егорова напоминает, что иски о приостановлении корпоративных прав разрешается подавать не только государственным органам, но и самим компаниям и их руководителям. Так, уже подан иск о приостановлении корпоративных прав в отношении «Разреза Аршановского» и «Городского супермаркета». Инициатором иска к кипрской Demanor Investments (владелец «Городского супермаркета») выступил президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб, а к кипрской Zimber Investments (владелец «Разреза Аршановского») — гендиректор «Разреза» Владимир Лунев и его сын Андрей Лунев. По данным Ирины Егоровой, в отношении «Разреза Аршановского» обеспечительные меры уже приняты и рассмотрение дела назначено на 18 апреля — раньше, чем по X5. Если здесь удастся обойтись одним судебным заседанием, то первое решение по этой категории дел мы получим уже 18 апреля.
Компаний, попавших в список, действительно совсем немного. Леонид Кропотов уверен, что они попали туда как раз потому, что намерены реализовать процедуру приостановления корпоративных прав, предусмотренную законом об ЭЗО. Его коллега Мария Винокурова отмечает: «Тинькофф», Альфа-банк и Х5 заявляли в СМИ, что сами подали заявки на включение в список экономически значимых организаций. Следовательно, данная законодательная инициатива была востребована снизу, то есть со стороны бизнеса, как альтернатива процедуре редомициляции. «Другое косвенное подтверждение состоит в том, что в утвержденный список ЭЗО вошло всего шесть компаний, хотя при желании правительство РФ могло включить туда в разы больше организаций», — говорит Винокурова.
В заключение хочется отметить, что при всех шероховатостях — все-таки процедура приостановления прав через суд проводится впервые — к идее избавления наших компаний от офшорных прокладок через механизмы закона об ЭЗО следует относиться положительно. По словам Ирины Егоровой, сейчас бенефициары российских активов лишены возможности принимать корпоративные решения, так как секретарские компании вынуждены соблюдать международные санкции. Доходит до того, что они не выдают доверенности, которые необходимы для большинства действий российских «дочек»: представительства в суде, получения лицензии, взятия кредита, проведения сделок и т. д. «С юридической точки зрения я вижу позитивный момент в том, что бенефициары и миноритарные акционеры вернут доступ к своему российскому активу, в том числе смогут получать дивиденды», — заключает юрист.