Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Павел Неумывакин — о том, как повысить роль средних региональных банков и стимулировать их развитие
Во многих странах региональные банки играют важную роль в кредитовании бизнеса. Их руководство часто лично знакомо с директорами и владельцами значимых предприятий региона. Им проще предложить персонифицированные условия по кредитам, чем федеральным банкам, которые идут на личный контакт только с крупным бизнесом, а остальным предлагают стандартизированные продукты. В России же роль региональных банков относительно невысока, за редким исключением в регионах первую скрипку играют банки федерального значения, в особенности системно значимые игроки и банки с госучастием.
Более того, региональные банки продолжают быстро терять позиции. Еще десять лет назад только в 16 регионах РФ (из 85) не было региональных банков либо присутствовал только один. Сейчас таких регионов уже 51. Уменьшилась и доля региональных банков в активах банковской системы. В 2013 году на них приходилось 11,1% всех банковских активов, за десять лет этот показатель сократился в два с половиной раза.
О том, какие изменения в регулировании нужны, чтобы региональные средние банки могли более активно развиваться и расширять кредитование местного бизнеса, мы решили спросить Павла Неумывакина, исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ).
― Что вообще сейчас происходит со средними региональными банками? Одно время о них говорили довольно много, но теперь эта тема отошла на второй план.
― По классификации ЦБ, региональными называются те банки, головные офисы которых зарегистрированы за пределами московского региона, за исключением системно значимых. Например, в список не входит Совкомбанк, хотя он и зарегистрирован в Костроме. За десять лет число региональных банков сократилось в два с половиной раза. Десять лет назад их было 425, на 1 января 2024 года осталось 153. Если говорить конкретно про средние, то к ним можно отнести банки с универсальной лицензией, что означает капитал больше миллиарда рублей. Таких 80. По ним на протяжении всех десяти лет динамика была, в общем, незначительной.
В активах банковской системы все региональные банки занимают 4,4 процента, в корпоративных кредитах — 3,8, в розничных — 3,6 процента. В пассивах чуть больше: в средствах юридических лиц — 5,3 процента, в средствах физических лиц — 5,2. Причем по корпоративным кредитам после роста портфеля региональных банков в 2022 году на 7,5 процента в 2023-м произошло снижение на 4,1 процента. В то же время кредитование МСП и розница в 2023 году продолжили расти — на 6,7 и 10 процентов соответственно. В результате прирост активов региональных банков составил 4,2 процента.
― Доля невелика. Понятно, откуда берется точка зрения, что средние и мелкие банки, в том числе региональные, вообще не нужны, что стране хватит 20‒30 банков. Что на это можно возразить?
― Чем региональные банки интересны для клиентов? Во-первых, они досконально знают специфику своих регионов. Во-вторых, у них довольно высока скорость принятия решений. У крупнейших игроков система андеррайтинга предусматривает принятие решений по скоринговым моделям не в регионе, а в центре принятия решений — в Москве, а там нюансы, которые доступны при личном общении, неизвестны. Региональный же банк знает свою клиентуру и может более индивидуально подходить к ее запросам, прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса.
Мало кто в бизнесе может похвастаться тем, что клиент у него обслуживается на протяжении десятилетий. Новых региональных банков не появляется, а история многих существующих насчитывает больше трех десятков лет. Региональные банки видели, как их клиент превращался из малого бизнеса в средний, а возможно, и в крупный — это никакой скоринговой моделью не заменишь.
Еще одним плюсом является гибкость тарифной политики. У федеральных банков она жестко централизована: одни и те же тарифы действуют во всех регионах присутствия, а экономическая ситуация, уровень зарплат и другие параметры могут существенно различаться. Региональные же банки исходят именно из своей специфики. То, что дешево для жителей Москвы и Петербурга, может быть совсем не дешево для жителя Сибирского или Дальневосточного округов. Наконец, у региональных банков отлажено сотрудничество с региональными институтами развития, в результате все происходит достаточно оперативно и эффективно.
― Как вообще выглядят бизнес-модели средних региональных банков? Успешные небольшие банки часто занимают какую-то специализированную нишу, но ведь средним банкам одной ниши уже недостаточно.
― Исходя из своих параметров средние региональные банки за редким исключением работают в сегменте малого, среднего, да и крупного бизнеса тоже, но это не работа с крупнейшими игроками. Естественно, работают и с розницей, причем, как правило, с клиентами зарплатных проектов: обслуживают физических лиц — сотрудников предприятий, которые являются клиентами банка. В последнее время вырос удельный вес комиссионных доходов, что связано с активным развитием внешнеэкономической деятельности в силу дополнительного притока новой клиентской базы после февраля 2022 года.
Важен для успеха регионального банка и репутационный фактор. У этих банков есть история присутствия в регионе, возглавляют их достаточно известные люди с личными контактами с руководителями всех крупнейших предприятий региона. Кроме того, ни один региональный банк не может быть успешным, не работая в тесном контакте с региональной администрацией, областной и краевой. Все эти факторы в совокупности позволяют региональным банкам чувствовать себя неплохо.
― Насколько я понимаю, именно малые и средние банки, включая региональные, сыграли важную роль в преодолении санкций. Это ведь тоже можно записать в список их преимуществ?
― Действительно, именно наличие средних банков в какой-то степени помогло российским предприятиям продолжать проведение расчетов после того, как абсолютное большинство крупнейших игроков оказалось под санкциями. Поэтому в прошлом году значительная часть клиентской базы перешла в средние банки, которые, по крайней мере пока, могут проводить платежи без санкций. Впрочем, уже появились первые средние банки, в том числе региональные, которые тоже подпали под санкции (в феврале 2024 года в американские «расстрельные списки» вошли «РостФинанс» и Челиндбанк. ― «Монокль»). Возможно, причиной как раз был рост объемов платежей, проводимых этими банками в прошлом году, а также наличие среди их клиентуры предприятий оборонного комплекса. На мой взгляд, именно средние банки поддержали бесперебойность работы российских предприятий с точки зрения проведения платежей, что обеспечило нормальное функционирование российской экономики.
― Насколько вообще выросла активность средних региональных банков в работе с ВЭД?
― Официальных данных по понятным причинам нет. Оценочно в прошлом году число клиентов средних региональных банков, занимающихся ВЭД, выросло раза в два. В основном это произошло за счет перевода части счетов из крупнейших банков к ним. Конечно, все зависит от возможности того или иного банка проводить платежи с Китаем, Турцией, Индией, Эмиратами и так далее, но число клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, у банков, которые на этом специализировались, по меньшей мере удвоилось.
― Как в целом на средние региональные банки повлияли санкции? Чего было больше: новых возможностей или новых рисков?
― В 2022‒2023 годах, несомненно, было больше новых возможностей: это и рост клиентской базы, и рост комиссионных доходов, потому что несоизмеримо выросла доходная составляющая от проведения расчетов. По прогнозам на 2024 год считается, что крупнейшие банки возьмут свое за счет устойчивой ресурсной базы, более высокой маржи за счет низкой стоимости ресурсов, объемных показателей, роста капитала. Потери, которые крупнейшие игроки понесли в 2022 году, в 2023-м были уже практически компенсированы, а в 2024-м они снова будут увеличивать свою долю по всем параметрам.
― Не потеряют ли средние банки свои преимущества в сфере ВЭД? Из-за боязни вторичных санкций возникают проблемы с платежами с Китаем и Турцией. В то же время крупные игроки могут обойти это препятствие за счет открытия дочерних банков — например, как это сделал ВТБ в Китае.
― Есть разные китайские банки. Если говорить о крупнейших, то они, естественно, подвержены влиянию американских институтов, поэтому платежи они, скорее всего, проводить не будут. Однако есть небольшие китайские банки, в том числе региональные, которым американские санкции не так страшны, они мало завязаны с зарубежными финансовыми институтами. Соответственно, пока открытие счетов в банках подобного рода и проведение через них платежей с китайскими контрагентами остается возможным. Риск работы с крупнейшими китайскими и турецкими игроками был понятен, поэтому, насколько известно, средние банки открывали счета не в крупнейших китайских банках, а в небольших.
― Главный вопрос: чего не хватает для развития средних региональных банков? Может быть, стоит поменять что-то в регулировании?
― Как я уже говорил, число региональных банков за десять лет сократилось в два с половиной раза. Кроме того, повторюсь, в 51 регионе из 85 (не считая четырех новых территорий) региональные банки либо отсутствуют, либо остался только один региональный банк. Ситуация не очень хорошая. На прошлогоднем съезде АРБ предложила Центральному банку подумать над введением института регионально значимых банков. Есть системно значимые, в дополнение к ним мы предложили выделить регионально значимые.
В чем основной смысл? Сейчас региональные банки участвуют в федеральных программах поддержки по остаточному принципу. Возьмем, например, знаменитую программу «1764» льготного кредитования для МСП, установленные лимиты по ней выбирают системно значимые кредитные организации, банки с госучастием, а на банки меньшего размера остаются крохи. Есть, скажем, средний банк, который может выдать кредитов малому и среднему бизнесу по этой программе на три миллиарда рублей, но ему устанавливают лимит в 300 миллионов, из серии «бери что осталось». Институт регионально значимых банков позволил бы поменять парадигму таким образом, чтобы лимит выделялся на регион, и если регионально значимый банк там присутствует, то основной лимит приходился бы на него, естественно, с учетом соблюдения нормативов, а остаток шел на все остальные банки. Региональный банк получал бы преференцию, но на заслуженных основаниях.
Причем предлагаемые АРБ критерии региональной значимости достаточно жесткие. Например, среди них наличие рейтинга одного из двух крупнейших российских рейтинговых агентств — либо АКРА, либо «Эксперт РА». На 1 января 2024 года им соответствовали 40 банков, которые присутствуют в 25 регионах РФ. Далеко не все региональные банки получают эту преференцию — только финансово устойчивые, надежные, которые реально занимаются финансированием экономики и физических лиц на территории своих регионов, ну и, естественно, не имеющие претензий со стороны регулятора.
― А что насчет отдельной лицензии в дополнение к универсальной и базовой? Нужна ли она для региональных банков?
— Отдельный вид лицензии не нужен, достаточно особого статуса, как для СЗКО, только на региональном уровне. Возможно, полезными были бы формы поддержки, связанные, скажем деликатно, с экономией расходов на новые IT-проекты. Сейчас в них нуждаются многие региональные банки, малые и средние. Например, проект внедрения у себя инфраструктуры по работе с цифровым рублем, по данным банков-участников, оценивается минимум в 150 миллионов рублей. Учитывая, что для многих региональных банков это эквивалентно размеру их годовой прибыли в прошлом году, было бы логично, чтобы регулятор подумал о возможностях консолидации усилий.
Именно наличие средних банков помогло российским предприятиям продолжать проведение расчетов после того, как крупнейшие игроки оказалось под санкциями
Например, сделать так, чтобы эти затраты приходились не на один малый и средний банк, а на группу банков. Например, на десять банков, перед которыми стоит задача внедрить цифровой рубль в первом полугодии 2025 года. Сейчас же ЦБ ставит задачу, а дальше ты идешь к крупнейшим игрокам, которые на сегодня являются монополистами рынка и, естественно, выкатывают такую цену, которая многим не по карману.
― Звучит как некий аналог синдицированного кредитования.
― Да, как вариант. Это, кстати, вполне возможно, учитывая идеи Центрального банка о моделях банковских объединений, которые в прошлом году были единодушно раскритикованы банковским сообществом. Впрочем, Центральный банк продолжает работу в этом направлении. В любом случае государству стоило бы подумать о поддержке малых и средних банков.